Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»
Подготовила:
Носкова К.О
Подольск,2020г.
Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.
Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.
Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном); кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.
Ход
Уважаемые педагоги, сегодня я кратко познакомлю вас с программой по художественному воспитанию детей 4 – 7 лет «Художники», по которой работаю уже второй год. А так же познакомлю вас подробнее с хохломской росписью.
Реализуя программу «Художники», я поставила цель: развитие универсальных предпосылок учебной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
А для достижения этой цели определила задачи:
1) формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;
2) расширять познавательную активность, кругозор, обогащать речь новыми понятиями;
3) формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметов, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии;
4) развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Для решения поставленных задач была организована работа по направлениям:
работа с детьми;
работа с родителями;
представление опыта работы.
В течение учебного года с детьми проводились занятия по лепке, рисованию по декоративно – прикладному искусству. Работу начала с организации образовательной среды: уточнив методику художественного исполнения росписи, подобрала и систематизировала иллюстрации, изготовила дидактические игры и пособия. Работа с детьми проводилась в четыре этапа:
Пробуждение интереса к прикладному творчеству.
Обучение техническим навыкам.
Составление композиций.
Внесение полученных результатов в художественное оформление.
На обсуждении детских работ часто присутствовали родители. В этот момент дети чувствовали всю серьезность выполняемой работы, у них появлялось желание в следующий раз нарисовать и сделать ещё красивее. Участвовали родители и в развлечениях «Русская ярмарка», «Сказочный теремок», вместе с детьми изготовляли поделки для выставок семейного творчества.
Важность знакомства детей с декоративно-прикладным искусством обсуждали на родительских собраниях, проводились консультации. Моя консультация направлена на то, что бы познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины.
Выступление на родительском собрании «Народно-прикладное творчество»
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают ребенка со своим народом, страной. Корни этого влияния – в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.
В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.
Сегодня я хочу познакомить Вас с теми видами декоративно-прикладного искусства, с которыми в этом году познакомятся ваши дети по нашей образовательной программе что бы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой, обобщённость силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка – колоколом с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или на петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто оранжевый цвет.
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это не большие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см., изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а так же детские игрушки.
Очень популярны жостовские подносы. Художник расписывает их не с натуры, а ориентируясь на свое воображение. Поэтому 2х одинаковых изделий просто не бывает.
Они писали сценки из городской и сельской жизни, животных, птиц, цветы. Яркие живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает изделию оригинальность, свежесть.
Ну а сегодня мне бы очень хотелось чуть по подробнее остановиться на таком виде декоративно прикладного искусства как хохлома. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. А символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой»
Вот и я сегодня хочу, чтобы вы передали мне из рук в руки ту самую частичку яркого пламени, что горит в хохломской росписи. Я подготовила для вас деревянных ложек а вы мне на них нарисуете узоры хохломы
1. Начинаем работать с деревянными ложками. Разукрашиваем изделия желтой гуашью.
2. Край прокрашиваем красной гуашь
3. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.
4.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом
5 . Рисуем кистью листики смородины.
6.Рисуем завитки черной краской, кистью.
7. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.
8. Рисуем на ручках красную кайму.
9. Изделие готово.
Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
Конечно, на занятиях дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества.
Всем огромное спасибо.
Все листочки как листочки
здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
называют хохломой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Театр из одноразовых ложек"
Настольная игра для детей от 3- 7 лет.Развивает речь ребёнка, воображение, внимание, память.Дети с удовольствием играют придумывают свою сказку....
Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»
Самая известная из видов росписи в России бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос....
Мастер класс для воспитателей детских садов "Роспись деревянных ложек "Хохлома"
Ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры...
« Роспись деревянных ложек в стиле «Хохлома»
Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ в разработке своих мастер классов...
Роспись деревянных ложек в стиле хохлома
Самая известная из видов росписи в России - хохлома.Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. ...
Мастер-класс "История создания деревянных ложек"
Мастер-класс полезен для музыкальных руководителей при изучении истории музыкальных инструментов....
Конспект занятия в средней группе по рисованию «Роспись деревянной ложки. Хохлома»
Данный конспект поможет воспитателю научить детей расписывать ложку по мотивам хохломской росписи....