Сценарий педсовета«Современный образовательный процесс» Форма проведения деловая игра с элементами практикума
методическая разработка на тему

Михнёва Ирина Николаевна
Цель педсовета: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании образовательной среды, обеспечивающей деятельность дошкольника в новой образовательной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no2.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 2 «Современный образовательный процесс»

Форма проведения деловая игра с элементами практикума

Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании образовательной среды, обеспечивающей деятельность дошкольника в новой образовательной ситуации.

Уважаемые коллеги, сегодня наш педагогический совет посвящен  современным подходам к образовательному процессу.

В последнее время пристальное внимание педагогов обращено к проектированию современного образовательного процесса и это неслучайно.

Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка основывающихся на поддержке   его индивидуальных потребностей и интересов, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками ставит педагогов  перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса.

Предлагаю обратиться к ФГОС,  в котором    четко обозначена Педагогическая концепция, предполагающая:

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

В связи с этим особого внимания требует от педагогов новых подходов к организации образовательной деятельности.

Итак, в чем заключаются эти подходы?

Метод «Мозговая атака»

Предлагаю по цепочке высказаться о том, что на ваш взгляд предполагают эти подходы.

К сожалению, практика показывает, что педагоги, по - прежнему,  испытывают затруднения в организации НОД, придерживаясь традиционных форм и методов, используют прежний стиль взаимодействия с детьми, находясь в позиции оценивающего в рамках учебно – дисциплинарной модели.

В чем же заключаются особенности современного образовательного процесса предполагающего «обучение по новому»?

Практическое задание «Опиши образовательный процесс с позиции по – новому»

Вашему вниманию предлагаются  варианты ответов характеризующих образовательный процесс с  позиций - «обучения по новому» и «обучение по старому».

Предлагаю разделиться на 2 компании и по предложенным вариантам ответов, выбрать те варианты ответов, которые соответствуют современному образовательному процессу, ответы, которые вы считаете не верными – исправьте.

Варианты ответов:

  1. Цель образовательного процесса: Формирование знаний, умений и навыков;
  2. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен;
  3. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный;
  4. Основные функции воспитателя: Формирование познавательных процессов;
  5. Основные функции воспитателя: Трансляция и формирование знаний, умений и навыков;
  6. Методы обучения: Преимущественно продуктивные, построеныс учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка;
  7. Методы обучения: Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному;
  8. Дидактические материалы: Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями;
  9. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая;
  10. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности;
  11. Основная модель организации образовательного процесса – учебная;
  12. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)
  13. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности;
  14. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии;
  15. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован;
  16. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном  процессе;
  17. Критерии эффективности: Преимущественно обученность детей

Это основные  составляющие современного образовательного процесса, ориентирующие на построение образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая переориентацию со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.

Именно здесь обозначилась проблема, каким компетенциями должен владеть педагог в проектировании современного образовательного процесса.

Какими компетенциями обладают наши педагоги, мы выяснили в ходе тематической проверки «Реализация требований ФГОС к образовательной деятельности».

Как показала проверка, педагогам необходимо…

Как можно справиться с трудностями, которые испытывают педагоги?  

 Внимание на экран.

Затруднения

Как решить?

У детей быстро пропадает интерес к деятельности, сложно удержать внимание

Использование разнообразных средств и методов

Как  учесть интересы и возможности детей

Как осуществить рефлексию деятельности и открытый временной конец занятия

Одно из затруднений педагогов удержать интерес детей к деятельности, поддержать их интересы.

Причины этому:

- однообразное использование методов и средств, несоответствие их возрастным особенностям;

-неумение использовать приемы активизации детского мышления;

-завышенные требования (сложные вопросы, трудные задания, декларативная речь воспитателя);

-автолитарный стиль поведения воспитателя;

-потерянный авторитет педагога.

Для того, чтобы преодолеть эти трудности, предлагаю совершить квест по направлению современный «образовательный процесс».

У меня в руках  билеты на экспресс,  которые дают право участия в путешествии.

Предлагаю каждому, передавая микрофон, высказать свое отношение  к образовательному процессу:

- Основная модель организации образовательного процесса…

-Какой должна быть позиция воспитателя?

-От чего зависит успех воспитательно – образовательной работы?

-От чего зависит успех ребенка?

-Как поддержать инициативу ребенка?

-Главная цель в образовательном процессе..

-Основные функции воспитателя…

-Назовите тип взаимодействия педагога с детьми..

-Назовите виды мотивации…

-Основная деятельность - это….

-Назовите основные методы обучения…

-Чья активность должна быть больше – взрослого или ребенка?

Тот, кто ответит на вопрос, может занять место в вагоне,  согласно цвета билета. (делятся на 2 компании)

Итак, все педагоги заняли свои места в вагонах экспресса. Отправляемся в путь!

Итак, первая остановка «Методы»,  на которой мы попробуем справиться с затруднениями в подборе методов и средств, для того, чтобы обеспечить интерес дошкольников к деятельности.

В конвертах находятся задания с тематикой образовательных ситуаций для детей разного возраста. Укажите методы и средства, которые можно применить к данной ситуации, составив краткий план.

1-я компания: средний возраст  Образовательная ситуация «Поможем Незнайке добраться до школы»,

2-я компания: младший возраст Образовательная ситуация «Поможем маме Зайчихе найти зайчат»,

3-я компания: старший возраст «Поможем Зиме украсить зимнее покрывало».

Одна из трудностей, с которой сталкиваются педагоги, это внесение в деятельность элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка. Подумайте, как можно активизировать мышление дошкольника, подберите методы (согласно теме).

Если вы считаете, что вы в дальнейшем справитесь с этой трудностью, прикрепите к билету желтый стикер, если вы считаете, что вам надо этому поучиться- синий стикер, если вы считаете, что эта задача для вас невыполнима- красный стикер.

Наше путешествие продолжается. Следующая остановка  «Внимание - вопросы». На этой остановке мы поговорим о вопросах, как о методе познавательной активности дошкольников. Чем больше дети задают вопросы, тем выше у них уровень познавательной активности

Умение задавать вопросы необходимо и детям и самому воспитателю. Практика показывает, что уровень познавательной активности снижается у детей, когда воспитатель не правильно задает вопросы детям. Это или пустые или бессмысленные вопросы, слишком сложные  или наоборот, когда преобладаю вопросы репродуктивного характера. Такие как:  «Что это?», «Что делают…».  

Какими должны быть  вопросы?

Предлагаю выполнить  задания:

  1.  «Обозначьте основные требования к постановке вопросов». Вашему вниманию предлагаются варианты ответов, отметьте галочками те, которые на ваш взгляд, правильные.

Варианты ответов:

  • вопрос должен обладать определённым содержанием,
  • вопрос должен быть красочным,
  • вопрос должен быть поучительным,
  • вопрос должен быть точным и конкретным,
  • вопрос должен быть оформленным,
  • вопрос должен быть креативным,
  • вопрос должен быть доступным

Какие, вообще могут быть вопросы? И как задаете вы эти вопросы детям? От того, насколько эти вопросы будут понятны им, насколько они соответствуют возрасту, будет зависеть активность детей и успех деятельности.

Внимание на экран. Перед вами методическая памятка о том, какие могут быть вопросы. Вопросы можно разделить на 2 группы: репродуктивные и продуктивные.

Методическая памятка «Учимся задавать вопросы»

  1. Уточняющие, например «Верно ли, что медведь впадает в спячку?  Надо ли охранять леса?  Должен ли ты помогать слабым?». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых («будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравиться играть в них одному?»).
  2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Они обычно включают слова «где, когда, кто, что, почему, какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми («Где можно построить нарисованный тобой дом?») и сложными («Кто, когда и где может построить этот дом?»).

Последовательность постановки вопросов

  1. Описательные вопросы: «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию «Здесь и сейчас», что позволяет её осмыслить. Задавая такие вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.
  2. Каузальные вопросы (напомним: кауза в переводе с древнегреческого – причина) «Почему? Отчего?». Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).
  3. Субъективные вопросы: «Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?». Как мы видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечению в проблему.
  4. Воображаемый вопрос. Он обычно звучит так: «Что было бы, если? Что случилось бы, если?».
  5. Оценочные вопросы  «Что лучше? Что правильнее?».
  6. Проблемные вопросы «Что ещё тебя может интересовать в этой проблеме? Что ты ещё можешь предложить или сделать?» Они пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка, заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.

Практическое задание «Сформулируйте вопросы»

1-я компания: Рассматривание картины «Мы играем в пароход» - младший возраст;

2-я компания: Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы – средний возраст.

3-я компания: исследовательская деятельность «Из чего можно построить дом» (сравнение песка, глины, камня) – старший возраст.

Таким образом, от того насколько правильно педагог задаст вопросы будет зависеть познавательная активность дошкольников.

Если вы считаете, что вы в дальнейшем справитесь с этой трудностью, прикрепите к билету желтый стикер, если вы считаете, что вам надо этому поучиться- синий стикер, если вы считаете, что эта задача для вас невыполнима- красный стикер.

Наше путешествие продолжается.

На следующей остановке «Топ – уровень» мы с вами встретимся еще с одной трудностью педагогов – подбор заданий для дошкольников.

Почему этому уделяется   внимание?

Потому, что  все дети разные, с разным уровнем способностей. Именно педагогическая технология уровневой дифференциации помогает обеспечить каждому свою динамику развития.

Обычное, классическое по своей форме занятие, рассчитано на детей одного уровня в основном — среднего (второй уровень) и с ним не всегда справляются дети первого уровня, и очень легко справляются дети третьего уровня, здесь мы и тормозим дальнейшее развитие способностей ребенка, чем и наносим ему вред. Введение разноуровневых заданий помогают решить эту задачу.

Пример: При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.

Пример: Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

  • Детям первой группы – продолжить ряд;
  • Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
  • Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

Практическое задание «Составьте разноуровневые задания»

1-я компания: Тема «Составление рассказа по сюжетной картине» в старшей группе (опорная схема, без схемы,…)

2-я компания: Тема занятие по математике в средней группе. Знакомство с геометрическими фигурами (закрасить нужные фигуры, выложить палочками,..)

3-я компания: Тема «Кто живет в лесу?»- младший возраст

Таким образом, введение разноуровневых заданий помогает  создать ситуацию успеха, повысить познавательный интерес, сделать процесс обучения доступным для каждого ребенка.

Если вы считаете, что вы в дальнейшем справитесь с этой трудностью, прикрепите к билету желтый стикер, если вы считаете, что вам надо этому поучиться- синий стикер, если вы считаете, что эта задача для вас невыполнима- красный стикер.

Один из основных принципов дошкольного образования  поддержка детской инициативы, которая осуществляется через разные направления и способы. Наблюдения показывают, что педагоги нашего дошкольного учреждения создают условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, выбор материалов, выбор форм совместного взаимодействия и их участников. В своей практике используют разнообразные направления и способы поддержки детской инициативы. Предлагаю обратить внимание на один из способов поддержки инициативы – похвалу.

В программе «Радуга» это направление звучит как поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого).

Объявляю «тайм – аут». Это значит, я предлагаю сделать незапланированную остановку, на которой мы остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности. 

Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия?

Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие позволяет ребенку понять, каких результатов он достиг, определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

Практическое задание:

1-я компания:  «Выскажите свои идей по поощрению ребенка» (номинации, поощрение что – то другое)

2-я компания:  «Какими способами можно похвалить ребенка»

3-я компания:  «Какими словами можно похвалить ребенка»

Если вы считаете, что вы в дальнейшем справитесь с этой трудностью, прикрепите к билету желтый стикер, если вы считаете, что вам надо этому поучиться- синий стикер, если вы считаете, что эта задача для вас невыполнима- красный стикер.

Продолжаем наше путешествие. Мы прибыли на станцию «Рефлексия», на которой мы сделаем важные пометки о рефлексии деятельности ребенка, как важнейшем структурном элементе  деятельности, в ходе которой дети приобретают опыт фиксирования достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. 

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

В дошкольной практике используется:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

Практическое задание «Проведите рефлексию»

1-я компания: предложите рефлексию настроения и эмоционального состояния в средней группе

2-я компания:  предложите рефлексию деятельности в старшей группе

3-я компания:  предложите рефлексию содержания учебного материала

Если вы считаете, что вы в дальнейшем справитесь с этой трудностью, прикрепите к билету желтый стикер, если вы считаете, что вам надо этому поучиться- синий стикер, если вы считаете, что эта задача для вас невыполнима- красный стикер.

Уважаемы коллеги, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, что в ходе интересного маршрута вы проанализировали свою работу в этом направлении и получили для себя полезную информацию, которая пригодится вам в практике.

По итогам тематической проверки выношу проект решения педагогического совета на голосование.

Проект решения педагогического совета:

  1. Педагогам всех возрастных групп продолжать создавать условия в предметно – пространственной развивающей среде, направленной  на личностное развитие, развитие инициативы;

срок - постоянно

  1. Педагогам всех возрастных групп продолжать осваивать методы, формы  и  технологии организации образовательного процесса, направленных на поддержку детской инициативы в ситуации выбора;                           срок – в течение года;

срок – постоянно

  1. Творческой группе с целью создания ситуации выбора у дошкольников разработать пиктограммы вариативного использования оборудования в центрах активности (схемы, пошаговые алгоритмы для самостоятельного изготовления поделок, действия с коллекциями и т.д.);                                                                        

срок -  до 1 марта

Рефлексия для педагогов

«Архиватор 3, 2, 1»

  • Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
  • Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
  • Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет. Форма проведения: деловая игра.

Повышение уровня профессионального мастерства СП Лекотека в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Родительское собрание « Здоровый образ жизни» (нетрадиционная форма проведения-деловая игра)

Здоровье человека-это главная ценность в жизни.Его не купишь не за какие деньги!Будучи больным , вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных ...

Конспект родительского собрания: «Здоровый образ жизни» (нетрадиционная форма проведения - деловая игра)

Цель: повышать педагогическое мастерство родителей по разделу «Здоровый образ жизни». Формировать у них ответственность за здоровье своих детей и свое здоровье, мо...

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга

Проведение деловых игр с педагогами является традицие в нашем коллективе. Вот так прошла очередная деловая игра, которая принесла много пользы, прошла интересно и увлекательно....

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Форма проведения: «Деловая игра».

laquo;Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Форма проведения: «Деловая игра».Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной р...

Конспект родительского собрания «Здоровый образ жизни дошкольников» (нетрадиционная форма проведения-деловая игра)

Цель: формирование представлений родителей воспитанников об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи. З...

Семинар для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ, как средство познавательного развития дошкольников» форма проведения «Деловая игра»

совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;повышать методический уровень; способствовать творческому поиску....