Игровые технологии
методическая разработка (старшая группа)
Название проекта «Умняшки».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Умняшка" | 876.92 КБ |
Диагностика | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию интеллектуальных способностей дошкольников
«Умняшки» через игру
Воспитатель: Деева Елена Владимировна
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………...3
Актуальность проекта……………………………………………………….4 |
Цель и задачи проекта…………………………………………………….…6 |
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………….…8 |
Перечень основных направлений проекта……………………………….…9 |
Краткое описание проекта по этапам………………………………………10 |
Ресурсное обеспечение……………………………………………………....12 |
План реализации проекта…………………………………………………...14 |
Список литературы…………………………………………………………..21 |
Приложения…………………………………………………………………..22 |
Приложение 1. Анкета для родителей…………………………………......22 Приложение 2. Анкета для родителей…………………………………......23 |
Приложение 3. Конспекты мероприятий с детьми……………………….25 |
Приложение 4. Картотека по использованию развивающих игр………..33
|
Паспорт проекта
Название проекта «Умняшки».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта:
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Октябрь 2018 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2019 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2019 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
№ п/п | Наименование ресурсной базы | Количество |
1. | Игровая комната | 1 |
2. | Игровой материал, в том числе нетрадиционный | В достаточном количестве |
3. | Технические средства:
|
1 1 |
4. | Наглядный материал: картинный материал (иллюстрации, плаката), демонстрационный материал (дидактические игрушки), дидактические пособия, карточки | В достаточном количестве |
5. | Методический материал: общеразвивающая программа дошкольного образования, календарно – тематические планы по образовательным областям, книги с методическими рекомендациями, развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры» | В достаточном количестве |
План реализации проекта
Подготовительный этап (октябрь 2018 г.) | ||||
№ | мероприятия | цель | участники | сроки |
1. | Побор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Воспитатели | 1неделя октября |
2. | Диагностическое обследование | Планирование деятельности по реализации проекта | Воспитатели, дети | 1 неделя октября |
3. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Воспитатели | 2-3 неделя октября |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатели, родители | 4 неделя ноября |
Основной этап
(Ноябрь 2018 г. – март 2019 г.)
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
1 | Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». 2. «Птицы в ловушке». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Одуванчик». 5. У нас порядок». 6. Экскурсия в школу, библиотеку.
| Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. | Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
2 | Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки». 2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Курочка Ряба». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Летучие мыши». 7. «Что мы делаем». 8. «Загадочные отпечатки». 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша | Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса.
|
3 | Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы; Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) физкультминутки на занятиях и т.д. | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
| Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
4 | Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения: Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый» Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности» Рисование «мамочка милая, мама моя» «Добрый доктор Айболит» |
Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации | Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
5 | Физическое развитие: Игры сбегом: «Пятнашки», «Ракеты» Игры с прыжками: «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет» Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи» | Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры, Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
Работа с родителями
№ | Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
1 | октябрь | Диагностика: «Нужна ли игра ребенку и зачем?» «Исследование игровой деятельности» | Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО 2018 г. № 6-8 |
2 | ноябрь | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru |
3 | декабрь | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома |
|
4 | январь | Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
5 | февраль | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
6 | март | Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» |
|
Заключительный этап
(апрель-май 2019)
Мероприятия
| Цель
| Участники
| Сроки
|
1 . Диагностическое обследование:
|
|
|
|
«Развитие психических процессов у дошкольника».
| Выявление и
| Воспитатели
| Май
|
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка».
| определение эффективности реализации
| Родители Дети,
|
|
Анкетирование родителей «Играй и развивайся».
| проекта.
|
|
|
2. Создание папки для педагогов:
|
|
|
|
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника» «Занимательные физкультминутки»;
«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;
| Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
| Педагоги Воспитатели
| Апрель
|
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры. |
|
|
|
3. Интеллектуальный марафон: «Знайки»: | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Воспитатели Дети
| 15.05.2015г
|
|
|
|
|
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).
| Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития | Воспитатели Родители
| Апрель
|
|
Литература.
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.
2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.
7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.
9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Исследование игровой деятельности»
1. В какие игры умеет играть?
2. Какова тематика игр?
3. Какие сюжеты привлекают, используются для обыгрывания?
4. Как взаимодействует в игре с другими детьми (нужное подчеркнуть):
-играет в одиночку;
- держится возле других;
- включается в игру;
- организует других;
- командует;
- распоряжается;
- другое.
5. Что мешает быть инициатором игр (нужное подчеркнуть):
- робость;
- низкий уровень игровых навыков;
- низкий уровень организационных навыков;
- боязнь сделать что-то не так;
- другое.
6. Реакция на трудности в игре (нужное подчеркнуть):
- быстро сдается;
- пытается преодолеть трудности какое-то время;
- пытается преодолеть трудности постоянно;
- другое.
7. Сужается или расширяется диапазон игровых действий?
8. Как проявляется игровая фантазия, игровое творчество?
Пожалуйста, укажите фамилию и имя ребенка.
Спасибо за сотрудничество
Приложение 2
Анкета для родителей
«Нужна ли игра ребенку и зачем?»
1. Какие игры и игрушки предпочитает ваш ребенок?
2. В какие игры вы играете вместе с ребенком?
3. Игра - это серьезное занятие или пустое времяпрепровождение?
4. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
5.Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
6. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
7.Чем ваш ребенок занят вечером, после прихода из детского сада?
8.Какие детские игры вы знаете сами?
9. Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра?
10. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Кто включает ребенку телевизор? Кто выбирает телепередачи для просмотра?
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Конспекты занятий и мероприятий с детьми.
«Снеговик приглашает на ёлку»
Цель. Упражнять в счете в пределах 10.
Программные задачи:
- учить различать цифры от 1 до 10.
- закреплять умения различать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) и составлять из них квадрат.
Предварительная работа. Чтение стихов С.Я. Маршака.
Материал. Куклы бибабо: заяц, лиса, медведь. Большая искусственная ёлка. Четыре маленьких искусственных ёлки, к каждой прикреплена карточка с цифрой (от 1 до 10). Письмо в конверте. Четыре карточки с изображением снежинок (от 1 до 10). Два изображения снеговиков, отличающихся пятью деталями. Игрушечные белка, лошадка, собака, сова, снеговик.
Квадрат из белой бумаги на нитке; квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера из цветной бумаги; клеящий карандаш, клеенка, тряпочка - на каждого ребенка.
Аудиозаписи: "В лесу родилась ёлочка" (муз. Л. Бекмана, ел. Р. Кудашевой)
Ход занятия
В зале расставлены искусственные ёлки.
Воспитатель. Сегодня я получила письмо. (Вынимает из конверта, читает.) "Приглашаю детей в лес на новогоднюю ёлку". К письму приложен план. (Показывает.) На нем изображены две дороги. Они одинаковые по длине? (Разные.) Одна дорога, короткая, ведет в город, другая, длинная, - в лес. По какой дороге мы пойдем? (По длинной.)
Правильно. Итак, в путь. Сначала дойдем до ёлки с цифрой "очень тонкой, как спица".
Дети определяют направление движения и под музыку С. С. Прокофьева идут "змейкой" к ёлке, к которой прикреплена большая карточка с цифрой 1(маленькие карточки от1-5, порядковый счет). Воспитатель (здесь и далее он говорит за кукол и снеговика) достает из-под ёлки зайца.
Заяц. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на новогоднюю ёлку.
Заяц. Я покажу дорогу дальше, если выполните мое задание. Прыгните (хлопните, топните) столько раз, сколько покажу снежинок, и посчитайте их по порядку.
Показывает одну за другой карточки. Дети выполняют движения. Воспитатель спрашивает: "Сколько раз прыгнули (хлопнули, топнули)?"
Заяц. Молодцы, справились с заданием. А теперь отыщите ёлку с цифрой, которая "выгибает шею, волочится хвост за нею".
Дети определяют направление движения и под музыку идут приставным шагом по доске к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 2(маленькие карточки от1-5, обратный счет). Воспитатель достает из-под ёлки медведя.
Медведь. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на новогоднюю ёлку.
Медведь. Я подскажу дорогу, если отгадаете загадку и выполните мое задание.
Меня не растили,
Из снега лепили,
Глаза - угольки,
Руки - сучки. (Снеговик.)
Показывает изображение снеговиков. Посмотрите на снеговиков. Они очень похожи, но чем-то отличаются. Найдите отличия.
Дети выполняют задание.( считают отличия в обратном порядке, с низу в верх)
Медведь. Молодцы! А теперь, чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая "состоит из двух крючков".
Дети определяют направление движения и под музыку С.С. Прокофьева идут "как лошадки" к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 3(маленькие карточки от1-10, порядковый счет). Воспитатель достает из-под ёлки лису.
Лиса. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на новогоднюю ёлку.
Лиса. Я подскажу дорогу, если выполните задание.
Расставляет в ряд игрушечных животных.
Назовите игрушки. (Белка, лошадка, собака, сова и т. д..) Посчитайте их по порядку. (Первая - белка, вторая -...) Теперь я буду прятать игрушки, а вы отгадывать, какой игрушки не стало и какой по счету она была.
Дети выполняют задание.
Молодцы! Чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая идет за цифрой 3, "острый локоть оттопыря".
Дети определяют направление движения и под музыку С.С. Прокофьева идут к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 4(маленькие карточки от1-10, порядковый счет). Воспитатель достает из-под ёлки снеговика.
Дети. Здравствуй, снеговик.
Воспитатель. Что случилось, почему ты такой грустный?
Снеговик. Пригласил я вас на новогоднюю ёлку. Украсил ее игрушками. Ночью налетела вьюга и посрывала их с веток. Что делать, не знаю!
Воспитатель. Не огорчайся, снеговик, что-нибудь придумаем. Например, можно быстро сделать игрушки своими руками. (Обращается к детям.) У вас есть цветные геометрические фигуры, назовите их. (Треугольники, квадраты, прямоугольники.) А как называется фигура из белой бумаги? (Квадрат.) Разложите на нем геометрические фигуры. Напоминаю, что квадрат можно выложить из двух треугольников, из двух прямоугольников, из четырех квадратов.
Дети выполняют задание. Затем подходят к большой ёлке и украшают ее.
Снеговик. Спасибо, ёлка стала еще наряднее. Теперь приглашаю вас в хоровод.
Дети водят хоровод и поют песню "В лесу родилась ёлочка"
«Волшебная ширма»
Досуг для детей старшей группы
Цель. Развивать творческие способности и наблюдательность; создавать положительный эмоциональный настрой.
Материал. Ширма, плащ, волшебная палочка; ватман; два стакана, банка с крышкой, два яйца, :соль, подсолнечное масло; магнит, коробка с двойным дном, мыльные пузыри, воздушные шарики; краски; песня «Где водятся волшебники?» (в записи).
Ход досуга
Воспитатель. Здравствуйте! Сейчас мы с вами отправимся в Страну чудес. Хотите там побывать?
Дети. Хотим!
Воспитатель. Тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос: какой праздник мы отмечаем в конце декабря - начале января?
Дети. Новый год!
Воспитатель. Правильно! Новый год мы все любим. Это самый необычный и самый волшебный праздник! В Новый год происходят разные чудеса. Вы хотите научиться творить чудеса?
Дети. Да, хотим!
Воспитатель. Для этого вам всем надо превратиться в маленьких волшебников, а я стану главным фокусником. Поможет нам волшебная ширма, которая таит в себе множество сюрпризов.Что еще нужно волшебнику?
Дети. Волшебная палочка! Волшебный плащ! Волшебные слова!
Воспитатель. Вам известны какие-нибудь волшебные слова?
Дети. Да! Крэкс, пэкс, фэкс!
Воспитатель. А я знаю вот такое волшебное заклинание:
Топ, топ! Хлоп, хлоп!
Вокруг себя повернитесь!
В маленьких волшебников
Скорее превратитесь!
Дети проговаривают заклинание.
Воспитатель (заходит за ширму).
Ширма, ширма, помоги!
Меня в волшебника преврати!
Воспитатель выходит из-за ширмы в волшебном плаще и с волшебной палочкой.
Воспитатель. Чудеса начинаются!
1. «Волшебное яйцо». Необходимо наполнить водой два стакана ', предварительно в одном растворить две столовые ложки соли, а в каждый стакан опустить по яйцу (яйцо в стакане с пресной водой опустится на дно, а в стакане с соленой водой будет плавать на поверхности).
Воспитатель. Маленькие волшебники! Кто хочет сделать этот фокус?
Ребенок (заходит за ширму; выходит в волшебном колпаке и произносит волшебные слова).
Крэкс, пэкс, фэкс!
Плыви наверх! (Обращается к одному яйцу.)
Плыви вниз! (Обращается к другому яйцу.)
2. «Цветная вода». Для фокусанеобходимо приготовить банку с водой и крышку, на внутреннюю часть которой надо капнуть краской. Воспитатель произносит волшебное заклинание: «Крэкс, пэкс, фэкс!», закрывает банку крышкой и встряхивает ее - вода окрашивается. Затем предлагает кому-нибудь из детей повторить данный фокус (ребенок заходит за ширму, надевает волшебный плащ выходит и повторяет фокус).
3. «Путешествие на дно моря». С помощью волшебного магнита воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие на дно морское (необходимо заранее нарисовать на ватмане морское дно и его обитателей). Берет рыбок с маленькими магнитами и, передвигая большой магнит с обратной стороны бумажного листа, отправляется с детьми в подводное путешествие.
4. «Волшебные краски». В этом фокусе)принимают участие все дети группы. Воспитатель предлагает им «поколдовать» с красками (дети получают новый цвет путем смешивания красок: синий+ желтый = зеленый; синий + красный = коричневый; желтый + красный = оранжевый).
5. «Кляксы». Воспитатель показывает маленьким волшебникам кляксы на листах ватмана,которые оставил художник, когда рисовал картины. Кляксы заколдованы: в них спрятаны какие-то предметы. Необходимо «расколдовать» кляксы, разглядев, что же хотел нарисовать художник.
6. «Заколдованный рисунок» .Воспитатель заранее рисует на листе ватмана «новогоднюю картину», показывает детям обратную сторону листа и с помощью волшебных слов «Крэкс, пэкс, фэкс!» «оживляет картинку» (для данного волшебства надо подсолнечным маслом протереть
лист ватмана, и тогда рисунок проявится).
7. Танцевальный конкурс. Воспитатель предлагает маленьким волшебникам потанцевать поволшебному(дети танцуют под песню «1де водятся волшебники?»).
Звенит колокольчик.
Воспитатель. Маленькие волшебники, ширма предупреждает: нас ждет самый необычный фокус! Давайте сядем и посмотрим, что произойдет.
8. «Загадочная коробка». Для проведения данного фокуса необходимо изготовить коробку с двойным дном. Сначала воспитатель показывает, что коробка пустая, а потом в ней оказываются конфеты (угощает детей).
Воспитатель. Все получили волшебные конфеты? Все съели их? Теперь у вас вырастут большие носы - во-о-от такие! (Показывает величину носа.) Нет, вырастут большие уши, как у слона, -во-о-от такие... Испугались? Не бойтесь! Вы будете расти здоровыми, умными и красивыми. (Воспитатель уходит за ширму, снимает плащ и интересуется у детей, что же произошло сегодня в группе.)
Приложение 4
Картотека по использованию игр при обучении и развитии детей.
Игры и упражнения с логическими блоками.
Логические кубики
Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)
Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы, помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасывание кубика), а это всегда нравится детям.
Возраст 5-6 лет.
Угощение для медвежат.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
- Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
- Понимание слов: «разные», «одинаковые».
- Подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье? Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условии игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. «Записывает», как угощал мишку. Например, выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольник; второе печенье - маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам. В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша. В играх можно использовать логические кубики кроме цифровых. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.
Возраст (5-6 лет)
Игры, развивающие речь и мышление.
Что мы слышим
• Цель: учить излагать свои мысли, развивать фантазию и образное мышление, внимание.
• Оборудование: аудиозаписи со звуками природы — завыванием ветра и шумом моря или шелестом деревьев и голосами различных птиц и зверей — продолжительностью 5—10 минут.
Возраст: 5—6 лет.
Высоко — низко, далеко — близко
• Цель: учить детей определять положение предмета, активизируя в речи понятия «низко», «высоко», «далеко», «близко».
• Оборудование: сказка «Машенька и медведь» в книжном уголке.
• Возраст: 4—6 лет.
Кто в детском садике живет?
• Цель: развивать фантазию, речь детей, активизировать словарный запас, правильно произносить звуки.
• Оборудование: аудиозаписи песен о домашних животных.
• Возраст: 4—6 лет.
Веселые словечки
• Цель: развивать артистичность, внимательность, быстроту мышления, желание играть в коллективе сверстников; научить образовывать формы слов по аналогии; развивать речь детей.
• Оборудование: стульчики, расставленные полукругом.
• Возраст: 4—6 лет
Игры, развивающие восприятие формы.
На что это похоже
• Цель: научить соотносить форму окружающих предметов с геометрическими фигурами.
• Оборудование: картинки с изображениями различных известных детям предметов простой формы: яблоко, солнце, круглые часы, тарелка, морковка, утюг, сосулька, пирамидка, стол, кубик, книга, дыня, пчелиные соты и т. д.
• Возраст: 4 — 7 лет.
Курочка Ряба
• Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимательность, память.
• Оборудование: комплекты карточек с изображением квадрата, овала, круга, треугольника, прямоугольника для каждого ребенка.
• Возраст: 4—7 лет.
Найди формочку
• Цель: учить детей зрительно сравнивать заданные геометрические фигуры.
• Оборудование: фигурное печенье разных форм (круглой, квадратной, треугольной) и формочки для его выпечки (печенье можно заменить фигурками, вырезанными из картона, а формочки — вырезанными трафаретами) для каждого ребенка, участвующего в игре.
• Возраст: 5 —7 года.
Игры, развивающие восприятие признаков величины.
Кто внимательнее
• Цель: закреплять знания детей о способах сравнения предметов по ширине, воспитывать желание довести начатое дело до конца.
• Оборудование: 2 коробочки, одинаковые по длине, высоте, но разные по цвету и ширине; ленточки, одинаковые по длине, но разные по ширине; скакалки для обозначения ручейков.
• Возраст: 4—6 лет.
Угостим подружек чаем
•Цель: закреплять умение детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание играть в коллективе.
• Оборудование: 2 куклы разной высоты (одна ниже другой на 8—10 см), 2 стульчика разной высоты, чашка и стакан.
Возраст: 4—6 года.
Найди такую же
• Цель: упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине; расширение словарного запаса детей: «длина», «ширина», «равные подлине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
• Оборудование: у каждого ребенка по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.
• Возраст: 4—6 лет.
Кто быстрее
• Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом; воспитывать внимание, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными.
• Оборудование: большие и маленькие кубики, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие карандаши — по 5 каждых предметов.
• Возраст: 4—6 лет
Игры, направленные на формирование детского сообщества.
Идем в гости
• Цель: развивать упорство, аккуратность, умение и желание играть в коллективе сверстников; научить детей накрывать на стол, подавать чай и угощение, а также ухаживать за гостями.
• Оборудование: любимые детские игрушки, детские стульчики для каждой игрушки, набор детской посуды: блюдца, чашечки, чайничек, ложечки.
• Возраст: 4 – 6 года
Птицы в ловушке
• Цель: вызвать у детей сопереживание, сочувствие. Развивать быстроту, ловкость.
• Оборудование: маски-шапочки с изображением птиц.
• Возраст: 4—6 лет.
Ожившие игрушки
• Цель: учить детей вживаться в образ, самостоятельно находить выразительные характеристики для различных персонажей.
• Оборудование: мешочек с игрушками.
• Возраст: 4—6 лет.
Одуванчик
• Цель: объединить детей общей деятельностью, пополнить знания о растениях.
• Оборудование: белые салфетки или платочки.
• Возраст: 4—6 года
Игры, развивающие нравственно-волевые качества ребенка.
У нас порядок
• Цель: учить детей быстро и аккуратно раскладывать вещи по своим местам; приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам; научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.
• Оборудование:
1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.
2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода.
3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.
• Возраст: 4 - 6 лет.
Лесная тропинка
• Цель: развивать активность детей, преодолевать нерешительность, скованность, учить быстро принимать решение, действовать в зависимости от меняющихся обстоятельств.
• Оборудование: особого оборудования не требуется.
• Возраст: 4—6 лет.
Летучие мыши
• Цель: преодолевать нерешительность, страх перед неизвестным, боязнь темноты; развивать выдержку, ловкость.
• Оборудование: небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.
• Возраст: 4 -6 лет
Бегите ко мне
• Цель: воспитывать первые навыки организованности и развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться вместе со сверстниками, не толкаясь; дети упражняются в ходьбе и беге по прямому направлению.
• Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.
• Возраст: 4—6 года.
Игры, помогающие развитию слухового восприятия.
Кошачье настроение
• Цель: научить подражать различным интонациям голоса, совершенствовать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.
• Оборудование: игрушечная кошка.
• Возраст: 4—6 лет.
Кто там?
• Цель: учить детей различать звуки, отчетливо произносить слова.
• Оборудование: шапочка птенца-галчонка.
• Возраст: 4—6 года.
Что мы делали сегодня
• Цель: учить внимательно слушать и выполнять называемые действия.
• Оборудование: игрушки или предметы, о которых упоминается в рассказе воспитателя.
• Возраст: 3—7 лет.
Радиоприемник
• Цель: развивать слух, внимательность; объединять детей единым сюжетом игры, поощрять инициативные высказывания детей.
• Оборудование: маленький мячик.
• Возраст: 4—6 лет.
Игры, развивающие память.
Чей подарок?
• Цель: развивать произвольную память, поддерживать совместное творчество детей в создании общих сюжетов и совместную деятельность.
• Оборудование: рисунки детей, которые можно использовать в качестве подарка. Например, на занятии по рисованию дети рисуют цветы, которые воспитатель затем использует в игре.
• Возраст: 4—6 лет.
Рукавичка
• Цель: развивать произвольную память, прилагать усилия для запоминания, учить воспроизводить последовательность действий.
• Оборудование: маски-шапочки или костюмы мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, кабана, медведя, собаки.
• Возраст: 4—6 лет.
Петушок — Золотой гребешок
• Цель: развивать произвольное внимание, расширять объем зрительной памяти, умение взаимодействовать со сверстниками в общей игре.
• Оборудование: маска петушка, горошинки.
• Возраст: 4—6 лет.
Веселые зверята
• Цель: развивать память, совершенствовать движения детей.
• Оборудование: рисунки с изображением кошки, петушка, лошадки.
• Возраст: 4—6 года.
Игры, развивающие внимание.
Лабиринт
• Цель: развивать внимание, мышление, терпение, аккуратность.
• Оборудование: упругая веревка длиной около трёх метров, разрезанная на три части; три приза (конфеты или наклейки, на усмотрение взрослого); стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить веревку.
• Возраст: 4—7 лет.
Мой любимый цвет
• Цель: развивать произвольное внимание, терпение, память.
• Возраст: 4—7 лет.
Загадочные отпечатки
• Цель: развивать внимание к мелочам, уметь переключать внимание, формировать произвольное внимание.
• Оборудование: листы белой бумаги, гуашь, широкие кисти для рисования, различные предметы, имеющие плоскую подставку и дающие хороший отпечаток.
• Возраст: 4—7 лет.
Угадай, кто здесь прошел
• Цель: развивать произвольное внимание, мышление, память.
• Оборудование: карточки с изображением зверей, их следов, домов, в которых живут звери.
• Возраст: 4—7 лет.
Назови меня!
• Цель: развивать целенаправленное устойчивое внимание, умение управлять своим поведением и вниманием, а также действовать в соответствии со словесной инструкцией взрослого.
• Оборудование: листы белой бумаги в клетку, фломастеры.
• Возраст: 4—7 лет.
Предварительный просмотр:
Анализ результатов реализации игровой технологии
Цель игровой технологии в социально-коммуникативном развитии:
- развитие культуры общения со сверстниками.
Я провела исследование развития культуры общения и коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Цель - создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить понятие и особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.
- Выявить методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
- Исследовать уровень воспитания культуры общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
4. Предложить игровые методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у дошкольников.
Для проведения наблюдения использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой, Ю.А Афонькиной. по изучению навыков культуры общения.
Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у дошкольников со сверстниками проводилась с учетом критериев:
- Насколько приветлив ребенок к другим детям: здоровается ли и прощаться; называет других по имени, использует вежливые слова.
- Внимателен ли ребенок к сверстнику; замечает его настроение; старается ли помочь; умеет ли не мешать другим детям; считается ли с мнением другого.
- Как часто возникают конфликты с другими детьми, каким образом ребенок их различает.
- Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении с детьми: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Оценка осуществлялась по каждому критерию:
2 балла – положительный показатель
1 балл – не устойчивый показатель
0 баллов – отрицательный показатель.
В результате диагностики в сентябре 2018 г. были выявлены следующие группы детей:
- дети, у которых сформирована культуры общения со сверстниками на высоком уровне –15%. Эти дети сразу замечают других детей, когда приходят в группу, указывают на них, показывают свои игрушки, что-то объясняют, рассказывают, проявляют инициативу, улыбаются, смеются с другими детьми, проявляют желание действовать совместно, согласны играть с другими детьми, охотно откликается на инициативные действия других детей, иногда подражают детям.
- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на среднем уровне 50%. Эти дети не всегда проявляют вежливость по отношению к сверстнику. Иногда бывают грубы и невежливы, но в случае дрожательного к ним отношения, меняют свое поведение.
- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на низком уровне 35%. Эти дети не проявляют вежливость по отношению к сверстнику, не могут играть совместно, не дают игрушки или обижают других детей, не откликаются на доброжелательное отношение и действия сверстника.
На рисунке 1 представлены результаты диагностики общения детей возраста со сверстниками.
Рисунок - 1. Результаты диагностики культуры общения детей дошкольного возраста со сверстниками в сентябре 2018 г.
Итак, в результате диагностики в сентябре 2018 года детей дошкольного возраста было выявлено, что у 15% детей культура общения развита на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, а у 35 детей - на низком уровне. Полученные результаты обусловили необходимость проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.
Данные, полученные в результате исследования проблемы, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники в разной степени владеют навыками культуры общения. Некоторые дети в процессе игровой деятельности ведут себя агрессивно, подавляя других детей, другие, отличаясь малообщительностью, замкнутостью, вовсе выпадают из акта общения. Поэтому необходимо целенаправленное воспитание культуры общения у дошкольников.
Анализ исследования культуры общения дошкольников в мае 2019 года представлен на рисунке.
В результате констатирующей диагностики были выявлены следующие группы детей:
- дети, у которых сформирована культуры общения со сверстниками на высоком уровне –65%. Эти дети сразу замечают других детей, когда приходят в группу, указывают на них, показывают свои игрушки, что-то объясняют, рассказывают, проявляют инициативу, улыбаются, смеются с другими детьми, проявляют желание действовать совместно, согласны играть с другими детьми, охотно откликается на инициативные действия других детей, иногда подражают детям.
- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на среднем уровне 35%. Эти дети не всегда проявляют вежливость по отношению к сверстнику. Иногда бывают грубы и невежливы, но в случае дрожательного к ним отношения, меняют свое поведение.
- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на низком уровне не выявлены.
На рисунке 2 представлены результаты диагностики общения детей возраста в мае 2019.
Рисунок - 2. Результаты динамики воспитания культуры общения детей дошкольного возраста в 2019 г.
Итак, в результате диагностики было выяснено, что количество детей дошкольного возраста с высоким уровнем культуры общения увеличилось с 15% до 65%, со средним уровнем – составило 35%, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...