Статья из опыты работы на тему: « Знакомство дошкольников с первыми основами экономики через сказку»
статья
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Ладушки»
Статья из опыты работы на тему: « Знакомство дошкольников с первыми основами экономики через сказку»
Подготовила: Носкова К.О.
Подольск,2021
Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Мы должны помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. С помощью денег которые получают зарплату родители могут покупать различные игрушки. Зарплата- деньги получаемые за работу. При ознакомлении с деньгами дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны. Детям даем понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека. Из опыта своей работы Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой является сказка.
Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила, что вначале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Я использую как авторские сказки, так и народные. Народные сказки, содержащие вековой экономический опыт народа, используется для воспитания таких экономических качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Приведу несколько примеров из накопленного опыта при роботе со сказкой в ходе работы со сказкой «Терем-теремок» использовали кукольный театр
После просмотра театра детям были заданы такие вопросы:
- Какими видами труда занимались жители теремка?
- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?
- Как был восстановлен теремок?
В ходе обсуждения сказки с использованием вопросов уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Дети сделали вывод, что каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Работая со сказкой «Колобок» вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, – какой он пышный да румяный. Лиса
хитрая – обманула Колобка.
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; расширять и активизировать словарный запас дошкольников; учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»); развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; развивать память, мышление, воображение; расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека. -воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность; Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег.
Цокотуха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть.
В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки:
сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
1.Что нашла Муха-Цокотуха?Ответ: денежку.
2.А что купила муха?Ответ: Она купила самовар.
3.Кто спас муху?Ответ: Комар
Нет такого ребёнка, который не любил бы игр Игра – важное средство умственного развития детей. Представления, которые ребёнок приобретает в процессе игровой деятельности, являются для него более доступными и понятными В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств детей. Действительно, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Такая коллективная познавательная деятельность поможет раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.
Результаты работы по данной теме подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.
В заключении хотелось бы отметить: занимаясь экономическим воспитанием детей, знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.
Кем бы ни были потом наши воспитанники главное, какими они станут, надеемся, что каждый из них станет хорошим человеком: добрым, четным, щедрым, трудолюбивым. Хотелось бы, чтобы та радость, которую они испытывают сейчас каждый раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними
Задачи на будущее:
- продолжать по экономическому воспитанию детей использовать сказку – как средство ознакомления с экономической действительностью.
- продолжать формировать представления о нравственных качествах личности, нормах и правилах поведения.
- продолжать искать новые эффективные формы и методы работы с детьми и родителями, шире привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ, участию их в различных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...
педсовет в ДОУ "Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку"
Сценарий педагогического совета в детском саду по формированию элементарных экономических знаний дошкольников...
Доклад «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22596161","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в эко...
Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
Сказка занимает особое место в жизни ребенка...
«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Джанни Родари...
Сообщение из опыта работы на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...