Паспорт проекта «Музей народных промыслов»
проект (старшая группа)
Паспорт проекта «Музей народных промыслов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта «Музей народных промыслов» | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
«Музей народных промыслов»
Воспитатели:
Фургина А.Р
Капустина О.А.
(01.-30.11.12)
Снегири 2021-2022гг
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Цель: Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи : Образовательные: Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества. Приобщать к истокам национальной культуры русского народа. Развивающие: Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству . Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда. Воспитательные: Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни. Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Формы реализации :
1.Познавательная деятельность 2.Коммуникативная деятельность 3.Художественно-творческая деятельность 4.Игровая деятельность 5.Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей о декоративно-прикладном искусстве. Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков. Развитие творческого воображения, творческого мышления. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада. Учение детей ориентироваться в различных видах росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Планирование и организация проектной деятельности в старшей группе №6 в ноябре 2021-2022 уч. года.
Ноябрь (1 неделя) | Беседа с детьми о народном творчестве. Цель: Приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). ФЦКМ «Гжель» Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам. Д/игры: «Собери гжельскую посуду», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Продолжи узор», «Найди лишнее», «Составь узор» Цель: обобщение и закрепление знаний о гжельской росписи,учить вычленять отдельные элементы узора; развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызывать интерес к росписи. ЧХЛ «Сине - белая посуда» С. Вахрушева, Сказка «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
П/игра «Золотые ворота» Цель:Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.
|
Ноябрь (2 неделя) | Беседа о народной игрушке – Филимоновской Цель: Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Рассматривание альбома «Филимоновская игрушка», филимоновские игрушки. Цель: Знакомство с цветами и узорами, используемыми для росписи филимоновских игрушек. ЧХЛ - Чтение стихов, потешек о народной игрушке Цель: Развивать интерес к русской культуре, развивать диалогическую речь. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы» Цель: Продолжать знакомство с народными промыслами России- познакомить с филимоновской игрушкой. Помочь освоить элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «солнышко», «колесо» Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Лепка на тему «Филимоновская барыня» Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие Тема: «Филимоновская игрушка Цель: Формировать у дошкольников представление о филимоновской росписи: ее истории, основных элементах; развивать мелкую моторику, чувство цвета, воспитывать любовь к традициям русского народа. |
Ноябрь (3 неделя) | Беседа Знакомство детей с жостовским промыслом» Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись». Дать представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Просмотр презентации «Жостовская роспись». Цель: познакомить детей с творчеством жостовских мастеров, с историей возникновения промысла; воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость за свой народ, свою Родину, умельцев России. ЧХЛ чтение худ. лит.стихотворенеие Натальи Матвеевой «Жостовский поднос». Рисование «Кистевые мазки» Цель: Продолжать знакомить детей с простейшими элементами Жостовской росписи, с видами кистевых мазков и способами их изображения. |
Ноябрь (4 неделя) | Итоговое мероприятие. Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?». Цель: развивать диалогическую и монологическую речь; воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Разгадывание загадок «Народные промыслы». Цель: закрепить полученные знания о народных промыслах; активизировать слова полученные на протяжении проекта; развивать логическое быстрое мышление; воспитывать сдержанность Сюжетно - ролевые игры: «Мастерская народных умельцев», «Ярмарка», «Угостим гостей чаем». Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях; формировать новые интересы и способности детей; обогащать словарь. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желание своих товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор» Цель: Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; сообразительность. |
Литература:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2016
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016 Дыбина О. В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2017г. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"
Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка
Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...
Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"
Данный материал предназначен для организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ в подготовительной группе с совместным участием педагогов иродителей....
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....
Музей в группах дошкольного образования. "Музей народных промыслов"
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Проект «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Проект с использованием музейной педагогики...