Проект Птицы наши друзья
методическая разработка (средняя группа)
проект для детей среднего возраста "Птицы наши друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.docx | 302.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Птицы- Наши друзья»
Подготовила : Цирихова Б.Н. Кашаева Д.В.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 32 опрошенных воспитанников меньше половины группы (11 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (5 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект: «Зимующие птицы ».
Вид проекта: информационный, познавательный.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Образовательные
- Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
- Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
- Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
- Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль месяц)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.
Этапы реализации и содержание проекта
Формы работы
Сроки реализации
Ответственные
Литература
I этап – организационно-подготовительный
1.
Определение цели и задач проекта
2.
Подбор материала для проведения образовательной деятельности
3.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
II этап – внедренческий
4.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
5.
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»
6.
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма
7.
Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»
8.
Изготовление с папами кормушек. Развешивание кормушек на территории детского сада
9.
Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
10.
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
11.
Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»
12.
Лепка «Воробушки на кормушке»
13.
Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»
14.
Рисование «Снегири»
15.
Театрализация: «Где обедал воробей»
16.
ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
17.
Аппликация «Синички»
18.
Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
19.
Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»
В течение месяца
20.
Подвижные игры: «Совушка»,
«Воробушки и автомобиль»,
«Воробушки и кот»
В течение месяца
21.
Наблюдение: за синицей;
за вороной; за голубем
В течение месяца
22.
Прослушивание аудиозаписи из серии П.И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)
В течение месяца
III этап - обобщающий
23.
Подведение итогов в реализации проекта
24.
Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области
25.
Выставка «Лучшая кормушка для птиц»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети:
- Расширился кругозор детей о зимующих птицах Калининградской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
- Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
- Изменение отношения к данной проблеме.
- Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
- Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
Литература
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
- Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
- Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013
- www.maam.ru
- myshared.ru›
- nsportal.ru›
- ped-kopilka.ru
Приложение №1
БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ
«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
- Почему воробей – птица?
- Что есть у птицы? (показать модель)
- какого цвета грудка?
- Чем покрыто тело?
- Какого цвета перышки?
- Какого цвета шапочка?
- Что это? (показать клюв)
- Какой клюв?
- Зачем он нужен?
- Что воробей клюет?
- Зачем нужен хвост?
- Зачем воробью глазки?
- Кто у него враги?
- Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
- Кто это?
- Какие они?
- Они живые?
- Что они едят?
- А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
- Что она ест?
- Много ли сейчас насекомых?
- Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
- Какие птицы улетают?
- Как их называют?
- Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
- Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
- Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Что это?
- Зачем нужна кормушка?
- Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
- Что ест голубь, воробей, синичка?
- Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
- Куда вышли дети?
- Для кого они несли зерно?
- Куда они насыпали зерно? Зачем?
- Почему прилетели птицы?
- Кому насыпали семечки?
- Птицы были рады?
- Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Приложение №2
Н. Сладков
Сказки о птицах
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом?(Объяснить, что это птицы зимующие).
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как-будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!
Курорт «Сосулька»
Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?
Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)
Волшебная полочка
Н.Сладков
Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!
Кто такой Добрый повелитель птиц?
- Как им можно стать?
- Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?
- Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?
- Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?
- Приложение №3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Кто прилетел к кормушке»
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?
Дети: Кормушка!
Воспитатель: А зачем нужна кормушка?
Дети: Насыпать корм птицам.
Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?
Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.
(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.
Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)
Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?
Дети: К кормушке прилетел воробей. И т.д.
Воспитатель: Как одним словом называются все птицы? Почему их так назвали?
Игра «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
Дальше полетела и на место села!
Игра «Собери картинку»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображено, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?
Игра «Чей это голос»
Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?
Аудиозапись
Воспитатель: Чей это голос? (Ответы детей). И т.д.
Игра «Разукрась птицу»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?
Дети: Синица!
Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,
Дети: Желтого!
Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.
Воспитатель: Что мы сейчас делали?
Игра «Угадай-ка»
Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.
Игра «Веселый мячик»
движения по словам стихотворения
Ты катись весёлый мячик
быстро, быстро по рукам,
у кого весёлый мячик
называет птицу нам…..
Игра Ворона и воробьи
Дети надевают шапочки воробьев и садятся вокруг стола, изображающего кормушку, один ребенок надевает шапочку вороны. Воробьи клюют зернышки и чирикают. По сигналу воспитателя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к кормушке и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев.
Игра «Кормушка»
Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка. (Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»). Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Чернокрылый,
Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело?
Мы расскажем
Ритмично сжимают и разжимают. кулачки
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
на каждое название птицы загибают по
одному пальчику.)
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Приложение №4
КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ ИЗ БУТЫЛКИ
Пожалуй, это самый простой и распространенный вариант самодельной кормушки. Подойдет пластиковая бутылка любого размера, не имеет значения, будет она прозрачная или нет. Если взять бутылку на 5 литров, то получится целая столовая, в которой смогут пообедать не только синички, воробушки, но даже голуби и вороны.
Итак, маркером, фломастером или карандашом (чем удобнее) на бутылке намечаем линии будущего окошка или нескольких окошек. Затем ножницами или канцелярским ножом вырезаем по ним. Острые края лучше как-нибудь обезопасить, чтобы птички не поранились. Места среза можно обклеить скотчем, изолентой, тканью или просто оплавить. У входа можно приделать палочку, по которой птичкам будет удобно забираться внутрь.
Теперь осталось только повесить нашу кормушку. Здесь несколько вариантов. Можно привязать веревку за крышку или проделать несколько дырочек в верхней части бутылки, а потом продеть туда веревку, а можно приделать крючок к самой крышке.
Поскольку пластиковая бутылка очень легкая, она будет сильно раскачиваться на ветру или когда в нее будут залетать птицы. Устойчивость нашей кормушке можно придать при помощи дополнительного груза. На дно бутылки нужно положить землю, песок или еще что-то тяжелое, предварительно упаковав это в пакет или какую-нибудь коробочку.
КОРМУШКА ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИ
Тоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно так же, как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все - кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».
ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА
Очень практична и симпатична кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом. Итак, как сделать кормушку для птиц из деревянных дощечек? Для начала лучше нарисовать чертеж, на котором будут указаны все размеры, чтобы потом не напутать чего-нибудь. Кормушка будет состоять из крыши, боковых стенок и дна. Нужно выпилить все требующиеся детали и зашкурить их, если это необходимо. Затем идет этап соединения. Все детали можно скрепить при помощи клея или саморезов.
КОРМУШКИ-ГИРЛЯНДЫ
Такие кормушки для птиц своими руками подвешиваются за веревочку на деревья и представляют собой что-то съедобное. Понадобятся: формочка для изготовления, кормовые компоненты и основа, которая будет их склеивать.
Первый рецепт: Булку нужно размочить в воде и смешать ее с зерном, затем скатать шарики, прикрепить к ним веревки и отправить их в духовку, чтобы немного подсушить.
Второй рецепт Он на основе сала. Его топят на небольшом огне в кастрюльке. Когда сало растает, его смешивают с зернами, сухофруктами и переливают в формочки, в которые уже вставлены проволоки с веревками. Когда смесь станет холодной, формочки кладут в морозилку до полного застывания. Теперь съедобные кормушки можно развешивать на деревьях по одной или несколько, связав их в одну гирлянду.
Третий рецепт: Он на основе желатина, но делается все таким же образом. Желатин нужно залить горячей водой, смешать со съедобными компонентами и разложить по формочкам.
Четвертый рецепт: Готовится клейстер из воды и муки, наносится на небольшую деревяшку (в нее можно вкрутить крючок), обваливается в зернах.
ЧЕМ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙ
В морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.
Правила «Как кормить птиц»:
- Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).
- Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки.
- Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. Корм должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.
- Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.
- Кормушку нужно регулярно чистить.
- Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Приложение №5
Стихи и загадки о птицах
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц —
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е.Благинина
Пришла зима холодная
С метелями и вьюгами,
Пришла зима голодная.
Решили мы с подругами,
Чтоб лишних слов не говорить,
Нам нужно птиц зимой кормить.
Мы дали крошек воробью,
Синичке дали сало.
Зимой так холодно вокруг,
Еды для птиц так мало.
О.Зыкова
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
С. Егоров
Две горстки пшеницы
несу в рукавице -
Одна снегирю,
а другая синице.
И радость свою
им тоже дарю –
Сначала синице,
потом снегирю!
- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.
— Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?
— Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!
В. Берестов
Солнечный, погожий
Выдался денек.
Всей семьей на лыжах
Выбрались в лесок.
Вдруг трехлетний Вовка
Маме говорит:
"Чудеса! На елке
Яблоко висит!"
А взглянул левее
И застыл без слов:
На соседней ели
Россыпи плодов!
Но пронесся ветер,
И тотчас с ветвей
Упорхнули яблоки
Стайкой снегирей.
Т. Гусарова
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.
Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".
С. Богдан
А. Яшин
Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.
Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!
Поглядите, возле вас
В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?
Или в дом влетели птицы
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.
Просим вас: бегите вслед
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.
А. Барто
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.
З. Александрова
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Приложение №6
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Тема: «Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
- Что это?
- Кто их оставил?
- Кто догадался?
- Чьи это следы? А это?
- Почему у воробья следы маленькие?
- Почему тут следы кончились?
Тема: Исследование птичьего пера
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Кто это?
- Что есть у птицы?
- Чем покрыты ее тело и крылья?
- Зачем ей нужны перья?
- На что перья похожи?
Что вы можете сказать о пере?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Птицы наши друзья"
Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...
Проект "Птицы - наши друзья"
Проект долгосрочный...
проект " Птицы- наши друзья!"
в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....
Проект "Птицы-наши друзья"
Непосредственая образовательная деятельность в старшей группе по проекту "Птицы-наши друзья" Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...