«Театральная деятельность, как средство развития речевых и творческих способностей детей»
статья
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведет,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_teatralnaya_deyatelnost.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театральная деятельность, как средство развития
речевых и творческих способностей детей»
Подготовила:
воспитатель
Кочкина Мария Викторовна
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведет,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.
Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника, естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Чаще всего театрализованная деятельность организуется в утренние и вечерние часы, но также её фрагменты можно включать в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения окажется на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
Велика роль стихов в детских театральных играх. Хорошо использовать диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, , формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем саду в каждой группе созданы мини-центры для театрализованных игр. Участие в создании театрализованных уголков принимают и родители.
В этом году для развития игровой и театрализованной деятельности были закуплены перчаточные куклы по сказкам, резиновые игрушки, куклы в народных костюмах и куклы по профессиям.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение Театральной недели. Основными действующими лицами в театральных постановках становятся дети. Даже дети 3-4 лет уже разыгрывают несложные театральные постановки.
С этого года новой традицией стало взаимопосещение представителей других образовательных учреждений театральных постановок в рамках проведения «Театральной недели». Наш детский сад посетила учитель-логопед ЦРР – Османова Зарият Курбановна, а старший воспитатель Лариса Георгиевна присутствовала на театральных постановках в ЦРР.
Ежегодно наши маленькие «актеры» принимают участие в городском конкурсе «Юные таланты» в номинации «Театр» и «Художественное слово».
Часто в детском саду проходят представления профессиональных театральных коллективов. Наши ребята не только любят смотреть представления, но и активно участвуют в них, если артисты приглашают их на сцену и просят изобразить разнообразных героев. Не редко и сами педагоги показывают кукольные спектакли.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Театральная деятельность в ДОУ как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Творческий интегрированный проект....
Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...
"Театрализованная деятельность как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"
Отчёт по самообразованию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски и звуки, а ум...
Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...
Досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование музыкальных способностей ребенка в процессе освоения культуры, её ценностей, ведь музыка обладает огромным потенциалом в формировани...