Сообщение из опыта работы на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_temu.docx | 25.34 КБ |
skazka.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Сл.1. Сообщение из опыта работы на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
Сл. 2.
Цель: распространение и передача педагогического опыта
Задачи:
- актуализировать знания педагогов об экономическом воспитании дошкольников;
- научить применять сказки в работе с детьми в процессе формирования экономического мышления;
- представить педагогам картотеку сказок с экономическим содержанием.
Сл. 3. Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть
через сказку. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Сл.4. У сказок множество функций:
• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Сл. 5. Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сл. 6. Сказки о потребностях и возможностях - английская сказка «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И.Чуковский «Телефон».
С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей - материальные, духовные, социальные. Дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.
Сл.7. Сказки, отражающие труд людей - «Терем – Теремок», К. Д.Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», Р. Н. С. «Колобок», «Ховрошечка».
В процессе работы с данными сказками дети:
- уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний).
- выделяют цепочку трудовых действий.
- устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда.
Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.
Сл. 8. Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство - К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» , В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Приключения Буратино».
У папы Карло, к сожалению, мало денег. Если бы папа Карло стал снова молодым, что можно было бы ему посоветовать? Советы следующие: вести семейный бюджет, контролировать расходы, откладывать деньги на непредвиденные ситуации, откладывать деньги на пенсию, когда он не сможет много трудиться.
Буратино не унывал даже в опасных, трудных ситуациях, всегда искал выход и был вознаграждён. Благодаря своей предприимчивости, он придумал идею для нового бизнеса — создать театр, который будет дарить людям радость и сделает папу Карло и Буратино обеспеченными и счастливыми. Можно обсудить с ребёнком тему предпринимательства, какие качества характера важно иметь предпринимателю, какие риски могут возникнуть на этом пути. Можно вместе порассуждать и помечтать на тему будущего: если бы появилась такая возможность, то каким именно бизнесом хотел бы заниматься ребенок, когда подрастет.
Обсудив эти темы вместе с ребенком, можем заложить важный кирпичик в его финансовую грамотность.
Сл. 9. Сказки, помогающие понять значение таких «Экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. А. С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Н.С.«По щучьему велению», Г.Х.Андерсен «Огниво».
Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег,
воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность,
предприимчивость.
Сл. 10. Сказки, которые знакомят с понятием реклама («Как старик корову продавал», «Новое платье короля»)
Сл. 11. Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства - «Морозко», «Трое из простоквашино».
Сл. 12. Заключение:
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических представлений.
Дети учатся: различать виды потребности - Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.
А сейчас я предлагаю ответить на вопросы по сказкам.
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка – Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию, и только волшебная вещь помогла достичь цели? ( Огниво).
В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : распространение и передача педагогического опыта Задачи: - актуализировать знания педагогов об экономическом воспитании дошкольников; - научить применять сказки в работе с детьми в процессе формирования экономического мышления; - представить педагогам картотеку сказок с экономическим содержанием. Цель и задачи.
Проблема экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку . Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Актуальность.
сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей; пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми; помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности. У сказок множество функций:
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
английская сказка «Три поросенка» «Как коза избушку построила» В. Г Сутеев «Мешок яблок» К.И.Чуковский «Телефон» Сказки о потребностях и возможностях.
«Терем теремок» « Хаврошечка » «Морозко» «Петушок и бобовое зернышко» Р. Н. С. «Мужик и медведь» Р. Н. С. «Колобок» Сказки отражающие труд людей.
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство
А С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Р.Н.С.«По щучьему велению» Г.Х.Андерсен «Огниво » Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость
Г.Х.Андерсен « Новое платье короля» С.Михайлов «Как старик корову продавал» Сказки о рекламе.
« Морозко » Э . Успенский, «Трое из Простоквашино » Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических представлений. Дети учатся: различать виды потребности - Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность. В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно. Заключение:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет в ДОУ "Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку"
Сценарий педагогического совета в детском саду по формированию элементарных экономических знаний дошкольников...
Доклад «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22596161","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в эко...
Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
Сказка занимает особое место в жизни ребенка...
«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Джанни Родари...
Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»....
Родительское собрание «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
Родительское собрание...