открытое занятие по народной игре
консультация

Шлюпикова Ольга Анатольевна

открытое занятие по народной игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytoe_zanyatie_po_narodnoy_igre.zip714 КБ

Предварительный просмотр:

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. 

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.

Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Д. Б. Эльконин отмечал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка.

Л.С. Выготский указывал на то, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Каждый народ, в зависимости от условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

В разработке содержания и организации подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, М. Ф. Литвиновой, Э. Я. Степаненковой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Проблема использования народных подвижных игр в воспитании дошкольников нашла отражение в работах Каржаубаева А. (1991),Кенеман А.В. (1998), Костюкевич В. (1988), Литвиновой М.Ф. (1986), Осокиной Т.И. (1988), Панкеева И.А. (1998), Реджепова С. (1991), Ряховской К. (1990), Смирновой Е. (1976), Соловьёвой Е. (1997), Тимофеевой Е.А. (1981) и др.

Однако, многие авторы (М.Ф. Литвинова, Т.И. Осокина и др.) отмечают, что в практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утрачены народные традиции, лишены игрового зачина.

Значение народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.

В народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. В них много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Виды народных подвижных игр и методика их проведения с детьми дошкольного возраста

В настоящее время собрано большое количество народных подвижных игр.

Сбором игр занимаются этнографы, педагоги и просто любители - простые жители.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

 На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

 Обрядовые (календарные) игры - это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе - эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры - эти игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

 Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

 Игры  забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай»,  «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

-хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

 Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Большой интерес для воспитателей детского сада представляет пособие: «Подвижные игры народов СССР», составителями которых являются А.В. Кенеман и Т.И. Осокина (1988). В нём содержатся описания игр народов бывшего СССР. Сборник интересен тем, что благодаря содержащимся в нём играм дети знакомятся с особенностями жизни других народов, улавливается связь между трудной деятельностью того или иного народа и природно-климатическими условиями той местности, на которой он проживает.

Особого внимания заслуживает книга М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры» ( 2004). Русские народные игры и их варианты, данные в сборнике, доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. Игры представлены в четырёх разделах: игры с бегом, мячом, прыжками и игры малой подвижности. Изложены правила проведения игр, методические рекомендации воспитателю по их организации с детьми.

И.А. Панкеев в своей книге предлагает игры с мячом и шарами, с палками и верёвочками, с фантами и камушками, со словами и загадками, домашними хороводами, зимними и летними. Причём не только детские, но и те, которые увлекают и привлекают взрослого, а то и бабушек .

А.А. Таран предлагает такую классификацию русских народных подвижных игр:

  1. По видовому отражению национальной культуры (отражает отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла.)
  2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
  3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и не подвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.)
  4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
  5. С учётом возрастных особенностей детей.
  6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
  7. По физическим качествам, преимущественно с проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры отражающие отношение человека к природе. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волки – овцы», «Вороны и воробьи» и т. д.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Дедушка – рожок», «Домики», «Ворота» и др.

Третий раздел первого компонента составляют игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Жмурки», «Городки», «Горелки» и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвёртого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. В этом разделе применяются игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Перетяни за черту» и др.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновлённой парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности ребёнка, расширение его историко-культурного кругозора и повышения уровня национального самосознания.

А. Каржубаев считает, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из таких традиций – национальные игры.

В. Костюкевич так же считает, что большую помощь в воспитании у дошкольников любви к родному краю, к обычаям и традициям оказывают национальные игры.

С. Реджепов (1991) рекомендует перед проведением национальных игр ставить следующие задачи:

  • формировать у детей интерес к подвижным играм разных народов нашей страны;
  • воспитывать любовь и уважение к детям других народов.

Для решения этих задач недостаточно использовать только национальные игры, необходимо применять и другие средства обучения и воспитания. Знакомя с игрой, важно подчёркивать не только название, но и принадлежность к конкретному народу. Интерес к играм других народов вызывается и внесением национальной одежды, её элементов. Подводя итоги игры, следует рассказывать детям о некоторых национальных особенностях и традициях данного народа[6].

Из более поздних авторов оригинальные классификации были разработаны В. Марцем (по происхождению), В. Всеволодским-Гернгроссом(по типологическим группам) и др. Наиболее полной и чёткой является многоступенчатая классификация В. Яковлева, сгруппировавшего игры по принципам характера организации играющего коллектива, целевых установок, совместных действий учеников, типичных движений и их разновидностей в игре.

Однако эта классификация предусматривает характеристику лишь определённой части игр, применяемых в основном на уроках по физической культуре в школах, и не позволяет классифицировать все основные группы народных игр.

Таким образом, в педагогической литературе существуют самые разнообразные и нередко противоречивые классификации народных игр.

Народный фольклорустно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что обязательным условием успешного проведения народных подвижных игр является знание педагогом практического материала, умение эмоционально, чётко объяснить правила игры, её ход, активно участвовать в играх, осуществлять правильное руководство с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методика проведения народных подвижных игр

Методика проведения русской народной подвижной игры в целом ничем не отличается от проведения подвижной игры и включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его наблюдательность. Стимулируя интерес ребёнка к игре, увлекая его, воспитатель замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, владеющего разнообразными двигательными навыками и сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка.

Для грамотной подготовки к проведению русских народных подвижных игр воспитателю важно знать их содержание и правила, уметь четко и ясно донести их до играющих.

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные режимные периоды. Основное время для проведения подвижных игр приходится на утреннюю и вечернюю прогулки.

Е. А. Тимофеева считает, что не следует организовывать коллективные игры и упражнения после занятия, требующего сосредоточенного внимания. Целесообразно предоставить детям возможность поиграть самостоятельно, заранее организовав соответствующие условия, включающие подбор пособий, активизирующих самостоятельную деятельность детей.

Е.А. Тимофеева также считает, что объяснение игры детям 4-5 лет, в отличии от предыдущих групп, чаще всего организуется заранее, т.е. до ее проведения, а не по ходу. Первичное объяснение сложной русской народной подвижной игры обязательно сопровождается показом, проигрыванием наиболее трудных ее моментов.

Автор также считает, что успешность игры во многом зависит от того, как дети поймут и запомнят правила. Они стремятся как можно быстрее воспроизвести все услышанное в действиях и часто, не дослушав объяснения, изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Тогда для концентрации внимания детей можно рассказать об игре в форме сказки, что воспринимается ими с большим интересом и способствует творческому исполнению ролей .

М. А. Доронина также считает, что игры подбирают в основном сами воспитатели. Педагог обязательно обращает внимание на сложность двигательных заданий и правил, их соответствие знаниям и представлениям, индивидуальным особенностям и желанием детей.

Создавая условия для проведения подвижных игр и упражнений, педагог должен опираться на самостоятельность и активность дошкольников, которые по указанию или просьбе взрослого могут подготовить необходимые пособия, разместить их в соответствии с требованиями проведения игры.

После объяснения дети сразу переходят к игре, а в ее процессе воспитатель уточняет то, что было недостаточно усвоено ими, объясняет, как не допустить нарушения правил.

Непосредственное участие воспитателя в играх детей подготовительной к школе группы необязательно. Он руководит ходом игры, напоминая правила и внимательно следя за их выполнением, подает сигналы, а также наблюдает за правильностью движений детей, регулирует физическую нагрузку, чередуя активные действия и отдых, своевременно переключая детей с одного вида деятельности на другой, постепенно повышая интенсивность движений, увеличивая расстояние, пробегаемое детьми.

В отдельных случаях участие воспитателя в игре необходимо. Он может взять на себя самую ответственную роль и показать, как быстро должен действовать ловишка, чтобы поймать много детей, как правильно выполнять то или иное движение.

Е. А. Тимофеева считает, что воспитателю важно овладеть разными способами распределения игровых ролей; при этом следует делать так, чтобы каждый ребенок мог исполнять ответственную игровую роль, например водящего, что помогает развитию способности правильно оценивать и свои силы, и силы товарищей.

Для распределения ролей применяются считалки-шутки, например: «Пчелы в поле полетели, закружили, загудели; сели пчелы на цветы, мы играем, водишь – ты!»

Выбрать водящего можно и по-другому. Дети встают в круг, воспитатель называет имя ребенка; тот должен назвать любое число до 10 и сказать, в какую сторону вести счет – вправо или влево. Ребенок идет по кругу и считает – тот, на ком счет оборвется, и будет водящим.

Также в руководстве подвижными играми особое место занимает подведение итогов: детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры педагог обязательно кратко подводит итоги, отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо и какие и кем нарушения были допущены.

Оценка воспитателя должна быть обоснованной, аргументированной. Это поможет предупредить возможные неадекватные проявления в поведении детей, снять излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.

Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки. Можно использовать народные или авторские произведения этих жанров, а также придумывать их самостоятельно (к сюжету игры или решая определенную воспитательную задачу, связанную с конкретной группой) и вместе с детьми .

Этапы проведения подвижной игры:

· подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов);

· эмоциональный настрой детей на игру;

· точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил;

· проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее);

· 2-3 повторения игры на одном занятии;

· предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил.

Таким образом, по методике обучения детей дошкольного возраста русским народным подвижным играм можно сделать следующие выводы, что народные игры позволяют решать следующие задачи:

- развитие умений выполнять игровые образы;

- развитие творческой индивидуальности;

- развитие музыкального и эстетического вкуса;

- развитие всех психических процессов;

- формирование понимания красоты речи;

- формирование духовной сферы, патриотических чувств;

-развитие эмоциональной сферы;

- формирование физических качеств, здоровья;

- формирование коммуникативных качеств;

-приобщение к народной культуре, традициям.

В работе педагога используются следующие методы:

- словесный;

- наглядный;

-практический.
Словесный метод:

- рассказы об игре, её правилах;

- объяснение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога;

- вопросы - ответы;

-заучивание текста народных игр.
Наглядный метод:

- рассматривание иллюстраций к играм;

- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

-рассматривание костюмов;

-показ презентаций.
Практический метод:

- проведение игр;

- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

- проведение праздников и развлечений;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

- личный пример при разучивании игр;

- пример ребёнка при создании игрового образа;

- использование костюмов, атрибутов.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра: воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре, обеспечивая физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей; помогает переключению детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость в интересную игру.

Для детей положительный эффект в том, что русские народные подвижные игры:

- укрепляют здоровье;

- развивают сообразительность, ловкость, творчество;

- знакомят с окружающей жизнью;

-развивают любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

- формируют нравственные качества;

- закрепляют полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

- развивают эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

- развивают эмпатичные способности;

- формируют чувства принадлежности к своему народу.

Картотека народных подвижных игр.

«Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

«Картошка»

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

«Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

«Капуста»

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает.

«Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод, развитие эмоциональной отзывчивости.

Ход игры: дети за воспитателем проговаривают слова.

Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов,

среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод,

ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились. Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Ход игры: воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Каравай»

Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Ход игры: дети становятся в круг

Слова:

Как на Ванин день

рожденья

Испекли мы каравай.

Вот такой…

Каравай, каравай!

Кого хочешь, выбирай!

Ход игры: ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши. Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.

Таким образом, на основании изученной литературы можно сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

Русские народные подвижные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:

- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),

- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),

- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в своих силах, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник!

Список использованных источников

  1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – с. 61-64.
  3. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
  4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – с. 10-14.
  5. Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. 
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях: избр. пед. сочинения. В 5т. – М., 1982. т.5.
  8. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича. М. : Издательский дом «Академия», 2000 – 231 c.
  9. Князева, О.Л. , Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] / О.л. Князева, М.Д. Маханева //Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  10. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
  11. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
  12. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952. – 234 с.
  13. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
  14. Осипенко Н.С, Титкова В.Ю.. Фестиваль русских народных игр в ДОО. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7/июль/, 2014; стр.14.
  15. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2018.
  16. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.
  17. Панкеев, И.А. Русские народные игры [Текст] /И.А. Панкеев .- М., 1998.
  18. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011. - 184 с.
  19. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  20. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Москва, «Просвещение», 1988.
  21. Таран А.А. Русские народные игры и их классификация. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №1.
  22. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. /Под ред. С.О. Филипповой – М., 2012.
  23. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2008.
  24. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.-96с.
  25. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО /Справочник старшего воспитателя - 2014. - №9.
  27. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Академия, 2006.
  28. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

Считалки

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара,

Домой пора —

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает Белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет,

И берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет.

Лиса по лесу шла,

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

- Заяц белый

Куда, бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыко драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

Первинчики,

Другинчики,
Летели голубенчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон

В уголок!

Инцы-брынцы, 
Балалайка! 
Инцы-брынцы, 
Поиграй-ка! 
Инцы-брынцы, 
Не хогчу!

Инцы-брынцы, 
Вон пойду!

- Чики-брики, ты куда?

- Чики-брики, на базар.

- Чики-брики, ты зачем?

- Чики-брики, за овсом!

- Чики-брики, ты кому?

- Чики-брики, я коню!

- Чики-брики, ты какому?

- Чики-брики, вороному!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети

И кричали:

«Кук! Мак!»

Убирай 
Один кулак!

Тара-бара,
Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

Кукушечка-Горюшечка

Плетень плела,

Детей вела.

Дети шли,

До конца дошли,

До конца дошли,

Обратно пошли

Кук!

Трух-тух, 
Трух-тух-тух, 
Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит,

Тот бежит.

Погляди на небо,

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

Сговорки

В играх, где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков.

Сговорки бывают разные:

Кого выбираешь:

Конь вороной

Или хомут золотой?

Шары катить

Или воду лить?

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Что возьмешь:

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Чего тебе нужно:

Гороху мешок

Или масла горшок?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Таракана усатого

Или тигренка полосатого?

Чего тебе дать:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Выбирай:

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу.

Консультация для родителей

«Русские народные подвижные игры для детей.

Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:

- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;

- расширяем и обогащаем игровые действия детей;

- развиваем двигательную активность;

- укрепляем здоровье детей;

- обогащаем словарь.

Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "

Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружится на лугу.

На лугу - то лужица,

Голова закружится.

 

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг - скок,

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"

Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.

Вот какой у меня платочек,

Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает),

Всем ребятам Катеньку покажу (показывает).

Вот - вот, вот как Катенька идет,

Песенку веселую нам поет.

Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.

Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует).

Веселее, Катенька, попляши,

Мы похлопаем от души.

3. Игра "Ворон"

Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22

Консультация для воспитателей

Использование народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

C:\Users\User\Desktop\uzor-khokhloma-russkaya-tradicionnaya-dekorativnaya-rospis-narodnyj-promysel.jpg

                                         Подготовила: 1кв.категории 

                                                       Шлюпикова Ольга  Анатольевна

  гБердск, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Программные задачи:1. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, хамечать оразные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения.2. Закрепить умение де...

Конспект открытого занятия по народному декоративно-прикладному искусству на тему "Бело-голубое чудо Гжели"

Данная работа необходима для того, чтобы развивать у детей интерес к искусству Гжельской росписи. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять...

Открытое занятие "Русские народные сказки"

Открытое занятие по теме "Русские народные сказки"...

Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной  группы  Дата проведения: 10 февраля 2015 ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Истоки народной культуры»

1.     Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству....

Открытое занятие по народному творчеству «Праздник деревянной ложки»

Знакомство детей с историей русской ложки, традициями, обычаями, формирование у детей представления о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Роспись деревянных ложек....

Конспект открытого занятия "Чувашский народный гигроскоп"

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Познакомить с чувашскими народными приметами и чувашским гигроскопом, пре...