проект-«Игра –как средство познавательного интереса у детей старшего возраста»
проект (старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект -«Игра –как средство познавательного интереса у детей старшего возраста» | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 830»
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: 830@edu.mos.ru
Педагогический проект
"Игра как средство познавательного интереса у детей старшего возраста"
Выполнила:
Самсонова Ю.М
Воспитатель 1 категори
Москва 2017 г.
Содержание
1.Методологическая характеристика проекта.............................................................
1.1.Проблема
1.2. Актуальность
1.3. Цель
1.4.Задачи
1.5. Этапы работы над проектной деятельностью
1.6.Формы и методы работы с детьми
1.7.Ожидаемые результаты.
Глава I. Введение.............................
Глава II Основная часть....................................................................................................
2.1. Интеграция образовательных областей в игровой деятельности детей
и родителей
Глава III Заключение..........................................................................................................
3.1.Подведение итогов
4. Приложение
5.Используемая литература.
Глава I. Введение
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»
В. А Сухомлинский
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не только в воспитательной - образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают психологи, но и опытные дошкольные педагоги, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети
сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
·игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
·развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Вид проекта: Игровой. Творческий.
Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.
Срок реализации проекта: .Долгосрочный
Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».
Предполагаемые результаты
- Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
- формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них исчезает чувства страха за ошибку.
- педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.
Направления работы, этапы. Планирование
1. Подготовительный этап
Взаимодействие с родителями. Цели:
- заинтересованность родителей проектом;
- дать представление о том, как можно участвовать в нем;
- направить на совместную игровую деятельность с детьми.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.
2. Основной этап
Работа с педагогами. Цели:
- повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
- повышение компетентности педагогов ОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)
Взаимодействие с родителями. Цели:
- повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
- заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
- помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изображаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
- развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
- формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
- воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;
3. Заключительный этап
Работа с педагогами. Цели:
- повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
- систематизация накопленного педагогического опыта;
Взаимодействие с родителями. Цели:
- совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
- привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
- развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
- понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», «Путешествие в Ботанический сад», С/Р игра «Путешествие по Москве-реке» );
- эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями : «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».
Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».
В уголок для родителей была помещена папка – передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально – театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».
Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.
Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, почты, кинотеатра. Дети выступали на юбилее детского сада, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в музей Алабина, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.
Отчет по проекту
В нашей группе «Звездочки» реализуется игровой, творческий проект «Играя – учимся, играя – познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.
Продолжая осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.
Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно – ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно – ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.
У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.
Проект – игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.
Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей,
сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально –
нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме – для детского кукольного театра, это – и декорация для спектакля.
Ребенок в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.
В проект вошли разработанные мною сюжетно – ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Москва, Театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка» викторина «Сказки у нас в гостях».
Литература
1. Богусловская З.М. «Развивающие игры»
2. Васильева М.А., Гербова В.В. «Программа обучения и воспитания в детском саду»
3. Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности» .
4. Никитина Б.Н.«Ступеньки творчества или развивающие игра».
5. . Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой
«Экологическое образование в детском саду»Итоговая работаАвторский экологический проект...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...
Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста через приобщение их к элементарному экспериментированию"
Каждый ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно способствовать его дальнейшему развитию....
Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"
Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"...
Воспитание познавательных интересов у детей старшего возраста.
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возрастаПсихолого-педагогические основы задачи воспитания познавательных интересов у детей 5-7 летИнтерес как очень сложное и значимое ...