Экологическое воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа)

Шапурина Ирина Юрьевна
Актуальность экологического воспитания дошкольников в настоящее время имеет огромное значение. Любовь к природе своей малой родины, внимания, забота и уважение к её животному и растительном мир является проявлением патриотизма. Экологическое образование в дошкольное учреждении является одним из ключевых направлений работы , и способствует ифрмировпнию личностных качеств дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyi_mir_nasekomyh.docx22.07 КБ
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_dou.docx19.89 КБ
Microsoft Office document icon ekologicheskie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                           Экологический проект для подготовительной группы

                             Удивительный мир насекомых

Шапурина Ирина Юрьевна

ФГБДОУ « Центр развития ребенка - детский сад 1007» Управление делами Президента РФ

Воспитатель

Цель:

Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру насекомых
  • Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе;
  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;

  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность , поисковую деятельность

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники  проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Актуальность проекта

             В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

              Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой.

            Любить природу- это значит заботиться, беречь  каждую травинку, птичку, каждого насекомого. У детей возникает много вопросов, « Чем питаются жуки?». « А какую пользу приносят пчелы?», « Какой вред и польза  от насекомых?».

            Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей красотой.

Ожидаемые результаты:

  •        Расширение и обогащение знаний детей о насекомых.
  •        Сплочение детей, родителей и педагога в общую   творческую деятельность.
  •        Развивать познавательный интерес детей, любознательность, поисковую активность
  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе

Работа над проектом:

I этап:

1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых;

2. Информация родителей о предстоящей деятельности;

3. Подбор литературы о насекомых, картинок.

II этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Работа с родителями по теме.

3.Организация сюжетно-ролевых, дидактических и   подвижных игр.

III этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы.

Работа с детьми:

Познавательное направление:

1. Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2. Занятие по познавательному развитию « Кто такие насекомые?»

 1 этап - подготовительный

  Организационно – подготовительный ,  на котором определены  цели и задачи проекта. Намечены предполагаемые результаты проекта. Подобраны художественная литература, разработаны конспекты занятий по окружающему миру, подвижные игры, подобрана информация по теме « Насекомые», составлено тематическое планирование по проекту.

2 этап: Основной

 реализация проекта, который подразумевает непосредственно проведение наблюдений, проведение игр, прогулок, организация художественно – творческой деятельности детей. Совместная работа детей, родителей и педагогов по теме проекта.

Познавательное развитие.

 1. НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые»

(расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

2. Беседы на тему: «Опасные насекомые», « Кто такие насекомые», « Где дом у насекомых», «Как пчелы умеют защищаться? » (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми).

Речевое направление:

1. Составление рассказов о насекомых по картинкам.

2. Просмотр и обсуждение мультфильма « Муха- Цокотуха»

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Улитка сидела около….

- Гусеница полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Божья коровка сидела на…

- Муха ползла по…

4. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

5. Дидактическая игра « Найди тень насекомого»

6. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

7. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».

8. Т. Шорыгина « Муравей»,« Пчела», «Божья коровка»

9. В.Степанова «Стрекоза».

10. басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

11. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

12. Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

13.   В. Драгунский « Он живой и светится»

          14. Рассматривание иллюстрированного альбома « Насекомые», « Красная книга»

3. Художественное творчество:

1. Рисование «Красавица бабочка» (уточнить представления детей о насекомых, развивать творческие способности).

2. Рисование. «Муравьишка-малышка»

(познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).

3. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Божья коровка на листочке»

(продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения;

закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции;

развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность).

       4. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Пчелка» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику;

продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

5. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность;

         Наблюдения.

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада

     Взаимодействие с родителями дошкольников

1. Памятка для родителей « Первая помощь при укусах»

2. Домашние задания: рассказать детям о пользе насекомых.

 3. Изготовление папки- передвижки «Безопасность в природе», консультация «Как привить любовь к природе»

      Заключительный этап.

  • Создание картотеки дидактических игр « Насекомые»;
  • Создание альбома «Правила поведения в природе».
  •  Организация выставки « Этот прекрасный мир»

 Результат:


1.      У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.

2.      Дети имеют представление о том, какую пользу и вред принося насекомые
3.      Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе 
поисково-познавательной деятельности.
4. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 

         Список использованной литературы.

  • Детская энциклопедия «Насекомые».
  • Герасимов В.Н. «О бабочках и жуках».
  • Пособие Плешакова А.А. «Зеленые страницы». 4. Лучич М.В. «детям о природе».
  • С. Н. Николаева «Юный эколог».
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду //Современное дошкольное образование. 2008. № 5.
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. 2006. № 3.
  • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
  • Иванова, А.И. Программа « Живая Экология» для детей первых 7 лет жизни. Новокузнецк, 1999.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ( пилотный вариант)/ Под. Ред. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд. М.:



Предварительный просмотр:

                   Экологическое воспитание в ДОУ

ФГБДОУ « Центр развития ребенка - детский сад 1007» Управление делами Президента

Шапурина Ирина Юрьевна

Воспитатель

               Экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения. Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения  к окружающей среде и обеспечения соответствующего воспитания и образования молодого поколения. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания и на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые должно дать учреждение образования в ходе образовательного процесса Воспитание милосердия, терпимости, доброго отношения к окружающему миру, к людям, что находятся с ним рядом - важная составляющая экологического воспитания.

            Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, проявляется познавательный интерес, отношения к окружающему вокруг миру.

            Дошкольное детство- это начальный этап становления человеческой личности. К, Д, Ушинский называл природу великой воспитательницей: « Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

           Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях дошкольников о жизни на земле, о земле,  воде, воздухе; в знания о растительности леса, сада; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.

          Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Ребенок учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что - нельзя.

          Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе, как средству  воспитания детей. Я, А, Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

         К.Д. Ушинский  был за то, чтобы « вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

          П. Г. Федосеева определяла, что основной целью экологического воспитания старшего дошкольного возраста является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей старшего дошкольного возраста научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь и ответственное отношение к природе закладывается в детской душе только в том случае, если ребенок старшего дошкольного возраста ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых.

              В концепции С. Н. Николаевой видно, что цель экологического воспитания старшего дошкольного возраста это – развитие базовых основ экологического воспитания, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе и окружающей среде во всем многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности  к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды».

           Составные экологического воспитания личности ребенка старшего дошкольного возраста, по С. Н. Николаевой, — «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать и в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, в быту).

           Экологически воспитанную личность можно охарактеризовать как сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным  поведением и деятельностью в природе и окружающей среде, человеческим, заботливым отношением.

        Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно. Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага.

             Для этого поставлены следующие задачи:

  • Воспитание бережного отношения к миру;
  • Формирование  экологического сознания;
  • Развитие интереса к природе;
  • Направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.

          Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.

          Начинать экологическое воспитание необходимо именно с дошкольного возраста, когда маленький человек:

  • Формирует основы экологического воспитания;
  • Накапливает свои знания о различных формах жизни
  • У него закладываются начальные элементы экокультуры.

             В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. На занятия дети получают знания о ценности в природе, о взаимодействии живы организмов. Используются комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетаются с художественной деятельностью ( речевой, музыкальной, художественной). Интересно и использование проектной деятельности в работе над экологической темой. Участники экологически проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Формы и методы работы с детьми используются разнообразные: экскурсии, наблюдения, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты , видео и аудиозаписи.

                 Для экологического воспитания детей огромную роль играют прогулки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулке внимание детей обращено на красоту родной природы.

           В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного и использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

        Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.   Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес познать мир природы. Воспитание любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. И в этой работе первыми помощниками должны стать родители.

        Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

« Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока Вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы» (Д.Рескин)

   

                               

Список используемой литературы:

1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

4. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»     2004г.

5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.

7. Градобоева Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.

8.  Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.16.  Левитман. М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: Союз 1998.

9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

10. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.

11. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2, 6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002.

13. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998, Академия развития.



Предварительный просмотр:

                Экологическое воспитание дошкольников.

                                                        ФГБДОУ « Центр развития ребенка

детский сад 1007»  Управление делами Президента РФ.

                                       Шапурина Ирина Юрьевна

                                         

                                       Воспитатель

                 Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию.

          Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. Первым этапом системы экологического образования является дошкольное экологическое воспитание.

         Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями и умениями, опытом бережного отношения к природе.

        Задачи экологического образования в детском саду

  • Формировать у детей элементы экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
  • Развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
  • Формировать положительный опыт эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
  • Воспитывать осознанное отношение к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

   Главная цель Федерального государственного образовательного стандарта - воспитание у ребенка мотивации к познанию и творчеству, формирование самостоятельной, инициативной личности.

 

     Педагогами нашего  ДОУ экологическое воспитание детей осуществляется во всех образовательных областях.

     Образовательная область «Познание».

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях); о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов, расширение кругозора. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее планеты.

     Экологические знания дети получают во время организованной образовательной деятельности, наблюдая за объектами живой и неживой природы на прогулках. Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомятся не только с растениями и животными, но и одновременно с условиями их обитания. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями широко используется экспериментально – исследовательская деятельность. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

  Одним из перспективных методов, способствующих решению задач экологического образования дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам. Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном примере усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного и бережного отношения ко всем живым существам, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных.

        Образовательная область «Речевое развитие».

Все формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы – ответы, чтение). Познавая природу, дети обогащают словарный запас определениями объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Немаловажная роль в экологическом воспитании принадлежит ознакомлению дошкольников с книгами природоведческого характера. Художественная литература о природе воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

         Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

В. А. Сухомлинский говорил о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуральном виде или в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен, красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют.

    Образовательная область «Физическое развитие» направлено на становление здорового образа жизни у дошкольников, ознакомление со своим телом.

  Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация окружающей среды в ДОУ, т. к. среда это реальная действительность, в которой развивается ребенок. В нашем детском саду созданы  уголки природы в каждой группе, огород.

    Педагоги ДОУ активно сотрудничают с краеведческим музеем (дети старшей и подготовительной к школе групп, посещая музей, знакомятся с местной флорой и фауной).

ФГОС дошкольного учреждения  подчеркивает, что в решении задач воспитания подрастающего поколения важная роль принадлежит семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросового и природного материала.

Дети нашего детского сада совместно с воспитателями и родителями принимают активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и акциях природоохранного характера.

В этом году мы приняли участие в

- в областном творческом конкурсе «Мир заповедной природы»

- районном фотоконкурсе  «Кошки – это кошки!»

-районный конкурс (в рамках областного) детского художественного творчества «Первоцвет».

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. В наших руках будущее планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...