ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»
статья по теме

Редкозубова Людмила Сергеевна

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу стало уделяться мало внимания. А привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, так как нравственное развитие человека невозможно без воспитания у него любви к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №6 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН   СТ. СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ»

НА ТЕМУ:

«Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Выступающий:

Л.С. РЕДКОЗУБОВА,

воспитатель

МДОУ ЦРР – детский сад №6

2015 г.

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения

Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях  этому вопросу стало уделяться мало внимания. А привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, так как нравственное развитие человека невозможно  без воспитания у него любви к труду.

Начиная с раннего возраста, мы уделяем большое значение развитию навыков самообслуживания у детей.   На этой возрастной ступени развиваем, а в младшем и старшем возрасте продолжаем работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Также стараемся приучать детей бережно относиться к вещам, учим их тому, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры убирали игрушки на место.  

Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения своим поведением. Ребенок должен понять смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Все это дает ему чувство своей компетентности, самостоятельности и уверенности в себе, удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его с взрослым – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

 Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в   дошкольном возрасте,  разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении,  мы планируем следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной комнатах. Это и протирание пыли в шкафах с игрушками, и мытье игрушек, и уборка в шкафчиках с одеждой и т.д. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники.

 Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. У нас в детском саду уже стало традиционным дежурство по столовой в уголке природы, по подготовке к занятиям. Результаты совместного труда воспитанников и педагогов ДОУ  были опубликованы в газете «Дошкольное образование» и стали призерами федерального конкурса «Столик, накройся!»

 

Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу это и наведение порядка на веранде,   зимой участок – очищаем от снега; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда мы сталкиваемся с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же воспитатели используют все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример,   помощь малышам, товарищу.

Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.

Труд в природе – особый вид труда. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др. Труд в природе благотворно влияет не только  на развитие трудовых навыков, но и нравственных чувств, закладывает основы экологического образования, а так, же  создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития ребенка.

 

 Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию.

 Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено и работе с родителями. Так как  трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников нами были  использованы разнообразные формы:

- Совместные выставки поделок детей и родителей  к празднику осени

- Родительские собрания

- Благоустройство территории ДОУ (совместно родители с детьми).

- Встречи с интересными людьми

- Консультации

- Дни открытых дверей, тематические стенды

- Акции по сбору средств на строительство Храма, «Украсим елку», «Театр для детей» и другие.

Но детский сад призван решать не только задачу трудового воспитания, но и стать первой ступенью в профориентационной работе, в системе ДОУ-Школа-НПО-СПО-ВПО.

Вот и коллектив нашего детского сада поставил перед собой  задачу развития системы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

 Нами    была сформированы модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста, технологические карты для того, чтобы педагоги четко представляли себе всю линию развития трудовой деятельности ребенка от младшего до старшего возраста и осознали преемственность целей и задач трудового воспитания и особенности их реализации в разных возрастных группах, умели отслеживать качественное изменение трудовых навыков детей.

В авторизованной программе ДОУ по теме «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе православных традиций» также прослеживаются задачи нравственно-трудового воспитания детей это:

- знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой малой родины.

- формирование доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам, привычку трудиться сообща;

- стремление радоваться хорошим поступкам;

- выполнять установленные нормы поведения в своих поступках, следовать хорошему примеру;

- воспитание интереса к различным профессиям, к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

Воспитательная эффективность ознакомления с профессиями, востребованными на Кубани, с трудом взрослых   зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При ознакомлении детей с трудом взрослых  педагоги используют такие формы работы как:

-  наблюдения за трудом взрослых,

- экскурсии (в пожарную часть, продуктовый магазин, парикмахерскую, на почту, железнодорожный вокзал, библиотеку)

- рассматривание иллюстраций с людьми различных профессий, орудий и продуктов труда,

- дидактические игры,  

- педагоги организовывают выставки фотографий родителей «Кем быть?»,

- проводят познавательные досуги «Встречи с интересными людьми»,

- рассказы о профессиях (совместно с родителями), беседы, чтение художественной литературы.

Знакомим детей и с трудом сотрудников детского сада, так при посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркиваем, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

Всё это углубляло, расширяло знания детей, закрепляло старое. После таких наблюдений   у детей изменилось отношение к труду взрослых, к продуктам этого труда.

Основательно проработав данный материал, мы пришли к выводу, что необходимо определить и наполняемость предметно-развивающей среды в группах в соответствии с требованиями программы. Ведь игра помогает вызвать у ребенка интерес к работе, позволит создать благоприятные условия для реализации субъектной позиции его в  труде.

Как показала практика, дети проявляют живой интерес к любым видам труда, в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными.  

И в заключении хочется сказать, что труд – первый и самый честный страж совести и долга.  Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом.  

 Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система трудового воспитания с дошкольниками»

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

План по самообразованию на тему: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков»

здесь вы сможете познакомиться с планом по саморазвитию на тему: "Трудовое воспитание.Развитие у детей простейших трудовых навыков"....

Тема: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков».

Здесь вы сможете познакомиться с плагом по самообразованию...

Сообщение из опыта работы «Система трудового воспитания детей среднего возраста с использованием схем и алгоритмов»

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых....

Отчет по самообразованию на тему :«Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков». .

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-...

Выступление на общем родительском собрании по теме: «Финансовая грамотность – дошкольникам»Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейч

Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейчас нам с вами  необ...