«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
статья

 Ксения Сергеевна Степанюк

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н,  раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия),  и трудовые действия, умения и знания, необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н,  раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия),  и трудовые действия, умения и знания, необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны.

В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.

Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей:

- профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы

- действия воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;

структура компетенции включает в себя:

- умения как основу компетенции;

- знания, обеспечивающие усвоение умения;

- ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;

- содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса потребует от педагога:

- знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- знание  общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.

- знание образовательных и парциальных программ.

- владение современными образовательными технологиями.

         - умение грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

- умения проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.

- умения организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

- умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

- умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

- уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

- реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Методологическая (методическая) компетентность предполагает:

          - понимание различных подходов к образованию и выбору методов.

 - собственную педагогическую позицию, осознание своего опыта на уровне теории.

 - владение различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

- владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ востребует:

- умение расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

4. Компетентность в организации воспитательной работы предъявляет требование:

- уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).

- уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.

- проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса предполагает:

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников потребует от педагога:

- владения технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

- владения средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

- умения организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

7. Компетентность в установлении контактов с родителями требует от воспитателя:

- знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.

- владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников:

- владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования обязывает:

- быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.

- обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.

- владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

- уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

- владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская) основывается на способностях педагога:

- к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

- владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.

- уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

11. Коммуникативная компетентность потребует:

-  способность осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.

- практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».

- умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.

- владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.

- умение публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.

- умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.

- умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

-  проявление экстраверсии и эмпатии.

12. Регулятивная компетентность заключается в способности:

- уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.

- уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.

- быть способным к саморегуляции.

- владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.

13. Социальная компетентность потребует:

- уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

 - уметь работать в команде педагогов

 - уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- владеть различными социальными ролями.

14. Специальная компетентность заключается в:

- владении профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.

- способности проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Педагог овладевает той или иной компетенцией,  проходя 4 стадии:

1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность.

нет необходимых знаний, умений и навыков

не знает, об их отсутствии

Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

2. Вторая стадия - сознательная некомпетентность.

осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).

3. Третья стадия - сознательная компетентность.

знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).

4. Четвёртая стадия - бессознательная компетентность.

профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение

профессионализм является частью личности.

Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждом ДОУ постоянно. Сейчас же главной нашей целью, как старших воспитателей, является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях и творческих группах исследовательская, экспериментальная деятельность инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий различные формы педагогической поддержки активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах обобщение собственного педагогического опыта

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:

систематически проходить курсы повышения квалификации

изучать современную методическую, педагогическую литературу

посещать обучающие семинары, практикумы и т.д.

участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

изучать информационно-компьютерные технологии

участвовать в конкурсах профессионального мастерства

иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

осуществлять работу по самообразованию

Система методической работы старшего воспитателя с педагогами должна включать:

1. Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.

Цель:

определение стратегии развития детского сада

создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов

Формы работы с педагогами:

работа с документами,

использование Интернет-ресурсов

консультации

семинары

2. Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.

Цель:

осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.

Формы и методы:

презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.

методы обучения активному мышлению

мозговой штурм

психологические тренинговые упражнения

Организация педагогов:

групповая

Объединение:

по уровню педагогического мастерства

по интересующей их проблеме

индивидуальная

3. Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.

Формы работы:

самостоятельное изучение информации,

систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток

мастер-класс

открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений

4. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов

Цель:

выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.

Этапы и формы методической работы по проблемам организации педагогического процесса в ДОУ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (изучение)

Цель: осмысление передовых систем

Формы методической работы:

проблемные консультации

семинары (теоретический, проблемный)

семинары-практикумы

групповые дискуссии

педагогические мастерские

аукцион педагогических знаний по одному из направлений образовательной работы

МЕТОДИЧЕСКИЙ этап (показ)

Цель: показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы

Формы методической работы:

Дискуссионная площадка

Мастер-класс

Школа педагогического мастерства

Клуб творческих встреч.

Психолого-педагогический семинар

Психологический тренинг

Организационно-деятельностные игры

Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)

Открытые просмотры разных видов деятельности, в том числе непосредственно образовательной

Взаимопосещения

Смотры-конкурсы

День открытых дверей

ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (разработка и апробация)

Цель: самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания

Формы методической работы:

Практикумы

Творческие отчеты

Научно-практический семинары

Беседы за «круглым столом»

Эстафета передового опыта

Конкурс педагогического мастерства

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Требования к проведению мониторинга (диагностики) профессиональной компетенции педагогов

Направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.

Оценка проф.компетентности должна проводиться не только путем сопоставления полученных результатов с нормами, но и путем сопоставления с результатами предыдущих диагностирований.

Проводится не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.

Должна опираться на самоанализ, самодиагностику для создания мотивации к самообразованию.

Уровень проф.компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика педагога, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО

В статье представлено описание пофессиональных компетенций педагогов. Отражен опыт работы детского сада, особое внимание уделяется конкурсному движению на разных уровнях (начиная от детского сада и за...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Старший воспитатель Степанюк К.С. В Федеральном государственном обр...