Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
статья

Бойкова Наталья Федоровна

фОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Формирование культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль для здоровья детей. С первых дней идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Воспитывая ребенка раннего возраста, взрослым (педагогам и родителям) надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно привить ребенку те особенности, которые разовьются и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, т. к. чем позже она будет начата, тем труднее будет её осуществить.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становится более точными, ловкими, координированными.

Ребенок шире познает окружающий мир, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, полотенце, мыло). Знакомясь с их свойствами (мокрое, сухое, чистое, грязное), осмысливает простые связи.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его и не вызвать неприятных ощущений.

Малыш умывается.

Главная гигиеническая процедура с ребенком – это умывание. Ребенок должен мыть ручки и умываться по мере их загрязнения, перед каждым приемом пищи и по- сле еды, после прогулки, после туалета. Не все дети любят умываться, многим не нравится холодная вода, но ведь это – закаливание, не всегда умываться можно только теплой водой. Некоторые дети боятся воды. В этих случаях надо дать ребенку поиграть с водой, пусть он подставляет ручки под струю воды. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

В начале года никто из детей не умел умываться, но вскоре самостоятельно умываться могут многие дети. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Чтобы ваш ребенок приобретал навык умывания, надо придерживаться единых требований как со стороны детского сада, так и со стороны родителей. При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка. Какие это действия?

1) Завернуть рукава одежды ребенка.

2) Проверить температуру воды.

3) Намылить ладони ребенка до образования пены, потереть ими друг о друга.

4) Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

5) Вымыть лицо, называя каждую его часть.

6) Еще раз обмыть водой руки ребенка.

7) Закрыть воду.

8) Снять полотенце, привлекая ребенка к участию в этом.

9) Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

10) Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

У нас в детском саду созданы все необходимые условия: мойки по росту детей, полотенце с петелькой, мыло разрезано на маленькие кусочки.

Родители тоже могут создать необходимые условия для ребенка у себя дома:

• разместить крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

• подставляйте скамеечку, чтобы ребенок смог доставать до крана.

Малыш за столом

Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие рук, глаз, рта. К двум годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Далее умение будет оттачиваться.

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Познакомить детей с правилами поведения во время еды, умением правильно держать ложку, кушать аккуратно, не проливая пищу на стол и одежду. Активизировать в речи детей слова: чашка, тарелка, ложка, горячо, помешать, подуть, салфетка и другие. Побуждать детей самостоятельно использовать полученные знания и умения в игровой деятельности.

Желательно, чтобы прием пищи проходил на высоком уровне сервиса: на стол ставят хлебницу, посуду, кладут бумажные салфетки. Все это привлекает внимание ребенка и повышает его аппетит. Ребенок должен сесть за стол в хорошем настроении. Не надо кормить его насильно. Пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы. Учите ребенка правильным действиям: держать ложку в правой руке, а в левой - хлеб. Пищи на ложку брать немного; хлеб откусывать небольшими кусочками.

Необходимо:

• слегка наклоняться над тарелкой;

• правильно держать ложку;

• опускать ложку в тарелку плавно, не стучать о край;

• перед едой мыть ручки (ребенок моет их сам, хотя, быть может, и не всегда умело);

• есть самостоятельно ложкой густую и жидкую пищу;

• посуда ребенка должна быть личной, это требование гигиены;

• не крошить хлеб;

• опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом;

• не разговаривать с полным ртом;

• тихо выходить по окончании еды из-за стола;

• пользоваться салфеткой;

• благодарить.

Учим детей, что, выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул.

Ребенок этого возраста очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите, домойте руки.

Обратите внимание и на такое поведения ребенка: сначала он ест с аппетитом, а потом начинает баловаться, играть ложкой, стучать ею по тарелке. Не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потери аппетита. Уберите тарелку со стола, если ребенок начинает хныкать.

Некоторые дети довольно хорошо едят сами, когда приходят в детский сад. Других детей приходится учить.

Малыш одевается и раздевается

Одевание – процесс не такой уж простой для ребенка раннего возраста. Прежде чем научить ребенка одеваться, научите его раздеваться. Для того чтобы ребенку было легче справляться с одеждой и обувью, родителям стоит обратить внимание на то, чтобы одежда ребенка была удобной, легко расстегивалась и снималась (липучки и кнопки вместо шнурков). Постараться не злиться на малыша, если у него что-либо не получается, или он и вовсе отказывается раздеваться, не настаивать на этом. Если ребенок очень устал или плохо себя чувствует, надо оказывать помощь ребенку по мере необходимости, не забывая хвалить его.

Возможности малыша к двум годам: поднять обе ручки, когда взрослый надевает на него свитер, кофту или платье, просунуть руки в рукава куртки или пальто, которые держит взрослый, просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый. Раздеваться (одеваться) с небольшой помощью взрослых: снять (надеть) носки, колготки, штаны, шорты, туфли, шапку, ботинки (шнурки расшнурованы).

Снять расстегнутое пальто и куртку, застегнуть и расстегнуть застежку, молнию.

Учимся снимать колготки:

1) сядь на стульчик;

2) возьми штанишки обеими руками за поясок;

3) подними одну ножку и просунь её в одну штанину;

4) поставь ножку на пол;

5) подними вторую ножку и просунь её в другую штанину;

6) встань и подтяни штанишки двумя руками.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Во время одевания разговаривайте с ребенком. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»

Поверьте, что ещё большее удовольствие вам доставят успехи ребенка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, носочки, застегивать пуговицы и неважно, если это у него получилось не совсем правильно или вовсе не получилось. Помогите ему найти петельки на рубашке, похвалите его. Он еще очень мал, но элементарную самостоятельность уже проявляет, что, пожалуй, самое главное.

Малыш спит

У ребенка должна быть своя постель, свое постельное бельё. Перед сном создавайте спокойную обстановку. Общение перед сном должно быть успокаивающим, ласковым. Старайтесь укладывать спать в одно и тоже время. Привыкнув к этому, малыш будет быстро засыпать, сон его будет глубоким. Сон ребенка протекает волнообразно. Ребенок может просыпаться и снова засыпать.

Ребенка, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он попытается самостоятельно снять с себя одежду и аккуратно сложить на своем стульчике.

Малыш на горшке

У ребенка должен быть свой индивидуальный горшок. Предлагать ребенку горшок нужно с объяснением того, для чего он нужен. У нас в детском саду имеются на каждого ребенка пронумерованный горшок, который стоит на стеллаже. Дети все знают свои картинки на горшке, уже сами берут свой горшок, садятся на него. Сидеть на горшке ребенок должен не более 5 минут, не оставляйте его на горшке одного без присмотра, он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность. Многие дети поначалу не хотят садиться на горшок, бояться его.

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет определенную трудность, потому что малыш не хочет садиться на горшок. Но надо проявлять терпение, обучать, так как именно второй год жизни является важнейшим обучающим периодом.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой, исходя из собственных ощущений.

Родителям на заметку

Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий со стороны родителей – побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, бесцеремонность, высокомерие, которые говорят о плохом воспитании. Правильно вырабатывать культурно-гигиенические привычки у ребенка родителям помогут различные методики воспитания. Самое главное: будьте терпеливы в воспитании детей, соблюдайте режим дня, чтобы ребенок привык к последовательности действий.

Старайтесь поддерживать стремление ребенка к самостоятельности. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и проговорит те или иные действия: как, что и в каком порядке делать. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо шага, надо дать возможность ребенку выполнять все спокойно, самостоятельно. Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. Старайтесь всегда поддерживать активность и положительный эмоциональный настрой ребенка. В процессе воспитания используйте личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...