Трудовое воспитание
консультация
Предварительный просмотр:
«Труд и игра»
Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Они свидетельствуют о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п.
Однако наступает момент, когда это «как будто» переходит в реальный план процесса труда. В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность. Но самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность,
так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. Иногда используется какая-либо игрушка , «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула»
Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка. Затрата усилий, достижение результата обусловливаются его желанием, интересом к игре.
Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жилье для игрушечных животных и т. п.
В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо
выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей,
хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к
игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать
в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя. В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса еще незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая
деятельность. Не владея практическими приемами работы инструментами:
молотком, ножницами, кистью, материалом (бумагой, деревом,
картоном , дети, получив материал, в силу своей активности стремятся действовать. Действия эти по своему содержанию носят игровой, процессуальный характер. Не зная свойств и качества материала и инструментов для труда, дети используют их как игрушки.
Условность действий в игре свидетельствует о способности
ребенка этого возраста обобщать явления, вообразить в одном
предмете другой, что важно для развития игровой деятельности.
Педагог должен четко разъяснять им характер предстоящего задания, цель, дать указания о том, как следует использовать материал и инструменты.
По мере того как дети овладевают навыками работы с инструментами и научаются практически использовать материал, процессуально-игровые действия наблюдаются все реже, взаимоотношение игры и труда меняется. Дети начинают устанавливать
известную зависимость между свойствами инструмента и мате
риала и тем результатом, который они хотят получить; работая
данным инструментом, начинают использовать его по назначению. Освоение навыка протекает при многократном повторении одних и тех же действий. Педагог придает таким упражнениям игровой характер, вносит в них игровое содержание. Благодаря этому упражнения выступают как действия, мотивированные потребностями игры.
В процессе воспитания у детей правильного отношения к труду применяют разнообразные методы:
поощрение за старание при выполнении трудового поручения,
привлечение внимания коллектива детей к работе старательного, инициативного ребенка.
Опираясь на игру, воспитатель может убедительно мотивировать задачи, которые он ставит перед ребенком. Дети почти
всегда охотно принимают их.
Игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.
В процессе развития активной трудовой деятельности в игре
детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям
этого возраста активность и самодеятельность, на их стремление
мастерить что-то своими руками, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.
В старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою
актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать ее для последующей игры. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.
ТРУД И ЗАНЯТИЙ
Не менее важно выяснить вопрос о месте занятий в организации процесса труда. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, приготовления некоторых блюд к обеду, различные трудовые процессы в природе: посадка лука, семян и поливка. На занятиях проводят ремонт игрушек и книг и др. Организация фронтальных трудовых процессов в часы занятий накладывает на труд известные ограничения, присущие занятиям: строгий регламент, обязательное наличие познавательного материала, безусловное требование точного выполнения детьми указания воспитателя.
Обучение детей на занятиях и труд как деятельность имеют
существенные различия. На занятиях деятельность детей все
цело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии
с программой содержание занятия, его результат.
В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений педагога и детей, который типичен для занятия: педагог
обучает детей.
В процессе трудового воспитания на занятиях детей знакомят с трудом взрослых. Во время экскурсий в дошкольном учреждении малыши
видят, как работает младший воспитатель, повар, медицинская сестра ,делопроизводитель, дворник и т.д.
С целью ознакомления с трудом взрослых детям читают художественные произведения, рассматривают с ними картины, на которых изображены трудовые процессы, проводят беседы. Большое значение имеет рассказ воспитателя о трудовых подвигах в нашей стране, беседы о занятиях родителей. В ходе таких бесед педагог выясняет, знают ли дети, где работают их папы и мамы, помогают ли ребята в домашних делах и др. Так на занятиях у детей формируют представления о труде, расширяют их кругозор.
Знакомство детей с трудом взрослых, осуществляемое на занятиях в доступных ребенку дошкольного возраста формах, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых.
Формирование представлений о труде взрослых оказывает
влияние на идейное воспитание личности ребенка. При этом
необходимо соблюдение педагогических условий, обеспечивающих
решение этих задач. Педагогический процесс строится таким
образом, что расширение круга представлений о труде взрослых
сочетается с активной деятельностью самих детей.
Определяя содержание ознакомления детей с трудом взрослых,
важно показать характерные особенности труда.
Формирование представлений о труде взрослых влияет на пробуждение интереса детей к труду, при этом важно накопление ребенком конкретных представлений о разнообразных видах труда, обучение умению выделять характерные черты в любом знакомом виде труда.
В процессе трудового воспитания осуществляется патриотическое воспитание дошкольников. Ребенок постепенно осознает необходимость уважения труда взрослых, бережного отношения к продуктам их труда. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".
АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»
Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Подготовила: воспитатель Швыдкина А. А....
Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).
Цель: Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и воспитателей о труде. Систематизировать знания родителей...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Профессии наших родителей»...