Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_nravsvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 61.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по нравственно- патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве
«Поиски добрых слов».
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Коркино.
Материал: иллюстраций, фотографий города Южноуральска и Челябинской области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Флаг России»
(города Коркино и Челябинской области,
г. Челябинска)
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь
«Найти флаг России, города Коркино, Челябинской области»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Путешествие по городу Коркино»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Назови виды спорта».
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец
Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец…
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают,
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает
картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры :дети ориентируются по плану и на макете.
« Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
Ход игры: татарин- татарский, мордвин - мордовский…..
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что делает?»
Цель:формировать навык на подбор глаголов к существительным.Развивать речь, логическое мышление, память
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
«Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха,
по цветам, затем изобрели часы…..
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….
Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
Литература
1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998
3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991
4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.
5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».-Детство-Пресс,2013
6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.
11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982
10. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...
Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного
Картотека дидактических игр по воспитанию социально-гравственного поведения детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)
Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...
«Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»...
Методическая разработка " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста" автор Ильина Марина Анатольевна представляет...
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей...