Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе
статья

Андреева Анастасия Игоревна

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе.
Что же такое организация в малой группе и как происходит переход от взаимодействия в индивидуальной форме к группе? Поэтапное следование небольшим правилам помогает эффективно внедрять различные технологии, в том числе технологию взаимодействия в малых группах. В малых группах происходит не только личностное общение, но и деловое, которое помогает детям развиваться. Внутри детского коллектива, внутри группы, у ребенка формируется свой собственный опыт, а также знания и умения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Анастасия Игоревна, воспитатель
ГБДОУ 71 Калининского района Санкт-Петербурга


Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе 
(из опыта работы воспитателя)

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Деление больших детских групп на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Поэтому организация взаимодействия дошкольников в малых группах — это одна из самых популярных технологий, так как она дает всем дошкольникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, игре, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

В играх дети объединяются в группы, а общение в этих группах имеет неформальный характер. Дети в таких группах связаны между собой знаниями, общими интересами, предпочтениями, играми, тайнами и секретами. Эти связи являются отличной почвой для того, чтобы помогать друг другу, поддерживать, развивать, обучать друг друга.

В малых группах происходит не только личностное общение, но и деловое, которое помогает детям развиваться. Внутри детского коллектива, внутри группы, у ребенка формируется свой собственный опыт, а также знания и умения. Собственные знания и решения ребенку необходимо испробовать на практике, о целесообразности таких решений ребенок может судить, сравнивая свои действия и результаты с действиями и результатами других детей. Такая оценка намного важнее для развития ребенка, чем оценка воспитателя. Воспитатель в детском саду должен увидеть и поддержать формы объединения в малые группы, поскольку это является важнейшим опытом в развитии личности ребенка.

При формировании малых групп, я отталкиваюсь от возраста воспитанников. В младшем дошкольном возрасте создание малых групп начинается с пары или 2-3 человек. В младшем возрасте воспитатель помогает детям устанавливать контакт с друг другом, делить материалы, распределять роли и действия, знакомит со способами разрешения конфликтных ситуаций и развивает навыки контроля. В старшем дошкольном возрасте малые группы расширяются до 5-7 человек. В старшем возрасте педагог формирует знания детей о способах объединения с партнерами, распределении ролей, действий, ведении спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности, развивает контроль.

Кроме положительных исходов в работе или игре в малых группах бывают и негативные моменты, такие как:

  • Конфликты
  • Неготовность слушать
  • Неготовность к сотрудничеству
  • Грубость
  • Соперничество

 Во время объединения дошкольников, необходимо выработать с детьми правила  и соблюдать их при работе в группах, например у нас правила:

  • Один за всех и все за одного;
  • Справился сам помоги другому;
  • Спроси мнение своего товарища;
  • Умей принять помощь;
  • Умей попросить о помощи.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.

Деление на группы может осуществляться следующим образом:

  • С кем сидишь за обеденным столом
  • С кем соседние шкафчики в раздевалке
  • Рассчитаться по порядку (первый-второй или первый-второй-третий… и далее, в зависимости от количества детей и групп)
  • По количеству стульев или ковриков, подушек для рассадки
  • По считалочкам
  • Про картинкам с различной тематикой (Например, «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Времена года» и т.д.)
  • По цепочке называя цвет
  • По заранее изготовленным билетикам, карточкам, геометрическим фигурам
  • По заданию, после получения результата, дети объединяются в группы с одинаковыми результатами.

Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты»,  «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Статья об организации взаимодействия дошкольников в малой группе....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформаль...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодейст...