КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Истоки народной культуры»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

1.     Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СОШ № 1985

(дошкольное отделение «Соловушка»)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Истоки народной культуры»

Подготовила и провела

Воспитатель

Иванова И.Х.

Москва 2013

Цель: расширять представления детей о культурном наследии русского народа, воспитывать уважение к народным традициям.

Задачи:

  1. Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству.
  2. Развивать интерес к исконно русским традициям;
  3. Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков : жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором традициями и декоративно- прикладным искусством
  4. Приобщать детей к богатству русской речи.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к русским народным сказкам;
  2. Выставка изделий народных промыслов;
  3. Иллюстрации к игре «Что было раньше ,что сейчас»
  4. Репродукции картин Шишкина и Левитана.

Наша земля похожа на огромный ковер. Весь этот мир создан для жизни, пользы человека, для каждого из нас. И мы должны отвечать ей добром, трудом, и любить нашу Землю, нашу Родину.

«Жизнь наша дана на добрые дела». Ребята , а что для вас Родина?

Стихотворение о Родине «Там, где сладко пахнет смолой»

(Даша С., Ксюша)

          Мы живем в огромной стране, в больших городах и селах ,нас окружают заводы, фабрики, транспорт, умные машины , метро. Мы не представляем себе жизни без музыки, книг, кино. Откуда же все это взялось?

Кто делает нашу страну красивой и богатой? Все это создал человек, его разум, его руки. И ушло на это много тысячелетий.

Давайте перенесемся в старину , в глубь веков, когда нашу Россию называли Русь.

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные песни поют!

            Где селились наши предки? Чем занимались? Люди всегда жили со своим трудом, любили, берегли свою землю, если приходил странник, его щедро угощали. Часто говорили, русский народ доброжелательный, гостеприимный. Что это значит? Давайте задумаемся, как мы приветствуем друг друга? Ведь русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты: «здравствуйте», «милости просим», «добро пожаловать».

Машенька, представь, что ты хозяюшка в дому.

Девочка: Дай Бог тому, кто в нашем дому,

Дорогим гостям и малым детушкам,

Жития, бытия и здоровьица.

А почему Русь назвали деревянной? А легко ли одному срубить избу?

Кто напомнит , как люди в труде помогали друг другу?

1 ребенок

Люди добрые, соседи мои любезные

Приходите ко мне завтра с рассветом избу рубить,

А я уж вас хлебом и солью и квасом угощу.

Как назывался такой обычай? (Помощь)

И конечно, в избе, которую строили дружно, с любовью и жилось хорошо.

Как называли комнату в избе? Что ставили посередине? Какая мебель была:

Столы большие были, да и семьи ведь не малые. Кто в семье был самый главный? Как Дед скажет , так и будет.. Отсюда и пословица « Поперек батьки в пекло не лезь». Самых старших в семье слушали, берегли, любили, почитали, как говорили в старину им самое доброе место за столом и самое теплое для сна. Вот такие наши предки были.

Так и  жили люди своим трудом , стремились все доброе , хорошее передать детям. А как передать? Из уст в уста. Забавляли своих детишек забавными стишками, шутками- прибаутками, загадками, перевертышами.

Кузя

Кто хочет рассказать ? или загадку отгадать?

И в старину трудолюбивых людей уважали,

А про лентяев метко говорили в пословицах.

Какие пословицы о труде мы знаем?

Пословицы о труде.

А какие русские сказки ? Вы их с детства слышите! Они как мудрые учителя учат нас многому:

- выручке и взаимопомощи («Кот, петух и лиса», «Заячья избушка»)

- заботе о младших («Гуси –лебеди»)

- жить под одной крышей («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- по труду и награда («Морозко»)

         Любая сказка учит самой главной мудрости: любви и добру. Будь добрым в самом малом и добро умножается и вернется к тебе. В какой русской народной сказке Иван поймал зайца, Ясна сокола и медведя» А какие еще животные в сказках помогали  добрым героям?(«Царевна Лягушка», «Хаврошечка»)

Озвучьте иллюстрацию к сказке «По щучьему велению», «Теремок»,  и др.

Игра «Говорящие картинки»

Послушайте еще одну сказку «Марья – искусница»

Жила –была в деревне девушка по имени- Марья, и такая Марьюшка была мастерица: и шить и вышивать , и игрушки лепить и посуду разными узорами расписывала- залюбуешься! И прозвали ее Марья-искусница.

Узнал об этом Кащей, схватил Марьюшку и понес в кащеево царство. И превратилась Марья –искусница в Жар-птицу. Куда уронит красивое перышко , там и появятся искусные мастера ,руки которых делают замечательные изделия.

Одно упало в селе-Дымково, другое – в Тульской деревне Филимоново, еще одно – в подмосковной деревушке – Гжель, и в городе Городец и в Хохломе. Появились Чудо -мастера ,которые стали расписывать деревянные игрушки, посуду и мебель. А мастерицы-кружевницы стали плести необыкновенные кружева (вологодские). И стало радостнее жить, потому что добрые руки мастеров подарили всем людям тепло своей души, красоту. Да только налетел Кащей и перевернул , перепутал все изделия мастеров. Давайте все изделия поставим на свои места.

Игра «Найди изделия одного промысла»

Какие разные предметы , но все они несут частичку доброты и тепла мастеров-умельцев.

Славится Россия чудо- мастерами,

Дерево и глину в сказку превращая.

Своим мастерством и изделиями надо поделиться с жителями другой деревни. Значит надо на ярмарку. Веселится народ, разговоры ведет.

Даша, Саша О. «Где ты был, брат, Иван?»

Степа, Саша М. «Федул, чего ты губы надул?»

Маша Л, Маша Р «Здорово, кума!»

Воспитатель: Ребята, давайте представим, как будто мы расхваливаем свои изделия  зазываем покупателей.

1й ребенок

Эй, честные господа, все на ярмарку, сюда!

2 ребенок

Дымковские барыни, всех на свете краше,

А гусары баловни ,

Кавалеры- наши.

3 ребенок

Снежно-белая посуда,

Расскажиа, ты откуда?

Может с Севера пришла

И цветам расцвела?

4 ребенок

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать,

Ведь в красивую посуду,

Щи приятно наливать.

5 ребенок

Голосисты эти птицы,

И наряды словно ситцы,

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью

Я играю и пою.

Воспитатель: Прошло много времени , как на Руси зародились народные промыслы, но и сейчас изделия мастеров –умельцев радуют нас, делают нашу жизнь красивей и счастливей.

Как хорошо, что люди всегда стремятся сделать свою жизнь лучше, богаче, интереснее. Появилась письменность, появились талантливые писатели, поэты, произведения которых становятся известными. Человечество развивается, появляются различные машины, механизмы, устройства , облегчающие труд человека. Люд учатся делать удивительное: рисовать, сочинять музыку, танцы, стихи. Музыка, живопись, поэзия, украшают нашу жизнь.

Прислушайтесь к этим звукам музыки: («Вальс цветов», Чайковский) посмотрите на эти картины (пейзажи Шишкина, Левитана, натюрморты Кончаловского). В них живет красота. А можно назвать все это добром? Почему? (Потому что они сделаны добрыми людьми , они дарят нам свое тепло, свою душу). Значит, доброта и красота идут рядом (всегда рядом).

Давайте поиграем в игру «Что раньше, что сейчас?»

( на картинках изображения: изба- высотные дома, лапти, ракета, парусник, теплоход, счеты, компьютер и т.д.)

Воспитатель: Но самое главное добро- это добро , которое живет внутри нас- душа , мысли, чувства, поступки). Нужно каждый день начинать с хорошим настроением , добрыми словами , помогать друг другу , проявлять сочувствие, совершать добрые поступки, чтобы всем было приятно находиться рядом с вами. Ведь жизнь дана на добрые дела.

Сценка «Почему так хорошо жить на свете?»

Воспитатель: А сейчас кто хочет сделать комплимент другу, сказать кому-нибудь приятные слова?

Давайте устанем в круг, возьмемся за руки , закроем глаза и передадим друг другу ту искорку добра и тепла, что живет  в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам , из ладошки в ладошку переходит доброта.

А нашим гостям мы тоже пожелаем много радости и добра.

Песня «Три желания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа юного пилота" - конспект открытого занятия по физической культуре

Конспект открытого занятия по физической культуре в средней группе...

Конспект открытого занятия по физической культуре «Курица и цыплята»

Конспект занятия по физической культуре во второй младшей группе...

Конспект открытого занятия по православной культуре ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА ( младенчество, отрочество, юность)

Данная работа решает следующие задачи: продолжать  знакомить  детей  с  земной  жизнью  Иисуса  Христа  от    Рождества  до  Крещения, ...

конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе

Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Открытое занятие Тема: "Народная культура и традиции".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.ЧадаанаДзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва  УтверждаюЗав. д/с «Малышок» г....