Проекты
проект

Владыко Татьяна Анатольевна

Использование проектной деятельности в работе с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад  № 307 комбинированного вида»

Познавательный проект к Дню Победы в Великой Отечественной войне

«Слава победителям!»

                                       Воспитатель: Владыко Татьяна Анатольевна

                           г. Красноярск  -   2019 год

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия  своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающий права и свободы личности, обладающий высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы (Е.С. Евдокимова, Л.А. Парамонова, Л.В. Коломийченко). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Проект « Никто не забыт, ничто не забыто…» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления  об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. ФГОС ДО называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Тип проекта:  Познавательно - творческий

Сроки реализации:

Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2019 года

Участники проекта:  дети речевой группы «А», воспитатели, педагоги ДОУ.

Цель проекта:

Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношение к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны  посредством социально-культурной и художественно-творческой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины.
  2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
  3. Уточнить  знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
  4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  5. Дать представление о том, что народ помнит и чтит память о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
  7. Организовать  сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  8. Развивать продуктивную деятельность детей м детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днем Победы.
  9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

- занятия;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- художественно-творческая деятельность;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;

- слушание музыки;

- наблюдения;

Продукт проекта: подарки и открытки ветеранам для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны.
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольника.
  • Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС ДО в пяти образовательных областях:

Познавательное развитие:

НОД  на темы:

- « Наша родная Армия»;

- « Воин – солдат»;

- « Военная техника»;

- « Дети войны»;

- « Награды»;

- « День Победы».

Беседы с детьми на темы:

- « Великая Отечественная война»;

- « Герои Великой Отечественной войны»;

- « Герои, которые ковали победу в тылу»;

- « Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему:

- « Мы помним и гордимся»;

- « Наши защитники»;

- « С Днем Победы!»

Изготовление праздничных открыток и поделок.

Рассматривание и обсуждение репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».

Слушание музыкальных произведений военных лет.

Разучивание песен «У вечного огня», «Парад на Красной площади»,

«Мы хотим чтоб птицы пели».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:

- Е. Благинина  «Шинель»;

- Л. Кассиль   «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»;

- А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»;

- Е. Кузнецов «Воздушная тревога»;

- М. Пляцковский   «Май сорок пятого года»;

- А. Твардовский  «Рассказ танкиста»;

- С. Баруздина  «Страна, глее мы живем».

Разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Физическое развитие:

- Спортивное соревнование для детей « Наши защитники».

- Начальная строевая подготовка мальчиков.

Социально-коммуникативное развитие:

- экскурсия к Мемориалу Победы.

- Выступление на конкурсе чтецов, посвященному Дню Победы.

Работа с родителями:

- оформление родительского уголка

- Консультации для родителей  «Познакомьте детей с героическим прошлым России»

- Рекомендации родителям по домашнему  чтению: А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники» и т.д.

План реализации проекта:

I этап – Подготовительный. Погружение в проект.

  1. Уточнение  представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
  2. Постановка проблемы: « Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?
  3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с  Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
  4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, логопед)

Мероприятия:

  1. «Дети войны» - подбор тематического материала (книг, статей, презентаций);
  2. Оформление книжной выставки и информационного уголка;
  3. Чтение детям художественных произведений – Л. Кассиль «Памятник  неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка»,

«Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога»;

  1. Беседа  «Наша армия родная»;
  2. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии, показывающие будни армии.

II этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям

  1. Определить направление работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, разработать план реализации проекта.
  2. Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
  3. Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг « Они защищали Родину».
  4. Подготовка материала для проведения бесед, для продуктивной деятельности.
  5. Подбор музыкальных произведений по военной тематике.

Мероприятия:

  1. Выставка детских рисунков «Краски Победы» посвященных Дню Победы.
  2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
  3. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений о войне.
  4. Слушание песен о войне «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День  Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М. Блантера, «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
  5. Изготовление фронтовых писем (треугольников).
  6. Ручной труд «Подарки ветеранам».
  7. «Прочти книгу о войне» - домашнее чтение
  8. Познавательная беседа «День Победы»
  9. НОД «Весна. День  Победы»
  10. Оригами «Голуби мира»
  11. Дидактическая игра «Ордена и медали ВОВ»
  12. Рассматривание фотографий и иллюстраций военных лет.
  13. Конкурс чтецов «Этот День Победы»
  14. Подготовка к праздничному мероприятию ко Дню Победы.

III этап – Заключительный. Оформление результатов

- Праздничные мероприятия ко Дню Победы

- Поздравление ветеранов с Днем Победы

Мероприятия

- Концерт, посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

- Возложение  цветов к Мемориалу Победы, поздравление ветеранов.

- создание атмосферы праздника в День Победы

Результаты работы по проекту

Благодаря проекту, дети получат необходимую информацию о людях, сражающихся на войне, о детях войны, о тягостях тех лет. У них сохранится интерес к истории своей Родины.

                         C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_0263.JPG

                         C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_0265.JPG

 C:\Users\Татьяна\Desktop\P5060608.JPG                                C:\Users\Татьяна\Desktop\P5060614.JPG

                                            C:\Users\Татьяна\Desktop\P5060596.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 307 комбинированного вида»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «ГРАМОТЯША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

                                                                                     Авторы: Тихонова В.Н.

                                                                                                    Воднева О.Ф.

                                                                                                     Владыко Т.А.

Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «ГРАМОТЯША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Цель:  Содействие психоречевому развитию детей с ОВЗ посредством использования авторского дидактического пособия «Грамотяша».

Участники проекта:

  • Дети старшего дошкольного возраста ДОУ;
  • Воспитатели;
  • Учитель – логопед;
  • Педагог – психолог.

Тип проекта: образовательный.

Срок реализации: долгосрочный.

Задачи:
Образовательные:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с ОВЗ;
Формировать элементарные математические представления;
Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с ОВЗ.

Развивающие:
Развивать мышление, память, зрительное внимание, слуховое восприятие;
Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;

Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей с ОВЗ к занятиям.

Актуальность.

  В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка Особое значение в коррекционно-развивающий  работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие пособия, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста,мы изготовили и апробировали пособие «Грамотяша». Данное пособие уникально тем, что в работе с детьми создает «благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,  детьми, взрослыми и миром», что является одной из задач современного дошкольного образования и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Описание пособия «Грамотяша»:

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми 5 - 7 лет, имеющими ОВЗ. Пособие может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Интеграция образовательных областей. Пособие применяется в следующих образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Области применения пособия: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Дидактическое пособие «Грамотяша» представляет собой мягкую флисовую книгу с различными видами игровых заданий. Пособие изготовлено из сочетающихся по цвету ярких, красочных тканей и различной фурнитуры. На каждой странице книги предлагаемый практический материал направлен на развитие различных сторон личности ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики руки, элементарных математических представлений, психических процессов.

Дидактическое пособие «Грамотяша» содержит  хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие памяти, внимания, мышления, и имеет многофункциональный, универсальный характер. Дидактическое пособие адресовано учителям-логопедам, психологам, воспитателям дошкольных групп. 

Содержание пособия – книги «Грамотяша».

Страница  №1

«Геометрик» математический планшет.

Цель: Развитие  мелкой моторики, логики, пространственного восприятия

Описание: Растягивая разноцветные резиночки, нити между пуговицами в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п.

Игра «Шнуровка», «Цветные бусы», «Замочки».

Цель: Развитие движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий, логическое мышление; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия  пространства.

Описание: Продевание тесьмы в кольца по подражанию действиям взрослого, по образцу, по самостоятельному творческому замыслу.

  Страница  № 2    (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).

«Математический уголок».

Цель: Формирование элементарных математических представлений, закрепление счета в пределах десяти.

  • «Веселые счеты»;
  • «1,2,3»;
  • «Больше - меньше - равно»;
  • «Один – много»;
  • «Посчитай до 5» (согласование существительного с числительным).

«Неделька - радуга»

Цель: Содействие в закреплении знаний детей дней недели, классификации их на рабочие и выходные дни, закрепление знаний цифр от 1 до 7, представлений детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных, формирование активного словаря ребенка, памяти и внимания.

 «7 дней недели»;

«Учим цвета»;

«7 цветов радуги»;

«Разноцветные карандаши»;

«Подбери по цвету».

Описание: Кто первым приходит в дом недели?

- Понедельник красный человечек в красный цвет покрасил дом, ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.

- Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели человечки на обед семь оранжевых конфет.

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот человечек нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой человечек в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.

Варианты игр для закрепления знаний дней недели

Первый вариант.

 "Какого человечка не стало".

Дети закрывают глаза, педагог убирает один карандаш. Дети открывают глаза и отгадывают, какого карандаша не стало.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, педагог меняет порядок карандашей. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Третий вариант.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.

«Учим цвета».

Педагог  предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

«Разноцветные карандаши».

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка

ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!

ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!

ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!

Страница  № 3      

         

«Собери словечко», «Угадай звук», «Найди звук»,

«Раздели на слоги»,«Повторим и поиграем».

Цель: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа  и чтения слов.

«Составь предложение»,

Цель: Закрепление навыка построения схемы предложения с использованием  условных обозначений.  Развитие связной речи, логического мышления.

«Звуковая елочка»

Цель: Упражнение детей в определении гласных и согласных звуков в слове (в начале, середине, конце слова).

 

Страница  № 4

«Подумай и положи»

Цель: Развитие навыков систематизации и логического мышления.

«Где что находится»

Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

          «Разложи по местам»

Цель: Классификация предметов на основе различных семантических признаков.

 «Что лишнее? »

Цель: Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

 «Что изменилось? »

Цель: активизирование в речи детей предлогов.

Страница  № 5

«Составь рассказ по картинкам», «Расставь картинки в правильной последовательности», «Неожиданный финал», «Что не так?».

Цель: Развитие умения составлять рассказ по серии картинок.

Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать связную речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Описание: Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

«Мнемотаблицы».

Цель: Развитие основных психических процессов.

Страница  № 6    

«Сад – огород», «Поварёнок», «Вершки – корешки».

Цель: Совершенствование и активизация словаря.

 «Назови одним словом».

Цель: Закрепление в речи детей обобщающих понятий.

 «Подбери по цвету».

Цель: Закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

 «Наоборот».

Цель: Закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.

 «Игры-загадки».

Цель: Расширение словаря прилагательных.

«Чего не стало? ».

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме;
  4. Подбор методического материала по теме;
  5. Разработка дидактических игр;
  6. Изготовление пособия - книги «Грамотяша».

II этап – Основной (практический)

  1. Знакомство детей с пособием «Грамотяша»;
  2. Использование пособия в непосредственно-образовательной деятельности.

III этап – заключительный

Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации пособия «Грамотяша»;
  2. Презентация проекта;
  3. Выставка пособия на педагогическом совете;
  4. Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  5. Разработка вариативности использования пособия.

Ожидаемые результаты:

Предполагаем, что результаты  использования  авторского пособия «Грамотяша» в работе с детьми с ОВЗ будет способствовать быстрому и успешному преодолению недостатков психоречевого  развития и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленное своими руками самодельное дидактические пособие «Грамотяша» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с ОВЗ. Развивающий потенциал данного пособия достаточно широк: 
- пособие многофункционально (позволяет выполнять несколько заданий); 
- в нем несколько ступеней сложности, тем самым повышается его развивающий потенциал; 
-  пособие обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально. 
- такое пособие по-своему универсально, так как может применяться для решения нескольких задач. Несет в себе принцип «автодидактичности»: может показать ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172

660046, г.Красноярск, пр.Машиностроителей,7

Телефон: 266-90-12, e-mail: DOU307@mail.ru

Образовательный проект

        «БУБА-TIME»        

(Использование ростовой  куклы

в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС)

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Срок реализации проекта: 2020 – 2023г.

   

Авторы: Тихонова Виктория Николаевна (учитель – логопед)

                 Воднева Ольга Фёдоровна (учитель – логопед)

                 Габбасова Ольга Андреевна (воспитатель)

                 Владыко Татьяна Анатольевна (воспитатель)

                 Филиппова Нина Владимировна (воспитатель)

                 Киселёва Людмила Вениаминовна (воспитатель)

Аннотация: В данном проекте отражены особенности работы по  использованию ростовой куклы «Буба» как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с  РАС. «Буба-time» это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.

Актуальность: Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла «Буба».

Проблема: В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать – в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.

Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы «Буба».

Задачи:

  1. Коррегировать эмоционально - волевую сферу и развитие зрительного; слухового и тактильного восприятия детей с РАС;
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;
  3. Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с РАС;
  4. Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей  к занятиям;
  5. Формировать, развивать и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с РАС;
  6. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Предполагаемые результаты: Предполагаем, что данный проект «Буба-time» будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла «Буба» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.

Деятельность в рамках проекта «Буба-time»:

Название проекта «Буба-time» переводится как «Время Бубы»,  так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения  ребенком.

В рамках проекта была создана ростовая кукла «Буба», составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей  детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.

Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Описание  стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта:

Ростовая кукла «Буба» предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Области применения: организация развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Ростовая кукла «Буба» представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма.  И учитывает сенсорные потребности данной категории детей.

«Буба-time» поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми,  включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.

План работы по проекту.

Участники проекта: Дети с РАС  дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.

Этапы реализации проекта:

            Подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме; Подбор методического материала по теме;
  4. Разработка развивающих игр для детей с РАС;
  5. Изготовление ростовой куклы «Буба».

IIэт               Основной (практический)

  1. Знакомство детей с ростовой куклой «Буба»;
  2. Реализация проекта  в непосредственно-образовательной деятельности.

        Заключительный 

          Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации проекта «Буба-time»;
  2. Презентация проекта: Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  3. Разработка вариативности использования пособия.

Содержание работы в рамках проекта:        

Направление работы

Задачи

Игровая наполняемость

Эмоционально- мотивационное развитие

1.Установление положительного эмоционального контакта

2.Формирование положительной мотивации

3.Регуляция психо-эмоционального состояния

4.Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации

Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты»

Сенсорное восприятие и развитие

1.Развитие ощущений (использование различных материалов)

2.Насыщение сенсорными впечатлениями

3.Снятие мышечного напряжения

4.Регуляция психо-эмоционального состояния

«Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!»,

игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик»

Импрессивная коммуникация

1.Обучение пониманию простых инструкций

2.Обучение пониманию жестов, выразительных движений

«Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук»

Экспрессивная коммуникация

1.Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием

2.Расширение рамок общения с окружающими

«Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк»

Общие речевые навыки

1.Вызывание речевого подражания

2.Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры

3.Развитие слухового внимания

«Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы:

«Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка»

Пространственные представления

1.Формирование пространственных представлений

и понимания пространственного отношения предметов

Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?»

Оценка результатов реализации проекта:

Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогов и  родителей.

Показатели эффективности реализации образовательного проекта:

- повышение эффективности формирования и развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей с РАС;

-увеличение количества детей, вовлеченных в совместную образовательную деятельность.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ,  создать методические рекомендации на основе проекта.

Устойчивость проекта:

Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.

Затруднение

Пути решения

1.Отсутствие включения ребенка в игровой процесс

Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру

2.Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений

Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового  действия  снова и снова

3.Отсутствие понимания сюжета игры

Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка

4.Избегание или неприятие варианта игры

Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов

Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.

Список литературы:

  1. «Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы для школьников с РАС» А. А. Ахметшина //Логопед №1, 2017г.
  2.   https://aba-kurs.com/igry-dlya-autistov/
  3. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» В.С. Сандрикова  г.Москва 2019г.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    

                «Детский сад № 307 комбинированного вида»

                                                    Проект

                 «Папа, мама, я – читающая семья»

                                           Воспитатели: Владыко Татьяна Анатольевна

                                                                    Габбасова Ольга Андреевна

                                           г. Красноярск – 2019 год

  Вид проекта:     образовательно - творческий.

 Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2019 г. – апрель2020г)

Участники проекта:      -  дети;

                                                  -  воспитатели;

                                                  -  учитель-логопед;

                                                  -  родители;

                                                  -  библиотекарь

Цель проекта:

    Развитие речи детей с ОВЗ посредством использования художественной литературы.

Задачи проекта:

-  повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

-  стимулировать влияние художественных текстов на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой)

-   реализовать целевой ориентир – «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступками людей: склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

-   повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством художественной литературы.

Актуальность проекта:

     Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объеме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского языка.

     Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Содержание проекта

Организация деятельности над проектом.

  1. Деятельность воспитателя:

-  подготовка методических и дидактических материалов;

-  проведение интересных занятий, игр, бесед, викторины, организация выставок;

-  отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной  

   программы;

-  довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и      

   любви к книге;

-  экскурсии в библиотеку;

-  выставка творческих работ детей.

  1. Деятельность детей:

-  участие в различных занятиях, играх, конкурсах, беседах, викторине;

-  заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных  

   педагогами;

-  ремонт книг;

-  рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным  

   произведениям.

  1. Деятельность родителей: 

-  участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;

-  покупка детям книг, соответствующих возрасту, совместное знакомство с книгами;

-  оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;

  1. Деятельность библиотекаря: 

-  подготовка и организация встречи в библиотеке (по отдельному плану).

Детям предлагается широкий спектр игр:

- дидактические игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- пальчиковые игры;

-игры – драматизации;

- театрализованные игры.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги.

Реализация проекта предполагает:

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:

  педагоги – дети – родители.

Ожидаемый результат:

-  формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной

   литературе;

-  позитивные изменения в речи детей;

-  повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка;

-  возрождение традиции домашнего чтения;

-  пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной  

   литературой;

-  регулярное посещение городской библиотеки имени М. Булгакова..

План мероприятий по осуществлению проекта

I. Подготовительный этап

Анкета для родителей.

Цель: изучить читательскую ситуацию в семьях.

Анкета для детей.

Цель: определить отношение детей к чтению.

Работа над темой проекта.

Цель: подобрать методическую литературу и дидактический материал для основного этапа проекта; разработать беседы, памятки, консультации, рекомендации для родителей; организовать развивающую среду в группе по теме проекта.

Составление плана мероприятий по проекту «Папа, мама, я – читающая семья».

Цель: обеспечить выполнение поставленных задач проекта «Папа, мама, я – читающая семья», упорядочить формы организации деятельности по проекту.

Родительское собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?»

Цель: ознакомить родителей с содержанием проекта; помочь родителям осознать ценность чтения, как средства образования и воспитания дошкольников. 

II. Основной этап

Памятка для родителей «Семья и книга».

Цель: активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Тест «Готов ли ребенок к чтению?».

Цель: определить уровень готовности детей к чтению.

Традиции группы: «Книжное дерево», «Экран читателя».

Цель: активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья».

Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

НОД «Путешествие в прошлое книги»

Владыко Т.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, воспитывать бережное отношение к книгам.

Беседа «Откуда пришла книга».

Цель: дать детям знания о том, как делается книга, подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, воспитывать уважение к труду людей, которые делают книгу.

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг; обогащать сюжет игры.

Консультация «Почему дети не читают?».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Дневные литературные чтения (ежедневно).

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

Цель: развивать умение детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью интонации и жестов; развивать стремление импровизировать несложные сюжеты сказок.

Д/и «Из какой сказки?»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам.

Мастерская по изготовлению творческих работ по прочитанным произведениям.

Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности.

НОД «Путешествие в типографию»

Габбасова О.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с процессом создания, оформления книги; воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Конструирование из бумаги «Самодельная азбука».

Цель: вызвать интерес у детей к созданию книг своими руками; совершенствовать навыки работы с бумагой.

Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях.

Цель: познакомить детей с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях, объяснить смысл, заключенный в них, чему воспитывают они, что выражают.

Театр Бибабо «Расскажи стихи руками».

Цель: обучать детей приемам кукловождения; развивать речь детей, способность сопровождать текст жестами.

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

Цель: повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

НОД «Книга – источник знаний»

Владыко Т.А.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах; воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.

Литературная гостиная по произведениям Н.Н. Носова.

Д/и «Прочитай по первым буквам».

Цель: закрепить знания букв и умение складывать их в слова.

Настольный театр «Три поросенка».

Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.

Пальчиковая игра «Маша обедает»

Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов.

Рассматривание портретов детских писателей.

Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях.

НОД «Библиотека»

Габбасова О.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку; воспитывать бережное отношение к книгам.

Экскурсии в городскую библиотеку имени М. Булгакова.

Цель: уточнить знания о библиотеке, расширить словарный запас по теме «библиотека», воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Цель: закрепить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову.

Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница».

Цель: воспитывать бережное отношение к книге, совершенствовать навык работы с клеем и ножницами.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».

Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Развивающая игра «Делим слова на слоги».

Цель: закрепить навыки слогового анализа слова, развивать навыки чтения, познакомить с ударением в словах.

Консультация «Как организовать домашнее чтение».

Цель: вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

НОД «Новая сказка» (творческое рассказывание)

Габбасова О.А.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: развивать умение детей сочинять сказку, используя выразительные средства языка; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Д/и «Узнай нас»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по фрагментам из сказок и описанию героев.

Игра -драматизация «Мешок яблок».

Цель: развивать умение детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, жестов.

Настольно - тактильный театр «Пых».

Цель: закрепить умение выразительно и эмоционально участвовать в драматизации сказки; развивать речь, мелкую моторику рук и тактильную память.

Рекомендации для родителей «Домашнее чтение».

Цель: напомнить родителям о правилах организации домашнего чтения.

III. Заключительный этап

Продукт проекта: Литературная гостиная «Как хорошо уметь читать!».

Цель: дать детям возможность проявить себя и свои полученные знания по теме проекта во время проведения литературной гостиной; воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.

Выставка творческих работ детей «Краски прочитанной книги».

Цель: через детское творчество повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Арт-выставка фотографий: «Вместе с книгой я расту».

Цель: способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повторное анкетирование детей и родителей.

Цель: выявить положительную динамику в развитии детей по теме проекта;

отметить повышение компетентности родителей по проблеме приобщения детей к художественной литературе.

Итоговый результат проекта:

В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформируется запас литературных впечатлений, научатся иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получат информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети запишутся в городскую библиотеку. А главное - у детей появится потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 307 комбинированного вида»

                              Проект

              «Воздух и вода – наши лучшие друзья»

                              (детское экспериментирование)

                            Воспитатель: Владыко Татьяна Анатольевна

                                  г. Красноярск – 2021 год

Пояснительная записка

     Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

     Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

     Занимательные опыты, эксперименты побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим:
  2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.

     Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

     Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий развития ребенка дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта:

     «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.Е. Тимирязев.

     Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира – это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о свое         деятельности.

     В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности является детское экспериментирование.

     Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

     Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

     Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

     Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Цели и задачи проекта:

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  • Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой, краткосрочный, поисково-исследовательский.

Сроки проведения: февраль 2021 года

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  • Составить план опытно-экспериментальной деятельности.
  • Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

II этап – основной

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности, перспективный план работы по теме.

Ш этап – заключительный

  • Определить эффективность проведенной работы.
  • Провести анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы с детьми по основному этапу проекта:

Программное содержание:

  • Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности)
  • Совместная деятельность родителей и детей.

название эксперимента

содержание

оборудование

1.

2.

«Как поймать воздух?»

«Что в стакане?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проткните пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

«Парашюты» (дома совместно с родителями изготавливаем игрушечный парашют.

Из пакета вырезать круг и прикрепить к нему веревки и человечка. Сложить парашют и подбросить его вверх как можно выше. При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

«Самолетики». (запуск самолетиков)

Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стакан надо держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (сухой). Ребята, как вы думаете почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух и он не пускает воду в стакан.

8 кусков веревки по 40 см.

Пластиковый пакет

Двухсторонний скотч

Игрушечный человечек

Емкость с водой

Пустой стакан

3.

«Почему гаснет свеча?»

2 свечи поставить на блюдца и зажечь их. Затем одну свечу накрыть стаканом и наблюдать. Через некоторое время свеча, накрытая стаканом погасла. Почему? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. И свеча потухла. Вот так и все живое на земле не может жить без кислорода.

2 свечи

2 блюдца

Банка

спички

4.

«Воздух легче воды»

Поставить стаканы с водой и взять трубочки для коктейлей. Вставить трубочки в воду и подуть на них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

Стаканы

Трубочки для коктейлей

5.

«Имеет ли воздух вес?»

Весы можно сделать самим из веревочки м палочки. С двух сторон подвесить шары. Затем один проткнуть острой палочкой. Что произойдет? Шар с воздухом опустился вниз. А лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Два воздушных шара

весы

6.

«Движение воздуха»

Взять лист бумаги и помахать перед лицом. Что вы чувствуете? А если бы мы открыли окно, что бы вы почувствовали? Молодцы! Делаем вывод, что воздух движется.

7.

«Какой формы вода?»

На столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода все время меняется. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Вода не имеет формы.

Сосуды различной формы

8.

«Какого цвета вода?»

Взять два стакана. Один с водой, а другой с молоком. Взять картинку и поставить ее за стаканом с водой. Нам видно картинку. А затем поставим картинки за стаканом с молоком. Что мы видим? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода не имеет цвета. Она прозрачная. Но прозрачную воду можно сделать не прозрачной. Для этого нужно взять краски и кисточку. Кисточкой обмакиваем в краску и опускаем в воду. Добавляем краску понемногу и наблюдаем. Ставим картинку. Ее не видно. И делаем вывод: вода прозрачная жидкость, но в ней можно растворить красители.

Стакан

Вода

Краски

кисточки

9.

«Льдинки на тропинке»

В емкость налить воды. Воду подкрасили в разные цвета. Подкрашенную воду разлили по формочкам. Формочки заморозили. На следующий день получили разноцветные льдинки.

Краски

Емкости

Формочки

вода

10.

«Вода-растворитель»

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Один ребенок размешивает в воде сахар, другой – соль. Теперь попробуйте снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавляли в воду? ( ответы детей). А теперь попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности воды.

Стакан

Вода

Соль

Сахар

Мука

Масло подсолнечное

11.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Положить в каждую емкость по одному яйцу. Они утонули. В одну емкость добавить соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода соленая, поэтому вес воды увеличилось, а яйцо стало легче соленой воды и оно поднялось на поверхность.

2 яйца вареные

Соль

Две емкости

12.

«Есть ли запах у воды»

Давайте определим есть ли запах у воды. (ответы детей)

Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды и вкус, и цвет, и запах.

Вода

Стакан

Мятные капли

13.

«Фильтрование воды»

Бывает такая ситуация, что воды чистой нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют различные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы познакомимся. Для этого возьмем воронку, платок, вату и емкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

Вода

Воронка

Стакан

Вата

платок

Выводы по проекту

     В реализации проекта я поняла, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В ходе экспериментально- познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Надеюсь, что дети и дальше будут расширять  и  углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят экспериментировать.

     Помимо всего, накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011,-336 С.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей» Методическое пособие СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011
  3. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений – М, ТЦ Сфера, 2003
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Сценарий занятий – М. ТЦ, Сфера – 2004
  5. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста под редакцией О.В. Дыбиной – М., ТЦ, Сфера, 2009
  6. Горькова Л.Г., Кочаргина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию в детском саду» - М., ВАКО, 2008
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников/ под редакцией О.В. Дыбиной- 2-е изд., испр, - М., ТЦ, Сфера – 2011
  8. Барышникова Г.Е «Наша зеленая планета» Познавательные игры, конкурсы м праздники для детей. Ярославль. Академия развития, 2007
  9. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме: «Вода» - М, ОСО «Издательство Скрипторий 2003, 2006
  10. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации – М, ТЦ Сфера, 2013
  11. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение», 2005
  12. Журнал «Дошкольное воспитание №7 2004, №7 2005
  13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
  14. Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль – 2003
  15. Виноградова Н.Ф. «Рассказы- загадки о природе» книга для дошкольников М. Вентана- Граф, 2012

C:\Users\User\Desktop\IMG_0604.JPG                   C:\Users\User\Desktop\IMG_0588.JPGC:\Users\User\Desktop\IMG_0586.JPG

                                           

C:\Users\User\Desktop\IMG_0590.JPG                C:\Users\User\Desktop\IMG_0583.JPG                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...