Духовно-нравственное воспитание ребёнка
статья (старшая группа)

Викторова Ирина Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание одна из основных задач дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание ребёнка

МБДОУ Детский сад №226, воспитатель Викторова И.С.

     «Воспитание ребёнка будет только тогда полным и эффективным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного», так сказал величайший педагог нашего времени Шалва Амонашвили. Духовно-нравственное воспитание возвышает душу ребёнка, делая его настоящим человеком.

     Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

     Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, доброжелательности, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

       Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

       Духовно-нравственное воспитание ребёнка должно привести к формированию хорошего характера ребёнка, раскрыть его сердце, помогает выявить скрытые ценности – любовь, доброту, отзывчивость, милосердие, дружелюбие и вырастить его хорошим человеком.

        В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.          

       В   духовно-нравственном воспитании ребёнка важную роль играет знакомство с родным языком, который отражается в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.  Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

          Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

          В формировании личности человека велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит семье и дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, единства мысли, слова и дела. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

          Духовно-нравственное воспитание – это воспитание хорошего характера, воспитание человека с высокими моральными качествами, которые будут в жизни его поддерживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному ...

Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».

В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА».

«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизн...