Духовно-нравственное воспитание ребёнка
статья (старшая группа)
Духовно-нравственное воспитание одна из основных задач дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное образование одна из важнейших задач в образовательном процессе | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание ребёнка
МБДОУ Детский сад №226, воспитатель Викторова И.С.
«Воспитание ребёнка будет только тогда полным и эффективным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного», так сказал величайший педагог нашего времени Шалва Амонашвили. Духовно-нравственное воспитание возвышает душу ребёнка, делая его настоящим человеком.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, доброжелательности, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка должно привести к формированию хорошего характера ребёнка, раскрыть его сердце, помогает выявить скрытые ценности – любовь, доброту, отзывчивость, милосердие, дружелюбие и вырастить его хорошим человеком.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
В духовно-нравственном воспитании ребёнка важную роль играет знакомство с родным языком, который отражается в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.
В формировании личности человека велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит семье и дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, единства мысли, слова и дела. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание хорошего характера, воспитание человека с высокими моральными качествами, которые будут в жизни его поддерживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному ...
Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».
В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....
«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА».
«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизн...