Консультация для воспитателей "Профилактика и создание безопасной образовательной среды"
консультация
Консультация для педагогов "Профилактика и создание образовательной среды". В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов. учащихся. воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья. прав и свобод. чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды- как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, детей и родителей, а также защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов безопасность | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Консультация по теме: «Профилактика и создание безопасной образовательной среды»
Подготовила: воспитатель
Ласынова Зайтуна Рашитовна
г.Когалым
2020
Консультация по теме: «Профилактика и создание безопасной образовательной среды»
Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.
В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- укрепление психического здоровья;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.
Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.
Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Существует несколько форм психологического насилия, это:
1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.
Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.
А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школь неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.
Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).
Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы образовательного учреждения, стремится «покинуть» его.
2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении.
Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.
Следствие: получение ребенком психологической травмы.
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие: профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.
5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.
Условия организации безопасной образовательной среды следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.
Развитие личности обучающегося, успешность учебно-воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Создание психологической безопасной среды...
Создание безопасной образовательной среды. План музыкального зала.
"...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим больше всего -- для наших детей". Д. А. Медведев -- в послании Федеральному собранию....
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня....
Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»
Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»...
Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОУ
В презентации раскрываются условия, способствующие психологической безопасности ребенка в дошкольном учреждении....
Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.
Игры как условие создания психологически безопасной среды в ДОУ....
Создание безопасной образовательной среды для ребёнка.
Статья "Создание безопасной среды для ребёнка" исследует важность и методы создания безопасной и поддерживающей среды для развития детей. Важным аспектом, рассмотренным в статье, ...