«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
статья
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия), и трудовые действия, умения и знания, необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия), и трудовые действия, умения и знания, необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей:
- профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы
- действия воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;
структура компетенции включает в себя:
- умения как основу компетенции;
- знания, обеспечивающие усвоение умения;
- ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
- содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:
1. Компетенция в ведении образовательного процесса потребует от педагога:
- знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
- знание образовательных и парциальных программ.
- владение современными образовательными технологиями.
- умение грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- умения проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
- умения организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
- умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
- уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Методологическая (методическая) компетентность предполагает:
- понимание различных подходов к образованию и выбору методов.
- собственную педагогическую позицию, осознание своего опыта на уровне теории.
- владение различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
- владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ востребует:
- умение расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
4. Компетентность в организации воспитательной работы предъявляет требование:
- уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
- уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
- проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса предполагает:
- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников потребует от педагога:
- владения технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- владения средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
- умения организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
7. Компетентность в установлении контактов с родителями требует от воспитателя:
- знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
- владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников:
- владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования обязывает:
- быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
- обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
- владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
- уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
- владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
10. Креативная компетентность педагога (исследовательская) основывается на способностях педагога:
- к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
- уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
11. Коммуникативная компетентность потребует:
- способность осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
- практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
- умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
- владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
- умение публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
- умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
- умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
- проявление экстраверсии и эмпатии.
12. Регулятивная компетентность заключается в способности:
- уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
- уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
- быть способным к саморегуляции.
- владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
13. Социальная компетентность потребует:
- уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
- уметь работать в команде педагогов
- уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- владеть различными социальными ролями.
14. Специальная компетентность заключается в:
- владении профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.
- способности проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
нет необходимых знаний, умений и навыков
не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
2. Вторая стадия - сознательная некомпетентность.
осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
3. Третья стадия - сознательная компетентность.
знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
4. Четвёртая стадия - бессознательная компетентность.
профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
профессионализм является частью личности.
Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждом ДОУ постоянно. Сейчас же главной нашей целью, как старших воспитателей, является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
работа в методических объединениях и творческих группах исследовательская, экспериментальная деятельность инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий различные формы педагогической поддержки активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
систематически проходить курсы повышения квалификации
изучать современную методическую, педагогическую литературу
посещать обучающие семинары, практикумы и т.д.
участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
изучать информационно-компьютерные технологии
участвовать в конкурсах профессионального мастерства
иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
осуществлять работу по самообразованию
Система методической работы старшего воспитателя с педагогами должна включать:
1. Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.
Цель:
определение стратегии развития детского сада
создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов
Формы работы с педагогами:
работа с документами,
использование Интернет-ресурсов
консультации
семинары
2. Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.
Цель:
осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.
Формы и методы:
презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.
методы обучения активному мышлению
мозговой штурм
психологические тренинговые упражнения
Организация педагогов:
групповая
Объединение:
по уровню педагогического мастерства
по интересующей их проблеме
индивидуальная
3. Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
Формы работы:
самостоятельное изучение информации,
систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток
мастер-класс
открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений
4. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов
Цель:
выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.
Этапы и формы методической работы по проблемам организации педагогического процесса в ДОУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (изучение)
Цель: осмысление передовых систем
Формы методической работы:
проблемные консультации
семинары (теоретический, проблемный)
семинары-практикумы
групповые дискуссии
педагогические мастерские
аукцион педагогических знаний по одному из направлений образовательной работы
МЕТОДИЧЕСКИЙ этап (показ)
Цель: показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы
Формы методической работы:
Дискуссионная площадка
Мастер-класс
Школа педагогического мастерства
Клуб творческих встреч.
Психолого-педагогический семинар
Психологический тренинг
Организационно-деятельностные игры
Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)
Открытые просмотры разных видов деятельности, в том числе непосредственно образовательной
Взаимопосещения
Смотры-конкурсы
День открытых дверей
ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (разработка и апробация)
Цель: самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания
Формы методической работы:
Практикумы
Творческие отчеты
Научно-практический семинары
Беседы за «круглым столом»
Эстафета передового опыта
Конкурс педагогического мастерства
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Требования к проведению мониторинга (диагностики) профессиональной компетенции педагогов
Направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.
Оценка проф.компетентности должна проводиться не только путем сопоставления полученных результатов с нормами, но и путем сопоставления с результатами предыдущих диагностирований.
Проводится не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
Должна опираться на самоанализ, самодиагностику для создания мотивации к самообразованию.
Уровень проф.компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика педагога, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое объединение как фактор совершенствования профессиональной компетентности педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад - сообщение для РМО...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...
Проект "Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Проект Повышение проф.компетенций...
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО
В статье представлено описание пофессиональных компетенций педагогов. Отражен опыт работы детского сада, особое внимание уделяется конкурсному движению на разных уровнях (начиная от детского сада и за...
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Старший воспитатель Степанюк К.С. В Федеральном государственном обр...