Семинар-практикум «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
статья (младшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна

Семинар-практикум   «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

Семинар-практикум

 «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Подготовила воспитатель :

Селиванова Н.М.

Октябрь 2020

Цель семинар- практикума:

- дать участникам семинара практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников практикума в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный семинар –практикум  может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Мы очень рады нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и мы надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Тема семинар-практикума: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать -  и я пойму». Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии раннего возраста? Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.

Сегодня мы покажем некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Один очень важный совет:  не торопись давать малышу готовые ответы, пусть он сам  подумает о причинах того или иного явления.  Конечно, не  каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому чтобы «открытие» сделал сам.

Методика организации экспериментирования: в группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей – твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость… Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.

Оборудование для экспериментирования являются:

Ø Все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;

Ø Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.)

Ø Пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки;

Ø Для экспериментирования с ветром – воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки;

Ø  Мелкие предметы для группировки по разным           признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.

Важно помнить, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:

1.     Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

2.     Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

А сейчас мы вам покажем некоторые опыты, которые вы можете проделать вместе с детьми.

Опыт№1

Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными  лепестками, карандаш, тазик с водой.

Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем  карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка  раскрывается. Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает и становится тяжелее)

Опыт№2

Оборудование: стакан с водой, масло, крупа

Наливаем в стакан воду , масло , краситель. Мы заметили , что масло всплыло на поверхность. Почему? Начинаем засыпать по не многу крупу. Что мы видим?

Опыт№3

Оборудование Для этого возьмите 5 спичек и сломайте их посередине. Выложите так, как показано в этом видео, сломанной частью в центр и капните каплю воды.

Почему спички начинают расползаться и в итоге образовывают звезду? Спички сделаны из высушенной древесины. Когда вы ломаете спички, вы сжимаете и растягиваете древесные волокна внутри них.

Когда вы капаете воду, сухие древесные волокна начинают поглощать её, а волокна набухают и расширяются.

Поглощение воды в спичку происходит по капиллярам – микроскопическим полым трубкам. Капилляры обычно несут воду и питательные вещества по всему стволу и листьям живого растения.

Поскольку дерево впитывает воду, каждая отдельная половинка спички пытается распрямиться, когда пропитанные волокна расширяются.

Это выравнивающее действие заставляет концы спичек сталкиваться друг с другом.

Когда спички распрямляются и давят друг на друга, внутренняя часть окончательно раскрывается в форму звезды.

Опыт№4

Оборудование: воздушные шарики, лимон или  апельсин.

Возьмем,  надуем воздушные шары. Затем возьмите  кусочек цедры  лимона или  апельсина  и выдавим  капельку сока прямо на шарик.  Шарик лопнул. Почему это произошло?

Сок который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество – лимонен. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества – лимонен!

Наша работа на этом сегодня закончена. Сейчас мы предлагаем с помощью разного цвета кружков выразить свое впечатление о мероприятии на тарелочках.

Зеленая  - полученная информация полезна для меня.

Красная – полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.

Хочется завершить наше мероприятие словами Климента Аркадиевича Тимирязива: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...