Проект "Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта"
проект (подготовительная группа)

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно - продуктивной  и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka_2.docx409.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Проект

«Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта»

Воспитатель:

Бойцун Н.Г.

2017 г.

Обоснование проекта.

«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачев.

В условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие культурных потребностей личности становится одной из приоритетных задач воспитания и образования.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Длительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель.

Предполагаемый результат:

- повысить  интерес к русским народным промыслам, проявить  повышенное внимание к народным игрушкам;                                                                                                                                                             - уметь классифицировать матрешек по видам, знать отличительные особенности, выделять детали костюма (сарафан, кофта, платок, фартук);                                                                                                      - владеть простейшими элементами росписи;                                                                                                                     - проявить познавательную активность.

Этапы проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта – актуальность, цель, задачи, организация предметно-развивающей среды: подбор информационного, наглядного, технического материала).

2 этап: основной (реализация основных видов деятельности в НОД и совместной, самостоятельной деятельности).

3 этап: заключительный (анализ результатов, создание книжки «Русская матрешка, как ты хороша!»)

Основные принципы работы:                                                                                                                                              - принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;                                                                                                                    - принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;                              

 - принцип научности и достоверности – содержание сведений должно быть основано на научных фактах, личном опыте, чувственных ощущениях детей;                                                                                           - принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик;                                                                                                                            - принцип исторической последовательности обобщающих факторов;                                                                                            - принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение детей к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности воспитательно-образовательного процесса.

Методологические подходы в организации проекта:

- комплексный, позволяющий на практике решать задачи по ознакомлению детей с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа в разных разделах воспитания: художественно-эстетический, экологический, нравственный, трудовой и т.д.;                                    - личностно-ориентированный, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными задачами, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность;                                                                                                                    - деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательной и т.д.

Работа с родителями. 

1.Консультация – рекомендация на странице группы:

- «расскажите детям – «Где родина матрешки?»

- «почитайте детям – сказка «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца».

2.Посещение с детьми Санкт-Петербургского музея игрушек, Этнографического музея.

3.Принять участие в реализации предметно – развивающей среды группы (предметы народных промыслов) для мини – музея.

Этапы реализации проекта.                             

1 - подготовительный.

Актуальность темы.

Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Основной задачей в формировании молодого поколения является воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину. Эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев. Народная традиция относится к определённому народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные определенной народности.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. Она ближе всего к ребенку, в ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек. Е.А.Флерина отмечала: «Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: ритмичностью формы, орнаментальность, яркость, все это связано с местными традициями в народном искусстве. Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет».

Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н.Борев, М.С.Каган, Г.Л.Дайн, В.А.Разумный, Л.Н.Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, Л.П.Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом.

Цель проекта. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной  и творческой деятельности.

Работа по воспитанию детей в русских национальных традициях ставит перед педагогом следующие основные задачи:

1. Образовательные.

  • Формировать представления детей о русской матрешке как об одном из видов народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал).
  • Продолжать знакомство с творчеством русского народного художественного промысла – росписи матрешек.

2. Развивающие.

  • Развивать творческие и познавательные способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Развивать мышление, речевые умения, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, художественный вкус.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам, к творчеству русских умельцев.
  • Воспитывать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры.

2 - основной.

Отражение проекта  в образовательных областях.

Образовательная область

Содержание работы

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Угостим  матрешек чаем», «Экскурсия по музею народной игрушки», развивающая игра «Найди матрешку», дидактические игры: «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Найди домик матрешки», «Найди отличия», игра-лото «Русский сувенир».

Познавательное развитие

ФЦКМ

Беседа «Народные промыслы. Россия моя мастеровая», беседа «Путешествие к русским народным игрушкам» (история русской матрешки – презентация), беседа «Из чего же, из чего же?» (презентация, мнемотаблицы «игрушки», «матрешки»)                                ФЭМП

«Веселые матрешки» (счет, классификация по цвету, размеру, сравнение по признакам)                                                                                         Рассматривание альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство», рассматривание книжек из серии «Русские народные промыслы», просмотр видео-слайд шоу «Русские матрешки», мультфильма «Жили-были матрешки», «Секрет матрешки», видео-слайд «Этапы изготовления матрешки»

Речевое  развитие

Тематическое занятие «Пришли веселые матрешки», составление описательного рассказа «Игрушки – матрешки», составление творческого рассказа «Сказка о матрешке», чтение художественной литературы: О.Н.Алексеева «Детям о народных промыслах России. Русская матрешка», В.Берестов «Матрешкины потешки», С.Маршак «Восемь кукол», Э.Успенский «Матрешка» и другие, загадки о матрешке, пословицы, поговорки о ремеслах и мастерстве, о труде.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка – барельеф «Цветы: маки и розы на сарафане»,                       рисование «Узор для платка матрешки», «Пухленькие крошки – русские матрешки», аппликация «Матрешки в хороводе»;                   раскраски для   детей по теме «Матрешки». Аудиозапись: Л.Олиферова «Мы матрешки», «Топ, топ ножки, ай да мы матрешки…», «Русские матрешечки».

Физическое развитие

Русские народные игры «Со вьюном я хожу…», «Заря - заряница», «Вышел Ваня погулять…», «Это что же за народ?»,  «Карусель», «Горелки», «Жмурки», пальчиковая гимнастика «Матрешки», речь с движением «Мы матрешки вот такие крошки», физминутка «Дружные матрешки»

Мероприятия по реализации проекта.

Социально – коммуникативное развитие. Совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Сюжетно – ролевые игры «Угостим матрешек чаем», «Экскурсия по музею народной игрушки», цель: воспитывать гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей,  развивать навыки коллективной деятельности, развивать навыки связной речи, отрабатывать ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов;
  2. Развивающие игры «Найди матрешку», цель: развивать пространственные отношения; «Угадай и расскажи», цель: учить узнавать игрушку по изображению, выделять элементы росписи; «Собери матрешку», «Найди домик матрешки», цель: развивать умение собирать матрешку из частей по способу мозаики; «Найди отличия», цель: учить находить сходства и различия, развивать внимание;  «Русский сувенир», цель: формировать представления о народных художественных промыслах, их признаках.

Речевое развитие. Непрерывная образовательная деятельность.

1. Тематические занятия:

  1. Тема «Пришли веселые матрешки», цель: знакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, учить различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;
  2. Тема «Игрушки – матрешки», цель: развивать умение составлять рассказ-описание об игрушке, опираясь на план-схему, умение замечать и выделять признаки и свойства предмета;
  3. Тема «Сказка о матрешке», цель: развивать умение составлять творческий рассказ о матрешке, развивать мыслительную деятельность, воображение, образную речь.

Совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Чтение: загадки, стихотворения о матрешке, худ. лит. «Детям о народных промыслах России» О.Н.Алексеева, пословицы, поговорки о ремеслах и мастерстве, о труде.
  2. Выставка книг о народных промыслах, игрушках, матрешках.

Познавательное развитие. Непрерывная образовательная деятельность.

1. Беседы:

  1. Тема «Народные промыслы. Россия моя мастеровая», цель: расширять знания детей о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских народных промыслах;
  2. Тема «Путешествие к русским народным игрушкам», цель: формировать представления о глиняных игрушках, богородских игрушках, о русских игрушках – матрешках;
  3. Тема «Из чего же, из чего же?», цель: знакомить с русскими народными промыслами, в частности с мастерами деревянных дел, развивать умение различать характерные признаки различных техник работы с деревом.
  4. Тема «Веселые матрешки», цель: развивать счетные умения (счет парами, тройками), классифицировать по величине, размеру, цвету, развивать навык сравнения.

Совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Рассматривание альбома «Русское народное декоративно – прикладное искусство», «Русские народные промыслы»;
  2. Просмотр видео – слайдов «Этапы изготовления матрешки», мультфильмов «Секрет матрешки», «Жили-были матрешки»;
  3. Презентация «История русской матрешки», «Из чего же, из чего же», «Пестренький платочек, платьице в цветочек…»

Художественно – эстетическое развитие. Непрерывная образовательная деятельность.

  1. Лепка-барельеф «Цветы: маки и розы на сарафане», цель: развивать умение создавать узор – цветы, пластическими средствами, совершенствовать освоение техники рельефной лепки;
  2. Аппликация «Матрешки в хороводе», цель: развивать навыки симметричного вырезывания силуэта матрешки;
  3. Рисование «Узор для платка матрешки», цель: развивать навыки составления узора на квадрате с использованием растительных орнаментов;
  4. Рисование «Пухленькие крошки – русские матрешки», цель: учить рисовать растительный узор в стиле росписи загорской матрешки.

Совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Раскраски по теме «Матрешки: загорская, семеновская, полхов – майданская»;
  2. Рассматривание книжки – раскраски «Русские народные промыслы. Матрешки», альбома «Русское народное декоративно – прикладное искусство»;
  3. Просмотр музыкального видео – слайда «Русские матрешки»;
  4. Слушание аудиозаписи  Л.Олиферова «Мы матрешки», «Топ, топ ножки, ай да мы матрешки…», «Русские матрешечки».

Физическое развитие. Совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Народные игры «Заря – заряница», «Вышел Ваня погулять…», «Со вьюном я хожу…», «Горелки», «Жмурки», «Это что же за народ?», «Молчанка», «Карусель», цель: развитие внимания и памяти (в том числе имитационной), крупной моторики, точности в выполнении движений, воображения, быстроты реакции, развитие слуха, ловкости, умения определять направление по звуку;
  2. Пальчиковая гимнастика «Матрешки», речь с движением «Мы матрешки, вот такие крошки», физминутка «Дружные матрешки», цель: развитие речевого слуха, координации движения.

3 – заключительный.

В процессе реализации проекта дети приблизились к русской народной культуре, получили обширные знания о народных игрушках, освоили некоторые классические художественные элементы росписи, обогатили свой сенсорный опыт (основные цвета, оттенки, размер), проявили активный интерес в создании книжки «Русская матрешка, как ты хороша!». Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

C:\Users\БойцунМА\Desktop\IMG_3366.JPGC:\Users\БойцунМА\Desktop\IMG_3367.JPG

Литература.

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство-Пресс, 1998.
  • Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. Российский Этнографический музей – детям. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  • Горичева В.С. Куклы. Я. : Академия развития, 1999.
  • Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96 с.: ил.
  • Королева Е.В. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет-журнал «Мистер Вульф: Серый Волк».                                                                                http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09.19.17
  • Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно - патриотического воспитания.                                                                                                                         http://do.gendocs.ru/docs/index-286254/html
  • Интернет – ресурсы:                                                                                                                             http://www.kindereducation.com – Дошколенок.                                                                                                                         http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы  «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....