«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Пилипенко Людмила Валерьевна

«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста»

Данная программа раскрывает один из аспектов развития дошкольников – развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе. В программе раскрывается система работы по развитию памяти детей, путем заучивания стихотворных текстов с использованием нетрадиционного подхода. Заучивание наизусть  это лучший способ развития памяти, а, следовательно, и способности ребенка к обучению в целом. Материалы программы разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования. Программа имеет практическую направленность, это результат совместной работы педагогов, работающих со старшими дошкольниками. В ней подробно раскрыты этапы и содержание работы с детьми. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов: одно - два произведение в месяц. В данной программе объем материала для заучивания увеличен, но с учетом возрастных особенностей детей. Программа предполагает взаимодействие с родителями. Она показывает практические шаги по вовлечению родителей в совместную деятельность по заучиванию наизусть стихотворений, с использованием нетрадиционных подходов, с целью развития детской памяти. 29 Реализация данной программы поможет педагогам и родителям в ходе заучивания стихотворных текстов расширить кругозор маленького человека, развить речь, формировать культуру, а самое главное – улучшить долговременную память, что в конечном итоге повысит готовность ребенка к школьному обучению. Педагоги выделяют четыре основных метода заучивания стихов: визуальный, двигательный, слуховой, логический. Безусловно, заучивание наизусть способствует развитию памяти. Но используя в работе, традиционный для детского сада, слуховой метод, при заучивании стихотворений, дети быстро теряют интерес к данному виду деятельности, тексты запоминают ненадолго, что свидетельствует о недостаточном уровне развития долговременной памяти. Учитывая то, что у детей разная ведущая память, использование всех четырех методов и разнообразия их приемов (нетрадиционный подход) в работе с дошкольниками при заучивании стихов, положительно повлияет на умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей, даст возможность поддержать их интерес к запоминаемому, улучшить результаты запоминания и, следовательно, повысить уровень речи, долговременной памяти. Цель программы: создать эффективную систему работы по развитию долговременной памяти детей старшего дошкольного возраста, используя нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов. Задачи программы: 1) провести обследование по выявлению уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста; 2) разработать систему планирования мероприятий по заучиванию стихотворных текстов, с целью повышения уровня долговременной памяти детей старшего дошкольного возраста; 30 3) подобрать нетрадиционные методы и приемы заучивания стихотворных текстов и разработать технологию заучивания наизусть, влияющую на развитие долговременной памяти детей; 4) реализовать план мероприятий по заучиванию наизусть, с использованием нетрадиционных подходов, способствующих развитию долговременной памяти старших дошкольников; 5) показать, что развитию долговременной памяти детей дошкольного возраста способствует использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворных текстов. Программа рассчитана на 2 года, участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду в индивидуальной, подгрупповой, групповой форме. Реализация программы предусматривает три этапа. На первом этапе целесообразным является изучение методической литературы по данной проблеме, проведение первичной диагностики по выявлению уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста, подбор нетрадиционных методов и приемов, разработка технологии заучивания наизусть, перспективного планирования и системы мероприятий, участниками которых являются педагоги и родители. На основном, втором этапе - организация практической работы по реализации программы с использованием нетрадиционных методов и приемов. На заключительном, третьем этапе - проведение итоговой диагностики с целью выявления влияния использования нетрадиционных подходов при заучивании стихотворных текстов на развитие памяти детей, сравнительный анализ. Улучшение качества дошкольного образования зависит от сотрудничества, согласованных действий дошкольного учреждения и семьи. С этой целью важно использовать разнообразные формы работы с родителями по 31 теме программы: выступления на родительских собраниях, анкетирование, тематические консультации, памятка и рекомендации, семинары-практикумы, творческие мастерские. Данная работа повышает и формирует педагогические знания родителей, дает возможность увидеть неудачи и достижения своего ребенка, знать его сильные и слабые стороны, и учитывать их. Совместные мероприятия способствуют сотрудничеству педагогов, родителей и детей. Очень важным моментом в реализации плана мероприятий по заучиванию наизусть, с использованием нетрадиционных подходов, способствующих развитию памяти старших дошкольников, является взаимодействие с участниками образовательного процесса: воспитателями (консультации, обсуждения, дискуссии, обмен опытом), музыкальным руководителем (музыкальная подборка для заучивания), инструктором по труду (изготовление атрибутов, иллюстраций, поделок, используемых в процессе заучивания), инструктором по физической культуре (работа с мячом, подборка игр, движений для заучивания), учителем-логопедом (звуковая культура речи). Реализация программы «Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста», повышает уровень долговременной и кратковременной памяти, внимания детей, развивает речь, интонационную выразительность, дети владеют различными приемами запоминания стихов, повышает интерес к заучиванию стихов наизусть, воспитывает у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, навыки коллективной деятельности, повышает уровень сотрудничества и взаимодействия с семьей, в процессе совместной деятельности по реализации программы, способствует повышению качества образовательного процесса, и в конечном итоге повышает готовность ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста

         В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель нетрадиционных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:1.     Сформировать устойчивый интерес к художественной деятел...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

« Использование Су-Джок как нетрадиционную форму работы по коррекции речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проектная деятельность использования Су-Джок с детьми ОНР в образовательной деятельности...

Интегрированный подход в проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Рассказать о пользе интегрированных занятий в коррекционной работе с детьми...

«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми дошкольного возраста»

Данная разработка раскрывает один из аспектов развития дошкольников – развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка...