Игры, направленные на развитие высших психических процессов детей
материал
Предварительный просмотр:
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Название игры, цель | Ход игры: |
1. Какого цвета не стало? Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания | Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало. |
2. Рисование на спине Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения. | Ребенок встает спиной к взрослому. Мама или папа рисуют пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем ребенок может нарисовать фигуру сам на спине у мамы или папы. |
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти | Ребенку предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складываются в мешочек. Ребенок поочередно щупает игрушки и называет их. Вариант «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать. |
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти | Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. |
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления | Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка) Открытка, заяц, морковь, дерево, поезд, хлеб, огурец, ромашка, слон, слива, мяч, свекла, трава, школа, горох, елка... Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать. |
Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности. | Взрослый задает вопрос, а ребенок по очереди называет как можно больше вариантов. Например: Что бывает красным? белым? квадратным? железным? холодным (горячим)? стеклянным? высоким? круглым? |
Цель: развитие образного вариативного мышления | Ребенок по очереди подбирает как можно больше определений к данному слову. Например: Осень (какая она?)… Дом (какой он?)… Зима (какая она?)… Лето (какое оно?)… Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)… Мама (какая она?)… Игра (какая она?)… |
Цель: Развитие переключения внимания, памяти, мышления | Взрослый по очереди повторяет считалку: «Рыба, птица, зверь» Ребенок должен быстро назвать что относится к слову, на котором остановился взрослый. Вариант с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок должен быстро назвать подходящее слово. |
Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща | Ребенок отворачивается и закрывает глаза. Взрослый издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п. Ребенок должен отгадать какой это был звук. |
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя | Ребенок ходит по комнате, по сигналу взрослого выполняет следующие действия:
|
Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка | Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например: ВОРОНА …МЫЧИТ ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ Варианты одушевлённых существительных: КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК. |
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать | Взрослый бросает мяч ребенку и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?» ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ), ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ), КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ), РЫБА (ИКРИНКОЙ), ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ), БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ), ХЛЕБ (МУКОЙ), ШКАФ (ДОСКОЙ), ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ), РУБАШКА (ТКАНЬЮ), ДОМ (КИРПИЧОМ), ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ), СОБАКА (ЩЕНКОМ), СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ), ПТИЦА (ПТЕНЦОМ), КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ), ОВЦА (ЯГНЕНКОМ), МАСТЕР (УЧЕНИКОМ) Вариант: «Кто кем будет?» |
Цель: развитие словесно – логического мышления | Взрослый бросает мяч ребенку и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение. Например: Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья... Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач... У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди… Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди… |
Цель: развитие внимания, мышления | Взрослый кидает ребенку мяч и говорит слово, ребенок должен назвать противоположное . Например: ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ, ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ, УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ, ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ, ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ, ДЕНЬ – НОЧЬ, ЗИМА – ЛЕТО, ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ, ВЫСОКО – НИЗКО, ПОЛ – ПОТОЛОК, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ГОРЯЧО – ХОЛОДНО, ТИХО – ГРОМКО |
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать | Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ. ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ. КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО. ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ. ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ. БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО. ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ. ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ. НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ. ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА. КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ. ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ. ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК. ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ. НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ. РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ. КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ. МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ. ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ. КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ. ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ. ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД. МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ. МАМА МОЕТ ПОСУДУ. ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ. ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО. МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ. КОРОВА ТАНЦУЕТ. ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ. ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ. НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ. ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ. КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ. ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ. ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ. КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ. |
Цель: развитие объема внимания, памяти. | Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: Самое простое задание:
|
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать | Взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос: КТО ВОДИТ АВТОБУС? КТО ГОТОВИТ ЕДУ? КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ? КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ? КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ? КТО СТРОИТ ДОМА? КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ? КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ? КТО ПОЕТ ПЕСНИ? КТО ИГРАЕТ В КИНО? |
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать | Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросывзрослого:
|
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов. | Ход игры: Вначале ребенку объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним. ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ – УТРО |
Цель: развитие мыслительных операций. | Ход игры: У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Пары слов для сравнения:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей, направленные на развитие высших психических функций
В презентации описаны различные дидактические игры, направленные на развитие высших психических функций детей. Материал предназначен для родителей, педагогов, психологов....
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...
Игры для развития высших психических процессов
Подборка игр для развития речи, внимания, памяти, мышления, воображения....
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...
Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека по развитию высших психических процессов у детей с ЗПР
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.Возраст: 5 лет и старше1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форси...
Игры для развития высших психических процессов
В статье раскрываются вопросы значимости игры в жизни ребёнка. Также, представлены некоторые из игр для развития внимания, восприятия и памяти малыша....