Проект "Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта"
проект (подготовительная группа)
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka_2.docx | 409.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проект
«Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта»
Воспитатель:
Бойцун Н.Г.
2017 г.
Обоснование проекта.
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачев.
В условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие культурных потребностей личности становится одной из приоритетных задач воспитания и образования.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель.
Предполагаемый результат:
- повысить интерес к русским народным промыслам, проявить повышенное внимание к народным игрушкам; - уметь классифицировать матрешек по видам, знать отличительные особенности, выделять детали костюма (сарафан, кофта, платок, фартук); - владеть простейшими элементами росписи; - проявить познавательную активность.
Этапы проекта.
1 этап: подготовительный (разработка проекта – актуальность, цель, задачи, организация предметно-развивающей среды: подбор информационного, наглядного, технического материала).
2 этап: основной (реализация основных видов деятельности в НОД и совместной, самостоятельной деятельности).
3 этап: заключительный (анализ результатов, создание книжки «Русская матрешка, как ты хороша!»)
Основные принципы работы: - принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением; - принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
- принцип научности и достоверности – содержание сведений должно быть основано на научных фактах, личном опыте, чувственных ощущениях детей; - принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик; - принцип исторической последовательности обобщающих факторов; - принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение детей к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности воспитательно-образовательного процесса.
Методологические подходы в организации проекта:
- комплексный, позволяющий на практике решать задачи по ознакомлению детей с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа в разных разделах воспитания: художественно-эстетический, экологический, нравственный, трудовой и т.д.; - личностно-ориентированный, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными задачами, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность; - деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательной и т.д.
Работа с родителями.
1.Консультация – рекомендация на странице группы:
- «расскажите детям – «Где родина матрешки?»
- «почитайте детям – сказка «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца».
2.Посещение с детьми Санкт-Петербургского музея игрушек, Этнографического музея.
3.Принять участие в реализации предметно – развивающей среды группы (предметы народных промыслов) для мини – музея.
Этапы реализации проекта.
1 - подготовительный.
Актуальность темы.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Основной задачей в формировании молодого поколения является воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину. Эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев. Народная традиция относится к определённому народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные определенной народности.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. Она ближе всего к ребенку, в ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек. Е.А.Флерина отмечала: «Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: ритмичностью формы, орнаментальность, яркость, все это связано с местными традициями в народном искусстве. Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет».
Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н.Борев, М.С.Каган, Г.Л.Дайн, В.А.Разумный, Л.Н.Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.
Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, Л.П.Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.
Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом.
Цель проекта. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Работа по воспитанию детей в русских национальных традициях ставит перед педагогом следующие основные задачи:
1. Образовательные.
- Формировать представления детей о русской матрешке как об одном из видов народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал).
- Продолжать знакомство с творчеством русского народного художественного промысла – росписи матрешек.
2. Развивающие.
- Развивать творческие и познавательные способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Развивать мышление, речевые умения, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, художественный вкус.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
3. Воспитательные.
- Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам, к творчеству русских умельцев.
- Воспитывать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры.
2 - основной.
Отражение проекта в образовательных областях.
Образовательная область | Содержание работы |
Социально - коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем», «Экскурсия по музею народной игрушки», развивающая игра «Найди матрешку», дидактические игры: «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Найди домик матрешки», «Найди отличия», игра-лото «Русский сувенир». |
Познавательное развитие | ФЦКМ Беседа «Народные промыслы. Россия моя мастеровая», беседа «Путешествие к русским народным игрушкам» (история русской матрешки – презентация), беседа «Из чего же, из чего же?» (презентация, мнемотаблицы «игрушки», «матрешки») ФЭМП «Веселые матрешки» (счет, классификация по цвету, размеру, сравнение по признакам) Рассматривание альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство», рассматривание книжек из серии «Русские народные промыслы», просмотр видео-слайд шоу «Русские матрешки», мультфильма «Жили-были матрешки», «Секрет матрешки», видео-слайд «Этапы изготовления матрешки» |
Речевое развитие | Тематическое занятие «Пришли веселые матрешки», составление описательного рассказа «Игрушки – матрешки», составление творческого рассказа «Сказка о матрешке», чтение художественной литературы: О.Н.Алексеева «Детям о народных промыслах России. Русская матрешка», В.Берестов «Матрешкины потешки», С.Маршак «Восемь кукол», Э.Успенский «Матрешка» и другие, загадки о матрешке, пословицы, поговорки о ремеслах и мастерстве, о труде. |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка – барельеф «Цветы: маки и розы на сарафане», рисование «Узор для платка матрешки», «Пухленькие крошки – русские матрешки», аппликация «Матрешки в хороводе»; раскраски для детей по теме «Матрешки». Аудиозапись: Л.Олиферова «Мы матрешки», «Топ, топ ножки, ай да мы матрешки…», «Русские матрешечки». |
Физическое развитие | Русские народные игры «Со вьюном я хожу…», «Заря - заряница», «Вышел Ваня погулять…», «Это что же за народ?», «Карусель», «Горелки», «Жмурки», пальчиковая гимнастика «Матрешки», речь с движением «Мы матрешки вот такие крошки», физминутка «Дружные матрешки» |
Мероприятия по реализации проекта.
Социально – коммуникативное развитие. Совместная и самостоятельная деятельность.
- Сюжетно – ролевые игры «Угостим матрешек чаем», «Экскурсия по музею народной игрушки», цель: воспитывать гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей, развивать навыки коллективной деятельности, развивать навыки связной речи, отрабатывать ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов;
- Развивающие игры «Найди матрешку», цель: развивать пространственные отношения; «Угадай и расскажи», цель: учить узнавать игрушку по изображению, выделять элементы росписи; «Собери матрешку», «Найди домик матрешки», цель: развивать умение собирать матрешку из частей по способу мозаики; «Найди отличия», цель: учить находить сходства и различия, развивать внимание; «Русский сувенир», цель: формировать представления о народных художественных промыслах, их признаках.
Речевое развитие. Непрерывная образовательная деятельность.
1. Тематические занятия:
- Тема «Пришли веселые матрешки», цель: знакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, учить различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;
- Тема «Игрушки – матрешки», цель: развивать умение составлять рассказ-описание об игрушке, опираясь на план-схему, умение замечать и выделять признаки и свойства предмета;
- Тема «Сказка о матрешке», цель: развивать умение составлять творческий рассказ о матрешке, развивать мыслительную деятельность, воображение, образную речь.
Совместная и самостоятельная деятельность.
- Чтение: загадки, стихотворения о матрешке, худ. лит. «Детям о народных промыслах России» О.Н.Алексеева, пословицы, поговорки о ремеслах и мастерстве, о труде.
- Выставка книг о народных промыслах, игрушках, матрешках.
Познавательное развитие. Непрерывная образовательная деятельность.
1. Беседы:
- Тема «Народные промыслы. Россия моя мастеровая», цель: расширять знания детей о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских народных промыслах;
- Тема «Путешествие к русским народным игрушкам», цель: формировать представления о глиняных игрушках, богородских игрушках, о русских игрушках – матрешках;
- Тема «Из чего же, из чего же?», цель: знакомить с русскими народными промыслами, в частности с мастерами деревянных дел, развивать умение различать характерные признаки различных техник работы с деревом.
- Тема «Веселые матрешки», цель: развивать счетные умения (счет парами, тройками), классифицировать по величине, размеру, цвету, развивать навык сравнения.
Совместная и самостоятельная деятельность.
- Рассматривание альбома «Русское народное декоративно – прикладное искусство», «Русские народные промыслы»;
- Просмотр видео – слайдов «Этапы изготовления матрешки», мультфильмов «Секрет матрешки», «Жили-были матрешки»;
- Презентация «История русской матрешки», «Из чего же, из чего же», «Пестренький платочек, платьице в цветочек…»
Художественно – эстетическое развитие. Непрерывная образовательная деятельность.
- Лепка-барельеф «Цветы: маки и розы на сарафане», цель: развивать умение создавать узор – цветы, пластическими средствами, совершенствовать освоение техники рельефной лепки;
- Аппликация «Матрешки в хороводе», цель: развивать навыки симметричного вырезывания силуэта матрешки;
- Рисование «Узор для платка матрешки», цель: развивать навыки составления узора на квадрате с использованием растительных орнаментов;
- Рисование «Пухленькие крошки – русские матрешки», цель: учить рисовать растительный узор в стиле росписи загорской матрешки.
Совместная и самостоятельная деятельность.
- Раскраски по теме «Матрешки: загорская, семеновская, полхов – майданская»;
- Рассматривание книжки – раскраски «Русские народные промыслы. Матрешки», альбома «Русское народное декоративно – прикладное искусство»;
- Просмотр музыкального видео – слайда «Русские матрешки»;
- Слушание аудиозаписи Л.Олиферова «Мы матрешки», «Топ, топ ножки, ай да мы матрешки…», «Русские матрешечки».
Физическое развитие. Совместная и самостоятельная деятельность.
- Народные игры «Заря – заряница», «Вышел Ваня погулять…», «Со вьюном я хожу…», «Горелки», «Жмурки», «Это что же за народ?», «Молчанка», «Карусель», цель: развитие внимания и памяти (в том числе имитационной), крупной моторики, точности в выполнении движений, воображения, быстроты реакции, развитие слуха, ловкости, умения определять направление по звуку;
- Пальчиковая гимнастика «Матрешки», речь с движением «Мы матрешки, вот такие крошки», физминутка «Дружные матрешки», цель: развитие речевого слуха, координации движения.
3 – заключительный.
В процессе реализации проекта дети приблизились к русской народной культуре, получили обширные знания о народных игрушках, освоили некоторые классические художественные элементы росписи, обогатили свой сенсорный опыт (основные цвета, оттенки, размер), проявили активный интерес в создании книжки «Русская матрешка, как ты хороша!». Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Литература.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство-Пресс, 1998.
- Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. Российский Этнографический музей – детям. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Горичева В.С. Куклы. Я. : Академия развития, 1999.
- Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96 с.: ил.
- Королева Е.В. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет-журнал «Мистер Вульф: Серый Волк». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09.19.17
- Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно - патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254/html
- Интернет – ресурсы: http://www.kindereducation.com – Дошколенок. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)
Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....