Доклад «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
учебно-методический материал
Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является знакомство детей с основами экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников.
Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.
Сегодня мы с вами постараемся определить роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний и выделить основные направления работы со сказкой для экономического образования детей дошкольного возраста.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Основные условия экономического воспитания на основе сказок:
Использование сказки, не только как средство «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
Организация комплексной работы со сказкой;
Создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Что такое сказки?
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет.
На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания.
Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.
Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.
Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:
- Помогает реализовать эмоциональные потребности.
- Реализовать познавательные потребности.
- Расширяет круг представлений о мире.
- Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
- Пробуждает фантазию, творческую активность.
- Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
- Расширяет экологические знания.
- Знакомит с экономическими знаниями.
- Знакомит с традициями и бытом народностей.
- Коррекционную направленность.
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.
В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.
В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами.
"Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.
«Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом.
«Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни .
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость.
Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой:
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Исходя из всего сказанного, давайте с вами выделим основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей:
- Труд;
- Производство;
- Обмен;
- Потребности;
- Деньги.
- Доход.
- Ведение хозяйства
Игра Брейн-Ринг
Условия игры.
Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 бала.
В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает 2 балла. Итак, начинаем игру.
- В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
- В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
- Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
- В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?
( Огниво).
(Ведущий определяет победителей)
Подведение итога педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_osnovami_ekonomiki_cherez_skazku.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является знакомство детей с основами экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников.
Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.
Сегодня мы с вами постараемся определить роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний и выделить основные направления работы со сказкой для экономического образования детей дошкольного возраста.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Основные условия экономического воспитания на основе сказок:
Использование сказки, не только как средство «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
Организация комплексной работы со сказкой;
Создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Что такое сказки?
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет.
На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания.
Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.
Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.
Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:
- Помогает реализовать эмоциональные потребности.
- Реализовать познавательные потребности.
- Расширяет круг представлений о мире.
- Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
- Пробуждает фантазию, творческую активность.
- Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
- Расширяет экологические знания.
- Знакомит с экономическими знаниями.
- Знакомит с традициями и бытом народностей.
- Коррекционную направленность.
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.
В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.
В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами.
"Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.
«Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом.
«Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни .
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость.
Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой:
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Исходя из всего сказанного, давайте с вами выделим основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей:
- Труд;
- Производство;
- Обмен;
- Потребности;
- Деньги.
- Доход.
- Ведение хозяйства
Игра Брейн-Ринг
Условия игры.
Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 бала.
В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает 2 балла. Итак, начинаем игру.
- В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
- В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
- Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
- В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?
( Огниво).
(Ведущий определяет победителей)
Подведение итога педсовета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет в ДОУ "Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку"
Сценарий педагогического совета в детском саду по формированию элементарных экономических знаний дошкольников...
Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
Сказка занимает особое место в жизни ребенка...
«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Джанни Родари...
Сообщение из опыта работы на тему: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Консультация «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
laquo;Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»....
Родительское собрание «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»
Родительское собрание...