«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsibizova_mariya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Самарский филиал
Государственного автономного образовательного учреждения
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Итоговая работа
по дополнительной профессиональной программе
повышение квалификации
«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»
Выполнил:
Слушатель курсов Цибизова М.А.
29.05.2020г.
Преподаватель:
Чеховских О.Г., к.п.н.
Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.
Тема: «Скоро лето»
Режиссерская игра | Конструирование | Сюжетно - ролевая игра | |
Название игры | «К бабушке в деревню» | «Путешествие в автобусе» | «Путешествие по реке» |
Деятельность детей | Экскурсия на приусадебный участок; д.и. «найди мам детенышам»; отправляемся в гости к бабушке Кот Матроскин достает фанты и называет кому, какая роль выпала (деда, бабки, внучки, сына, дочери, внучки, внука). | Конструирование из бумаги «Автобус» | Продают и покупают билеты на корабль;приветствуют пассажиров; управляют кораблем, сверяя маршрут по карте; создание и решение проблемной ситуации. |
Деятельность педагога | Помогает детям в выборе атрибутов; создает от имени Кота Матроскина проблемные ситуации, развивая этим творческое воображение детей; с помощь. Мотивирующих вопросов, заставляет ребенка искать выход из ситуаций во время игры, поддерживает интерес к игре. | Рассматривание альбома - насмотренности «Автобус»; заучивание песенки «Автобус голубой»; материалы на каждого ребенка (заготовки корпуса автобуса). | Распределить роли (капитан, помошник капитана, рулевой, матрос, кассир пассажиры); оказание помощи в создании игровой среды и атрибутов в игре; развитие умений правильно использовать игровые атрибуты (рупор, бинокль, спасательный круг, якорь) |
Название игры | «Веселая ферма» | «Скотный двор» | «Поход в лес» |
Деятельность детей | Выбор детьми ролей: кто-то изображает разных животных, копируя их повадки, позы и походку. Остальные примеряют на себя роль туристов (зрителей), которые гуляют по ферме, фотографируют животных, хвалят их и угадывают названия. | Изготовление макета «Скотный двор» из бросового материала. | Выбор детьми всего необходимого для похода (кепки, рюкзаки, карта, телефон, удочки, ведерки, шкатулка с сокровищами, ткань для создания пещеры и реки, еда, аптечка). Распределить игровые роли: туристы, рыболовы, врач, связист на телефоне, водитель транспорта. |
Деятельность педагога | Стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера. Когда все животные угаданы воспитатель предлагает поменяться ролями. | Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о домашних животных, составление коротких рассказов. Подготовка материалов: лист ДСП, клей, солома, ветки дерева, искусственная трава,фигурки домашних животных. | Воспитатель в роли проводника. Участие педагога в диалоге с детьми, моделирование игровой ситуации, советы и разрешение различных проблемных ситуаций, показ образца ролевого поведения. |
Название игры | «Мы - фермеры» | «Ферма» | «Дачники» |
Деятельность детей | Распределение ролей, выбор транспорта (трактор, грузовые машины, комбайны). Подготовка бросового материала и конструктора. Подошло время посадки урожая, в поле выходит спец. техника. | Дети выбирают строительный материал (бруски, кубы, арки, набор игрушек «Ферма») и методом приставления деталей вплотную друг к другу выстраивают ограду. | Дети самостоятельно выбирают роли (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка); изготовление и подготовка атрибутов для основного сюжета: овощи — фрукты, садово — огородный инвентарь; сооружение семейного автомобиля; работа в огороде. Собираем урожай. Создание проблемной ситуации — Роль председателя садового-дачного товарищества. |
Деятельность педагога | Воспитатель направляет действия детей в нужное направление согласно сюжету игры. | Воспитатель координирует действия детей; задает вопросы о ферме; предлагает обыграть постройку. | Воспитатель показывает для детей возможные игровые действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать), а также использование столярных инструментов(молоток, пила, рубанок). Воспитатель помогает в переходе от основного сюжета «работа в огороде» к сопутствующим «автомобиль», «кухня», «строители», «дочки-матери». |
Приложение
«Путешествие по реке»
Ход игры : Воспитатель предлагает детям совершить увлекательное путешествие по реке. Организует детей на постройку корабля из крупного строительного материала, украшают корабль вывеской с названием «Победа», флажками, размещают в соответствующих местах якорь, штурвал, спасательный круг, трап, оборудуют корабль кухней, кабинетом врача, пассажирскими местами. После подготовки площадки для игры с помощью воспитателя распределяются роли. Роль помощника капитана воспитатель берёт на себя. Дети подготавливаются к игре: надевают элементы костюмов, занимают свои игровые места. Пассажиры покупают билеты, по приглашению капитана занимают места на корабле. Матросы и рулевой выполняют приказы капитана к отправке корабля. Под негромкое музыкальное сопровождение гудка корабля и шума волн начинается отплытие (постепенно музыка стихает). Все заняты выполнением ролей: девочки – мамы нянчат кукол; матросы драют палубу; рулевой стоит за штурвалом; капитан смотрит в бинокль и отдаёт приказы; врач наводит порядок в кабинете; кок готовит обед и кормит пассажиров; фотограф предлагает сфотографироваться на память о путешествии. Воспитатель, исполняя роль помощника капитана, направляет и подсказывает детям игровые действия, активизирует малоактивных детей. Корабль прибывает на остров. Капитан объявляет об остановке; матросы и рулевой выполняют приказы капитана; пассажиры выходят и отдыхают – купаются, собирают ягоды, фотографируются; кок моет посуду; врач следит, чтобы пассажиры надели головные уборы, не ели немытые ягоды.Помощник капитана (воспитатель) поощряет самостоятельность детей, помогает разрешить конфликты, напоминает о вежливом доброжелательном отношении друг к другу. Капитан объявляет, что пришло время к отплытию с острова. Дети занимают свои места, выполняют роли. Но происходит беда – пассажир падает за борт. Пассажиры волнуются, капитан отдаёт команду к спасению, матросы поднимают утопающего на борт корабля, врач осматривает пострадавшего, фотограф делает снимки о происшествии.
Окончание игры: Капитан объявляет, что корабль прибывает к пристани и путешествие подходит к концу. Капитан и команда корабля прощается с пассажирами. Пассажиры благодарят команду корабля за чудесное путешествие.
«К бабушке в деревню»
Оборудование: Макет для развёртывания игры, игрушка Кот Матроскин, игрушки животных; игра «Найди мам детёнышам; картинки из серии «Домашние животные» с изображением домашних животных; познавательная и художественная литература, тематический конструктор.
Ход игры: Воспитатель (управляя игрушкой): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?(Ответы детей).
- Да я, кот Матроскин, пришёл в гости и хочу с вами поиграть. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас узнаю.
Кот Матроскин читает стихотворение-загадку «Скотный двор».
Есть двор у бабушки в деревне
Двор то не простой.
Нет там лестниц и качелей,
Нет песочниц с детворой.
Зато гуляет лошадь,
Корова и коза.
Под солнце на песочнице
Свинья лежит с утра,
И с мамами на травке,
Резвится детвора:
Игривый жеребёнок,
И ласковый телёнок,
Щенята, поросята,
Ягнята и козлята.
Там человек содержит
Животных в дождь и снег.
Там кормит их и поит,
И чистит и стрижет.
Под крышей их спасает.
Скажите мне, ребята,
Как этот двор назвать? (Высказывания детей).
Воспитатель: Кот Матроскин предлагает вам, ребята, ответить на вопросы.
Какие животные живут на хоздворе?
Каких животных называют домашними?
Как за ними ухаживает человек?
О каких домашних животных говорится в стихотворении?
Какую пользу приносят домашние животные человеку?
Какие домашние животные дают человеку молоко и шерсть?(Ответы детей).
Молодцы ребята. А теперь Кот Матроскин предлагает вам поиграть в игру «Найди мам детёнышам».
Воспитатель: Кот Матроскин объясняет детям правила игры.
Игра «Найди мам детёнышам»
Игра проводиться в парах. Ребёнок находит себе пару, партнёры договариваются, кто будет выбирать картинку детёныша, а кто - мамы.
Дети расходятся к разным столам и выбирают картинку.
Под музыку дети с картинками гуляют по группе после окончания музыки ребёнок – детёныш звукоподражанием зовёт маму, ребёнок – мама находит его.
Кот Матроскин хвалит детей и предлагает поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Про кошку»
1-2-3-4-5 вот кулак, а вот ладошка,
На ладошку села кошка.
И крадётся потихоньку,
И крадется потихоньку,
Значит, мышка здесь живёт.
Воспитатель: Ребята, Кот Матроскин предлагает вам, отправится в гости к бабушке в деревню и помочь ей по хозяйству. У Кота Матроскина есть волшебный мешочек, в нём лежат фанты - ваши вещи. Сейчас Кот будет доставать по одной вещи, и говорить какую роль будет обыгрывать владелец этого фанта.
Кот Матроскин достаёт фанты и называет кому, какая роль (деда, бабки, сына, дочери, внучки, внука) выпала.
Воспитатель: У всех в доме есть свои обязанности по хозяйству. Давайте мы с вами вместе заглянем на хозяйственный двор и сами попробуем справиться.
Список литературы
1. «От рождения до школы» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В. Васильевой /
Под ред. Н.Е. Вераксы.
2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
3. Вераксы Е.Н. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»
4. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»
5.Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе» (Планы занятий)
6. Фисенко М.А. «ОБЖ разработка занятий с детьми в средней группе»
7. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир»
8. Дыбина О.Б. «Природный мир как средство формирования творчества детей».
9. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
10. МААМ.RU (для воспитателей, для педагогов, для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...
Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."
Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....
Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...
"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...
Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности
В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....
«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...
Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать кон...