Паспорт проекта «Музей народных промыслов»
проект (старшая группа)

Фургина Альмира Рафкатовна

Паспорт проекта «Музей народных промыслов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

«Музей народных промыслов»

                                                                                 

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                           

                                                                    Воспитатели:

                                                                    Фургина А.Р

                                                                         Капустина О.А.

                                                                       (01.-30.11.12)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                               

Снегири 2021-2022гг

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Народный  художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушкукружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
 Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Цель: Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи :                                                                                                                Образовательные: Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества. Приобщать к истокам национальной культуры русского народа.                                                                                                                 Развивающие: Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству .  Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.                                                                                                  Воспитательные: Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни. Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

Формы реализации : 

1.Познавательная деятельность                                                              2.Коммуникативная деятельность                                                                                         3.Художественно-творческая деятельность                                                                         4.Игровая деятельность                                                                                                                  5.Работа с родителями


Ожидаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей о декоративно-прикладном искусстве. Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков. Развитие творческого воображения, творческого мышления. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада. Учение детей ориентироваться в различных видах росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Планирование и организация проектной деятельности  в старшей группе №6 в ноябре 2021-2022 уч. года.

Ноябрь

(1 неделя)

Беседа с детьми о народном творчестве.

Цель: Приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

ФЦКМ «Гжель»

Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

Д/игры: «Собери гжельскую посуду»,  «Обведи элемент»«Обведи и раскрась»«Продолжи узор»«Найди лишнее»«Составь узор»                           Цель: обобщение и закрепление знаний о гжельской росписи,учить вычленять отдельные элементы узора; развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызывать интерес к росписи.

ЧХЛ

 «Сине - белая посуда» С. Вахрушева, Сказка «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;

  1. Лепка из пластилина: «Чайная пара».                                                           Цель: Знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы. Развивать мышление, ловкость, память.
  2. Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой. Беседа о содержании альбома.

П/игра «Золотые ворота»

Цель:Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.

  1. Слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Ноябрь

(2 неделя)

Беседа о народной игрушке – Филимоновской

Цель: Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

Рассматривание альбома «Филимоновская игрушка», филимоновские игрушки.

Цель: Знакомство с цветами и узорами, используемыми для росписи филимоновских игрушек.

ЧХЛ - Чтение стихов, потешек о народной игрушке

Цель: Развивать интерес к русской культуре, развивать диалогическую речь.

Декоративное рисование «Филимоновские мотивы»

Цель: Продолжать знакомство с народными промыслами России- познакомить с филимоновской игрушкой.

Помочь освоить элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «солнышко», «колесо» Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

Лепка на тему «Филимоновская барыня»

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Тема: «Филимоновская игрушка

Цель: Формировать у дошкольников представление о филимоновской росписи: ее истории, основных элементах; развивать мелкую моторику, чувство цвета, воспитывать любовь к традициям русского народа.

Ноябрь

(3 неделя)

Беседа Знакомство детей с жостовским промыслом»                               Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись». Дать представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития.                    Просмотр презентации «Жостовская роспись».                                                                                              Цель: познакомить детей с творчеством жостовских мастеров, с историей возникновения промысла; воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость за свой народ, свою Родину, умельцев России.                                                                                                                 ЧХЛ чтение худ. лит.стихотворенеие  Натальи Матвеевой «Жостовский поднос».                                                                                                       Рисование «Кистевые мазки»                                                                       Цель: Продолжать знакомить детей с простейшими элементами Жостовской росписи, с видами кистевых мазков и способами их изображения.
Аппликация «Подносы из Жостова»                                                                                                    Цель: вызвать интерес к жостовской росписи; закреплять умение работать с ножницами, клеем; формировать эстетический вкус, чувство композиции; воспитывать самостоятельность, старание.

Ноябрь

(4 неделя)

Итоговое мероприятие.

Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?». 

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь; воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе.

Разгадывание загадок «Народные промыслы».                                       Цель: закрепить полученные знания о народных промыслах; активизировать слова полученные на протяжении проекта; развивать логическое быстрое мышление; воспитывать сдержанность

Сюжетно - ролевые игры: «Мастерская народных умельцев», «Ярмарка», «Угостим гостей чаем».                                                      Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях; формировать новые интересы и способности детей; обогащать словарь. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желание своих товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»

Цель: Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; сообразительность.

Литература:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2016
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015.                                                                                   Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016                                                                                                                            Дыбина О. В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2017г.                                                                                    Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"

Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка

Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...

Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"

Данный материал предназначен для  организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ в подготовительной группе с  совместным участием педагогов иродителей....

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....

Музей в группах дошкольного образования. "Музей народных промыслов"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....