Организация взаимодействия дошкольников 3-4 лет в малой группе
методическая разработка (младшая группа)

Юлия Викторовна Лаврентьева

Социально-коммуникативное развитие это процесс социализации ребенка через приобщение его к общепринятым нормам отношений со взрослыми и сверстниками. 

Организацию взаимодействия между детьми младшего дошкольного возраста начинаю с взаимодействия друг с другом и с игры. Представлю свой опыт в виде таблицы с учетом возрастосообразности и образовательных задач. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.kommunikativnoe_vzaimodeystvie.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

(из опыта работы воспитателя младшей группы)

Лаврентьева Юлия Викторовна

воспитатель ГБДОУ

Социально-коммуникативное развитие — это процесс социализации ребёнка через приобщение его к общепринятым нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным традициям в семье и стране, в которой малыш живёт, за счёт комбинации разных форм общения: индивидуального, группового и подгруппового.

Организацию взаимодействия между детьми младшего дошкольного возраста начинаю с взаимодействия друг с другом и с игры. Представлю свой опыт в виде таблицы с учетом возрастосообразности и образовательных задач:

Задачи образовательной деятельности

Характеристики развития ребенка 3-4 г.

Организация и мотивации дошкольников для взаимодействия в малой группе

1.        Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

2.        Развивать эмоциональную отзывчивость, привязанность и доверие к воспитателю.

3.        Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).

4.        Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Игра

1.        Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).

2.        Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Основы свободного общения; возможность сотрудничества; конфликтность, упрямство; ситуативно-деловая форма, что приводит к привлекательности сверстника, взрослый как пример для подражания; Развивается репродуктивное воображение (ребенок может представить- «обрадовался», «расстроился»). Чувства ярко выражаются; не умеет контролировать эмоциональное состояние; чувствителен к отношению взрослых; нуждается в эмоциональной поддержке; формируется доверие, привязанность.

Стремится быть самостоятельным; не умеет управлять эмоциональным состоянием-отсутствует внутренний контроль; первые проявления гордости за свои достижения; нет гибкости поведения; нет произвольности поведения (шалости).

Взаимодействует в игре с другими малышами; выбирает роль, которая ему нравится. Для игры использует два-три предмета. Игра стала разнообразнее по сюжету, продолжительнее, но любое изменение обстановки способно отвлечь внимание игрока. Игрушка часто выступает в качестве партнёра, но в этом возрасте проявляется общение с партнёром-сверстником, с партнёром-взрослым.

 Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

 Игра стимулирует развитие воображения и тесно связанную с ним способность фантазировать.  Воображение развито тем больше, чем шире круг представлений об окружающем мире, чем больше накопленный ребенком опыт. И опыт малыша, и его представления об окружающем мире чаще всего обретаются в игре.

Взрослый показывает, как установить контакт и вызывает подражание- как можно обратиться и выполнить действие: «Маша, давай вместе играть!», «Серёжа, ты тоже хочешь играть с машиной? Давай Алёша будет нагружать кирпичики, а Серёжа отвозить?»

Взрослый организует игры и забавы, общие игры-забавы, которые позволяют выражать положительные эмоции: «Как нам весело! Прыгаем все дружно как зайчики!»

Речь как ситуативность (привязана к ситуации и характеризуется восклицаниями, жестами, наименованием предметов). Побуждать говорить детей полными фразами давать пример обращения к сверстнику. Используют способ сопряженно-отраженной речи (Давай скажем: «Саша дай машинку! И вместе с ребенком проговорить).

В ПРС д.б. много копий одинаковых игрушек: одинаковых машинок, кукол, кроваток, колясок. (во избежание конфликтов). Доброжелательное, спокойное общение, ласковый тон постоянно; Воспитатель обращается к детям преимущественно индивидуально: «Лена идёт мыть руки. Аня идёт мыть руки. Олег идёт мыть руки». Похвала также индивидуализирована. Личный пример воспитателя в выражении чувств и действий. В мимике и жестами обращать внимание детей: «Посмотрите Соня сегодня радостная- у неё день рождения!» Развивать репродуктивное воображение: «Посмотрите, как куклы рады, что сидят на своём диване».

Важно называть/проговаривать чувства и причину: ты расстроен, ты грустный.

Воспитатель не должен выводить детей из эмоционального состояния (перевозбуждения). Если это вдруг случается у детей, то воспитатель должен выполнить неожиданное действие, например, лечь на пол.., выполнить с детьми дыхательное упражнение пых-пых как паровозик.., при помощи игр малоподвижной игры переключить внимание-успокоить. Если ребенок испытывает отрицательные эмоции также путём переключения-отвлечь. Воспитатель проговаривает: «Олег, большой как папа может сам держать ложку»; воспитатель требует осуществления функции внешнего контроля (нельзя оставлять детей одних, например, в туалетной комнате, в раздевалке и др. местах группы). Воспитатель напоминает правила: ложку нужно держать в правой руке; нужно мыть руки аккуратно, проговаривает потешки одновременно с действиями (водичка, водичка). Хвалит за проявления детей. Должен быть установлен порядок вещей: все вещи и игрушки д.б. на постоянных местах и не меняться в теч. учебного года.  Переключать внимание или пресечь шалость-доброжелательно и твёрдо «Брызгаться водой нельзя!»

Игра

Воспитатель обогащает игровой опыт детей посредством чтения художественной литературы, наблюдения и целевыми прогулками (экскурсии), создания игровых зон в группе,  затем способствует возникновению детей игр на данную тему. (ЧХР, например, С.Капутикян «Маша обедает», Стираем», «Пылесос». З.Александровой «мой мишка». Экскурсия по дет.саду (в прачечную). Воспитатель своим примером показывает различные варианты ролевого поведения. Воспитатель учит передавать свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать предметы заместители. «Анечка, как мама братика укладывает спать- поёт песенку. Давай споём «малышу» колыбельную, уложим спать в кроватку», воспитатель негромким голосом поет колыбельную, обращая внимание ребенка на спокойный тихий тон). Создание игровых ситуаций «Идём в гости», «Готовим ужин», «Ребенок заболел».

Педагог развивает ролевую речь детей и умение вести диалог с партнёром. Воспитатель демонстрирует и объясняет свои действия, например,

Взрослый берёт на себя в игре подчинённую роль (например, в «игре в семью» это роль дочки). Воспитатель ориентирует ребёнка на взаимодополняемые роли (мама-дочка).

Воспитатель подсказывает ребёнку новые действия: как нагружать в машину кубики (кирпичики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

Взрослый должен  создавать и продемонстрировать воображаемую ситуацию с предметом и его возможности. Комментировать выдуманное («Здорово придумал!», «Это ты сам сочинил?!»), помогая ребенку разобраться с границами правды и вымысла.

 Действия взрослых должны быть направлены на выявление сходных признаков предметов, чтобы ребенок смог их сгруппировать правильно.  Полезно давать ребенку задания сравнивать и группировать сходные предмета. (показывая, объясняя, упражняя). Например, «у кого такой же» и т.д.

Используемая литература:

1. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

2. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Методическое пособие Н.И. Веракса, А.Н.Веракса-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта

Статья на тему "Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта "...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Статья об организации взаимодействия дошкольников в малой группе....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе.Что же такое организация в малой группе и как происходит переход от взаимодействия в индивидуальной форме к группе? Поэтапное следован...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформаль...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодейст...