«Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
статья

Володько Виктория Викторовна

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности.

Цель: Развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности посредством обучения игре на музыкальных инструментах и исполнению музыкальных произведений в оркестре.

Задачи:

  • развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
  • выработать умения и навыки правильной игры на народных, детских шумовых и ударных инструментах;
  • дать основы музыкальной грамоты;
  • воспитать внимание, трудолюбие, усидчивость, терпение;
  • дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры.

        (Слайд №2) Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.        

        На протяжении своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Я думала, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. В 2008 году меня приглашают на курсы Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Потом был второй, третий семинар.

Посетила 4 семинара «Орф- подход. Игровое пространство», курсы И.Н.Каплуновой по программе «Ладушки», на которую в дальнейшем стала опираться в своей работе.

        Меня так вдохновило это обучения, что не внедрить это в свою работу я просто не могла.  

        В 2016 году мною был разработан проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Растим юных музыкантов». В 2017году на конкурсе «Золотая медаль выставки УчСиб-2017» проект получил серебряную медаль. Затем мною была разработана авторская программа «Растим юных музыкантов», которая участвовала в городском конкурсе авторских программ.

На протяжении 3х лет мы подтверждаем успешную работу с детьми по этой программе. Поэтапная практическая деятельность позволяет нам добиваться поставленной цели.

        (Слайд № 3) На начальном этапе мы организовали развивающую среду. У нас собрано целое семейство ярких шумовых инструментов; русские народные инструменты; Орфовские инструменты: ксилофоны и металлофоны и др. Практически все инструменты имеются для каждого ребенка.

(Слайд № 4) В каждой группе оформлены музыкальные уголки. В холле детского сада мы создали интерактивный мини-музей «Радуга звуков» с целью создать условия для ознакомления дошкольников с музыкальными инструментами и потребности музицировать на них. Где любой воспитатель может привести своих детей на экскурсию и рассказать об истории инструментов и дать возможность поиграть на этом инструменте.

(Слайд № 5) В 2019 году на территории детского сада своими руками был создан и установлен интерактивный музыкальный уголок «Музыкальная радуга» в которую вошли: музыкальный бизиборд, металлофон и барабанная установка.

Мы наладили взаимодействие с педагогами, родителями, социумом.

        Работа с педагогами (Слайд №6)

        Очень важна совместная работа музыкального руководителя и воспитателя. Такое взаимодействие помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Воспитатель постоянно увеличивает ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, самодельными шумовыми инструментами, и применяет их в свободное время и заполняет жизнь детей музыкой.

Взаимодействие с семьей: (Слайд № 7)

        От эффективности совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Просветительскую работу с родителями проводим посредством консультаций, собраний на темы музыкального развития ребенка в семье. В каждой группе оформлен информационный уголок для родителей, в котором систематически размещаем информацию по музыкальной деятельности. Родителей привлекаем к участию в выставках, изготовлению фотоальбомов, музыкальных инструментов своими руками, презентаций, в подготовке и проведении праздников. Родители совместно с детьми участвуют в различных конкурсах и фестивалях.

Что же помогает мне на музыкальных занятиях развивать творческие способности детей? Как сделать так, чтобы занятие было интересным и принесло много пользы в развитие творческой личности ребенка? В своей работе я использую демократичный, стиль взаимодействия, партнерскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю личность каждого ребенка и стараюсь сохранить необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребенком, не нарушая при этом его личного пространства, если ребенок не хочет заниматься какой-то деятельностью я никогда не буду заставлять его это делать.

        (слайд № 8) Из опыта работы считаю необходимым использование речевых игр и упражнений в концепции Карла Орфа – использование звучащих жестов: хлопки, шлепки, щелчки, притопы, так как, если не развито чувство ритма, ребенок не сможет правильно петь и выполнять движения.

        (слайд № 9) Детям очень нравится активное слушание музыки и импровизация, когда ребенок может под предлагаемую музыку двигаться так как ему хочется, как он это видит и одновременное использовать звучащие жесты и движения, не навязанных ребенку, а придуманных им самим. Движение доставляет детям ни с чем не сравнимую радость.

(слайд № 10) На каждом занятии использую пальчиковые гимнастики, стараюсь подбирать их по лексическим темам, по которым работают логопеды и воспитатели.

 (слайд № 11) Важно отметить то, что инструментальное и речевое музицирование: это одна из форм творческой работы с детьми помогает овладеть средствами музыкальной выразительности: ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция.  Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, толково объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных для детей музыкальных инструментах повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.

Ребенок может не петь, ни танцевать на занятии, но на активное слушание и к игре на музыкальных инструментах присоединится ко всем.

        (Слайд № 12) Готовясь к занятиям тщательно отбираю музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, предлагаю яркий наглядный материал. Во время занятия использую дидактические игры для развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений.

(Слайд № 13) Очень важна индивидуальная работа с детьми, которая помогает мне активизировать застенчивых детей и развивать способности каждого ребенка.

Результативность:

        (Слайд № 14) Дети освоили культуру слушания музыки, знают многие музыкальные произведения, прослушанные ими или исполненные в течение года оркестром детских музыкальных инструментов.

        Сформировано музыкально-эстетическое сознание.

        (Слайд № 15) Дети разбираются в средствах музыкальной выразительности, выделяют звучание определённых инструментов, характеризуют их тембр.

        (Слайд № 16) Освоили азбуку исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах-игрушках, умеют импровизировать на различных музыкальных инструментах в игровых ситуациях, в сказках-драматизациях.

                (Слайд № 17) Следует отметить, что творчество детей не может формироваться только в ограниченном пространстве детского сада, поэтому мы установили прочные контакты с социокультурными учреждениями.

        (Слайд № 18) Большое удовольствие детям доставляют публичные выступления на выездных международных, городских и районных конкурсах и фестивалях.

        (Слайд № 19) Представленная форма работы направлена не только на обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. У дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, эффективно помогает развивать музыкальные творческие способности и обогащает музыкальные впечатления детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

Система работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев»В.А. СухомлинскийОсновные понятия по теме:Творческие способности – это индивидуальные особенности качества чел...

Художественное конструирование, как способ развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста.

Художественное конструирование, как способ  развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста....

Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.

Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения....

Методическая система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Триединая цель: обучение, воспитание и развитие Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;Воспитание любви к прекрасному, художественному творчеству;Развитие эстетичес...