Семинар- практикум "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
учебно-методический материал (младшая группа)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_seminar-praktikum_adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_dou.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста»
Цель: облегчение адаптации детей к условиям детского сада.
Материалы и оборудование: журналы, газеты, кисти, клей, фломастеры, 2 ватмана, ножницы, цветная бумага, драже, воздушные шары (4штуки), магнитофон.
Организация помещения: кабинет психолога, группа.
Ход мероприятия:
- Знакомство. Родители представляются по именам, рассказывают о своих детях.
- Игра «Поменяйтесь местами…».
- У кого светлые волосы
- У кого есть сын
- У кого веселое настроение
- У кого есть в одежде что-то красное
- У кого есть 2 детей
- У кого любимый праздник Новый год и т.д.
- Игра с воздушными шарами «Сто шаров».
Участники берутся за руки и, не отцепляя рук, должны отбить сначала 1 шарик, не дать ему упасть, затем 2, 3, 4.
- Составление коллажа «Мой ребенок ходит в д/с».
Немного отдохнули, а теперь мне хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово «адаптация». Да, действительно, адаптация – это процесс привыкания человека к новым условиям (будь то новый коллектив, новая работа, школа, детский сад).
И нам с педагогами интересно было бы увидеть и узнать ваше видение в отношении того, как ваш ребенок ходит в д/с, и предлагаем вам создать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в д/с». Поделитесь на 2 команды и с помощью подручных средств: журналов, клея, цветной бумаги, карандашей, фломастеров и т.д. создайте коллаж, затем работы нужно будет презентовать, представить. Время на выполнения задания 15-20 минут (под музыку).
- Мини – лекция на тему «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (варианты адаптации и как облегчить адаптацию в домашних условиях).
Одна из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Аксарина Н.М. в связи с данной проблемой всегда приводила один и тот же пример:
Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям, проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду можно по следующим показателям.
Легкая степень адаптации.
К 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель. Заболеваемость не более 1 раза, сроком не более 10 дней.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительны. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна также страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. Заболевание до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Тяжелая степень адаптации.
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в детском саду. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное. Отношение к детям – избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней.
Для того чтобы ребенок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время.
- Обсуждение с родителями приемов облегчения адаптации ребенка к детскому саду (делятся опытом).
Итак, чтобы облегчить адаптацию, дома:
- Соблюдаем режим детского сада, смена блюд, не ходим в гости (лишняя нагрузка на нервную систему). На неделе встаете примерно в одно и то же время, обязательно дневной сон, прогулка, спать ложится пораньше.
- Меньше смотреть телевизор (до 2-3 лет противопоказано).
- Используйте элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).
- Успокаивают игры с водой. Предложите ребенку поиграть с водой перед сном. В это время дня хорошо поиграть с теплой водой. Пусть малыш наливает и переливает воду из одних сосудов в другие (они должны быть пластмассовыми). Успокаивающий эффект от упражнения с водой будет способствовать быстрому засыпанию и хорошему сну вашего ребенка.
- Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
- Как можно больше гулять на свежем воздухе.
- Пораньше забирать из детского сада.
- Очень важно, чтобы у ребенка были сформированы навыки общения со взрослыми, детьми, игровые навыки (ребенку легче будет занять себя и легче отвлечься).
- Больше рассказывать о детском саде, воспитателях, детях, обязательно в радостных и положительных тонах.
- По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
Помните, не бывает одинаковых детей – у всех адаптация проходит по-разному. Родители должны сами постараться настроить себя на спокойный терпеливый лад, так как ребенок чувствует ваше настроение, ваши переживания.
- Импровизированный тест Люшера с цветными драже.
Родителям предлагается с помощью драже ответить на вопрос:
«С каким настроением Вы отдаете своего ребенка в детский сад?»
Красный – выбирают активные, энергичные люди, несдержанные, с потребностью активно действовать.
Желтый – хорошее, светлое настроение.
Синий – потребность в глубоком личностном контакте, а не поверхностном, потребность в спокойствии, внимании.
Зеленый – с высоким уровнем притязаний, для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
Коричневый – тревожные люди, испытывают страх за своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"
При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...
Семинар-практикум на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Обозначить проблемы, которые возникают у детей и родителей в адаптационный период к ДОУ...
Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".
Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...
Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»...
Семинар-практикум «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Семинар-практикум «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...
Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "
Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...
Семинар-тренинг "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду" (для педагогов)
Материал направлен для воспитателей, которые набирают детей в группу раннего возраста. В презентации говорится о том, какие факторы влияют на характер привыкания ребенка к условия...