Статья о патриотическом воспитании " Из патриотов рождаются герои" (Из опыта работы)
статья (подготовительная группа)
В статье говориться о воспитательных практиках патриотческого воспитания в детском саду. Дается описание видов детской деятельности, в которых так или иначе находит отражение патриотическое и нравственное воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_patriotov_rozhdayutsya_geroi.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Из патриотов рождаются герои»
Воспитательные практики патриотического воспитания в образовательном пространстве ГБДОУ№72 Петроградского района.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы, гражданские качества человека, формируются первые представления об окружающем мире, об обществе.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.
Где же лежит начало патриотического воспитания маленького гражданина? Есть замечательные песня на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. С первых маминых слов, улыбки, песни ребенок начинает познавать мир. По мере взросления, ребенок будет для себя открывать мир через впечатления о своем родном крае, его природе, культуре, традициях, о своих близких и родных, о героическом народе, о его богатом прошлом.
Безусловно, основа воспитания малыша закладывается в семье. Каждая семья – это свой замкнутый мир и свой уклад жизни, свои радости, печали, заботы, традиции, свой быт. Очень важно, чтобы в семье воспитывалось уважение к родителям, почитание предков, воспитывалось трудолюбие, терпимость, уступчивость, честность, скромность. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже начинается в семье. Ведь чувство патриотизма приобретается самостоятельно и переживается каждым человеком индивидуально. Это чувство начинается с восхищения тем, что видит ребенок, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще могут быть не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Если все знания, полученные в детском саду или семье, ребенок приобретает через эмоциональную сферу воздействия, то они останутся с ним на всю жизнь. Надо детям читать правильные книги, наполненные смыслом, читать хорошие стихи, слушать серьезную музыку, учить рассматривать картины. При этом обязательно детям надо объяснять, комментировать, обсуждать и отвечать их многочисленные вопросы, и именно сейчас, а не через 10 лет, когда может уже будет поздно.
С первых дней посещения воспитанниками детского сада, мы начинаем вести кропотливую работу по патриотическому воспитанию наших детей. Работа в детском саду осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественную литературу, изобразительное искусство, музыкальное творчество и физическое развитие детей. Знакомство детей с понятием Родина происходит в беседах воспитателя, чтении книг, стихов, в исполнении песен, создании тематических выставок рисунков, фотоальбомов, просмотров фильмов о красоте родной природы. В группах созданы Уголки патриотического воспитания «Знаем, помним, гордимся»: символика страны, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, страны. На День народного единства (4 ноября) делаем выставку с символами нашей Родины (флаг, герб, карта страны) и мини- музей с куклами в костюмах народов нашей огромной страны, чтобы дети увидели многообразие и красоту наших народов. Почувствовали себя частичкой огромной державы.
Одной из сторон патриотического воспитания является приобщение детей к истокам русской народной культуры, которое происходит в знакомстве детей с фольклором, р.н. сказками, былинами, преданиями. Благодаря дополнительной программе «Кругозор» воспитанники знакомятся с историей, культурой нашей страны через эстетическое восприятие картин, которые демонстрируются через проектор.
На Петербурговедении дети узнают о красоте нашего прекрасного города, его достопримечательностях, музеях. Благодаря цифровым технологиям появилась возможность виртуального путешествия по знаменательным местам Санкт-Петербурга.
Воспитание интереса к прошлому своего народа, его культуре, обычаям и традициям лучше всего проходит через создание небольшого музея в группе детского сада, например: «Русская изба». Дети могут близко рассмотреть предметы быта, взять их в руки, попробовать ими пользоваться, примерить на себя одежду. Детям доставляет особое удовольствие и вызывают чувство гордости предметы, принесенные их родителями или бабушками для выставки.
Свое отражение в воспитании патриотических чувств находит в конкурсном движении. Дети с большим удовольствие участвуют в творческих патриотических конкурсах. Наши воспитанники неоднократно становились победителями конкурсов чтецов, исполнителями песен о России, победителями конкурсов в народно-прикладном искусстве.
День снятия блокады Ленинграда является особой традицией для детского сада. Каждый год мы его отмечаем заранее готовясь к нему. С воспитателями группы каждый ребенок делает поздравительную открытку, посвященную Дню снятия блокады Ленинграда. В подготовительной группе организуется выставка фотографий того времени. Доходчиво и трогательно воспитатели рассказывают о жизни маленькой девочки Тани Савичевой и других детях блокадного города. Детям рассказывают о суровых зимних условиях жизни ленинградцев в страшные дни войны и показывают кусочек черного хлеба весом в 125 граммов, который приходилось делить на весь день и даже дают попробовать черный хлеб. Данью памяти о погибших ленинградцев девочки исполнили трогательную песню-танец «Птицы белые», который не оставил никого равнодушным. Ребята пели песни «Родная Ладога» и «Стояли со взрослыми рядом Мальчишки у стен Ленинграда», читали стихи о блокаде. Заканчивается день памяти всегда песней «Солнечный круг». На занятиях по изобразительной деятельности воспитанники рисовали свои впечатления о блокаде Ленинграда, которые получили из прочитанных педагогами книг, просмотренной презентации, рассматривании иллюстраций, картин.
С целью знакомства детей с праздником Дня Защитника Отечества проводятся беседы: «Что вы знаете о празднике 23 февраля? Кто его отмечает?», «Какой бывает военная техника?», «Военные профессии». Создаются Альбомы: «Героическое прошлое военных лет», «Профессия военного – это серьезно». На 23 февраля всегда проходит утренник в детском саду. Сценарий составляется таким образом, чтобы ребята могли показать свою причастность к защитникам Родины. Это выражается и в танцах, и песнях и в чтении стихов, и в эстафетах с военной тематикой. Наиважнейшую роль играет пример взрослых – воспитателей, которые также принимают участие в празднике. Очень важно передать отношение взрослого человека к происходящему, дух патриотизма, отваги, доблести и верности своему отечеству. Знания и эмоции, полученные в процессе знакомства с этой датой находят отражение в продуктивной деятельности детей. Это изобразительное творчество в рисунках, поделках из бумаги, аппликациях, коллажах, в создании мини- музеев военной техники.
Яркие, незабываемые впечатление у детей остаются после просмотра спектаклей, особенно, тех спектаклей, где роли исполняют взрослые артисты. Дети видят эмоции актера, выразительные движения, его пластику, голос. Спектакль «Иван -солдат» произвел на детей огромное впечатление. В спектакле было отражено: любовь к своей Родине, отвага, удаль молодецкая, бесстрашие перед злыми силами. Иван-солдат был защитником своего отечества. Дети бурно реагировали на происходящее, пытаясь помочь Ивану в борьбе со злом. Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания является знакомство с народной культурой и традициями.
В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову. Красивым, запоминающимся, ярким является праздник Масленица, который мы проводим каждый год на территории детского сада. Ребята с нетерпением ждут этого праздника, особенно момента прощания с Масленицей. Родители с удовольствием включаются в процесс подготовки: пекут к этому дню блины, делают масленки- чучелки масленицы на выставку. У каждого воспитателя есть своя роль и костюм к празднику. Проходит Масленица весело с музыкой, плясками, закличками весны и все являются участниками этого действия.
В этом году 9 мая был особенным днем, 75-годовщина со дня Победы в Великой отечественной войне. У нас были большие планы, но из – за пандемии мы не могли в полной мере их осуществить. Этот великий день мы отметили дистанционно, участвуя в районном онлайн-проекте «Минувших лет живая память». Много детей приняли участие в этом проекте в разных номинациях. Благодаря проведенной дистанционно большой работе с родителями и детьми удалось показать отношение младшего поколения к войне, к родственникам принимавших участие в войне. Рассматривая медали, ордена, фронтовые фотографии дети узнавали о героических свершениях своих близких. В нравственно-патриотическом воспитании это имеет великое значение. Очень важно подвести детей к пониманию, что наш народ победил потому, что мы любим свою Отчизну и что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье и покой людей. Поэтому их именами названы города, улицы, площади, воздвигнуты памятники. На районный проект от нашего детского сада было отправлено 24 рисунка, 12 поделок, 5 рассказов правнуков о своих прабабушках и прадедушках – героях войны, 15 детей-чтецов читали стихи о войне и даже несколько человек пели песни. Все это было опубликовано на сайте детского сада и ссылки на онлайн-проект.
Некоторые люди думают, что ребенку не дано чувствовать глубоко и серьезно чужую боль, утрату, горечь, обиду, не касающуюся его лично. Это - не правда! Мы много раз видели, как умеют сопереживать дети, как они со слезами на глазах слушают рассказы о войне, как их трогает музыка и песни, как они активно включаются в этот процесс. В конкурсе детских садов наших детей отобрали на выступление Фестиваля «Весенняя капель – 2019» с композицией «Закаты алые», посвященной 9 мая. После выступления полный зал народа разразился бурными аплодисментами, до того трогательным было исполнение танца.
День города – очень важное событие в жизни маленьких петербуржцев. Целый год они изучают по петербурговедению свой родной город, его достопримечательности, достоинства, красоту, его важное значение среди других городов страны. В конце мая мы отмечаем день города, праздником, на который приходит к детям основатель Петербурга Петр Первый и устраивает бал. В этом году дети с родителями участвовали в онлайн-проекте «Люблю тебя, мой город над Невой. Были подготовлены видео-ролики с песнями и стихами о городе, представлены рисунки с изображением любимого Санкт-Петербурга. В заключении хочу сказать, что задачей детского сада является создание благоприятных условий для развития патриотических чувств у дошкольников. В эти условия входит: насыщенная предметно-развивающая среда, разнообразие методов и форм подачи материала, совместное взаимодействие всех участников образовательного процесса, искренняя заинтересованность всех в воспитании достойных граждан нашей Родины. В патриотическом воспитании не бывает случайных, легковесных тем, все очень важно и нужно детям. Вокруг ребенка должна создаваться привлекательная, интересная, социокультурная среда, которая будет облагораживать душу, формировать положительные нравственные качества.
Приведу слова Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Растим патриотов с детства!" Из опыта работы по патриотическому воспитанию
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Лучше нет родного края" (из опыта работы)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Лучше нет родного края" (из опыта работы)...
«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...
«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет» (Из опыта работы).
Материал посвящен проблеме развития проектной деятельности в ДОУ; развитию навыков работы у детей в проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриота и гражданина России. Будет интересен пе...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.Патриотическое воспитание ребенка &nda...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через инновационные технологии» (из опыта работы)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном про...
Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...