Статья "Особенности изобразительной деятельности как средства адаптации"
статья (младшая группа)

Юдина Екатерина Владимировна

ЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ Д ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_yudina_ekaterina_vladimirovna.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИ

Е.В.Юдина, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка»              детский сад № 86, г. Орёл

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Исследования К.Л.Печоры (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.

Известные в литературе исследования по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения касаются различных ее аспектов: психофизиологические особенности поведения детей в период адаптации (Р.В. Тонкова-Ямпольская, А. Тардош), вопросы депривации, отделения ребенка от матери в адаптационный период (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), анализ режимных моментов, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина).

Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Эмоциональные проблемы ребенка требуют разрешения в первые дни его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс. Необходимо сделать пребывание ребенка в детском саду максимально комфортным, дать возможность ему заниматься тем, что ему нравится, постепенно предлагая новые виды деятельности.

Изобразительная деятельность является одним из любимых занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления об окружающем мире. Изобразительная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает положительное воздействие на его психическое состояние. Занимаясь лепкой и рисованием, малыш отвлекается от переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. 

Г.Г. Григорьева отмечает, что детская изобразительная деятельность выступает как процесс освоения ребенком социального опыта, как художественное отражение действительности в графической и пластической формах.

Особенности развития изобразительной деятельности детей раннего возраста рассмотрены в работах Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, B.C. Мухиной, И.А. Лыковой, О.Г. Тихоновой и др. Исследователи отмечают, что именно в раннем возрасте при активном участии взрослого ребенок постепенно переходит от процессуальных действий с изобразительными материалами к созданию законченного продукта; в рамках изобразительной деятельности начинают формироваться основные компоненты других видов деятельности ребенка (мотив, цель, последовательность действий, условия их реализации, элементы самоконтроля). 

По данным исследований Н.Д. Ватутиной, К.Л. Печоры, Р.В. Тонковой-Ямпольской и др., при педагогической поддержке взрослого с помощью изобразительной деятельности малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации протекает легче.

С целью изучения практического состояния проблемы использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО был проведен констатирующий этап эксперимента. Он был направлен на решение следующих задач:

  1. Определить степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
  2. Изучить особенности использования изобразительной деятельности как средства оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

В исследовании приняло участие 10 детей 2 – 2,5 лет, их родители.

Для определения степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ была использована методика, предложенная З.Я. Александровой и адаптированная к детям раннего возраста (на основе работ К.Л. Печоры). Степень адаптации определялась по продолжительности адаптационного периода и поведенческим реакциям детей.

Результаты показали, что на протяжении первых дней посещения дошкольного образовательного учреждения у большей части воспитанников (7 чел. – 60%) отмечалось тяжелое протекание адаптации. Количество детей с адаптацией средней степени тяжести составило 30% (3 чел.). Лишь у одного воспитанника в течение первой недели наблюдалось легкое протекание адаптации.

В результате обработки данных анкетирования родителей было выявлено, что, по их мнению, готовы к поступлению в детский сад 20% детей, условно готовы – 50 %, не готовы – 30 %.

В ходе беседы с воспитателями (4 человека) мы выяснили, что все они знакомы с особенностями работы с детьми в период адаптации, в соответствии с особенностями адаптационного периода они изменяют режим дня, развивающую среду группы и содержание работы с детьми. Все воспитатели используют в адаптационный период отвлекающие моменты при расставании с родителями; игрушки-забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.); элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением). Однако у педагогов недостаточно знаний и опыта в использовании изобразительной деятельности как средства оптимизации процесса адаптации детей к детскому саду.

Все опрошенные педагоги проводят занятия по изобразительной деятельности, но лишь один из них (25%) применяет ее для облегчения процесса адаптации детей к дошкольному учреждению. Таким образом, мы можем сделать вывод, что воспитатели ДОО в целом компетентны в вопросах адаптации детей к новым социальным условиям, однако у них недостаточно знаний и опыта в использовании изобразительной деятельности как средства адаптации детей к детскому саду.

В ходе интервью с методистом было выявлено, что в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для оптимизации процесса адаптации детей к детскому саду; особое внимание уделяется совместной работе с семьями детей, поступающих в ДОО; педагоги активно используют методы наглядного информирования родителей об особенностях адаптационного периода.

Полученные выводы и предложения не исчерпывают решение рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее изучение видится в разработке и апробации методики использования изобразительной деятельности в качестве средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста...

« Роль изобразительной деятельности на успешность адаптации к условиям детского сада»

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он бер...