Воспитание ребенка по типу его темперамента
консультация

Дмитриева Анастасия Сергеевна

Данная статья будет полезна не только родителям, но и педагогам! В ней содержится информация о типах темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) - общая характеристика, ежедневные проблемы,  ошибки родителей и рекомендации! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_po_tipu_temperamenta.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент ребенка, как и взрослого, зависит от генетически обусловленного типа нервной системы.

Влияние темперамента на детские поведенческие особенности можно проследить уже с самого рождения. Некоторые младенцы плаксивые, капризные, требуют постоянного внимания, другие же, наоборот, спокойные и умиротворённые, просто наблюдают за происходящим.

Выделяют 4 типа темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Для родителей важно определить темперамент собственного ребенка. Это поможет избежать многих проблем в виде капризов, истерик, недопонимания и нервных срывов. Родителям будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать нагрузку, развивать в нужном направлении, если определить, к какому типу ближе всего относится ребенок.

Темперамент определяет наш характер, но в чистом виде почти не встречается. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, которые в сочетании с проявлениями других, создают свой индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Холерик

Общая характеристика:

- Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур».

- Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного.

-  По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

- Вспыльчив, самоуверен, настойчив, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, зато интересны.

- Не терпит ожидания, подвержен частой смене настроения.

Ежедневные проблемы:

- Может настолько увлечься идеей, что не услышит обращений и указаний;

- Выполняет задания недослушав до конца. Делает все быстро, но небрежно, не замечая ошибок;

- Бывает вспыльчив, агрессивен, с трудом идет на компромисс;

- Часто рискует, не задумываясь о последствиях;

- Общителен, но легко ссорится. Часто получает замечания от воспитателей/учителей.

Ошибки родителей:

- Установление над ребенком жесткого контроля;

- Ограничение активности;

- Требования следить за собой в указательной форме.

Рекомендации:

- Перемещать энергию в нужное вам русло. Хорошо заниматься подвижными видами спорта, которые дадут выход стремлению к лидерству. Тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы.

- Чаще бывать на природе, создать как можно больше жизненного пространства.

- Сделать упор на занятия конструированием, рукоделием, ручным трудом. Эти занятия компенсируют излишнюю торопливость и невнимательность.

- Проверяйте выполнены ли задания и дела до конца.

- Старайтесь помочь ребенку осознать, что качество выполнения гораздо важнее скорости.

- Побуждайте ребенка анализировать свое поведение в коллективе. Разбирайте конфликтные ситуации, проговаривайте варианты правильного поведения.

- Объясните ребенку, что нужно учится самоконтролю (например, счет про себя, дыхательная гимнастика), а негатив можно проявлять на посторонних предметах (бросать подушку, колотить грушу).

- Никогда не стыдите при всех, не ставьте в пример других детей.

Сангвиник

Общая характеристика:

- Живой, жизнерадостный, уравновешенный. Ребенок обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастает в решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувство юмора.

- Сангвиники - эмпаты, легко принимают других людей, не требовательны к окружающим и принимают людей такими какие они есть. Часто занимают лидирующее положение в компании, но при этом за власть не борются.

- Дети – сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - чаще всего отвечают: «Со всеми!».

- Часто не доводит начатое до конца, бросает скучное дело, старается скорее избавится от неинтересной работы.

Ежедневные проблемы:

- Не любит скучную, однообразную работу. Легко бросит ее, если поручить, и займется более интересным занятием.

- Много друзей из разных кругов общения, не всегда привычных для вас.

Ошибки родителей:

- Не обращать внимание на то, что ребенок только поверхностно изучает учебный материал, хоть и быстро его схватывает.

- Отсутствие контроля за внутренним миром ребенка. Привычный дружественный и веселый тон может скрывать внутренние переживания. Небрежность в учебе и неумение доводить дело до конца, может сказаться на успеваемости.

Рекомендации:

- Сангвиникам необходим подвижный образ жизни, но в спорте не стремятся к высоким результатам, интересен сам процесс. Не старайтесь делать из ребенка профессионала без его желания.

- Старайтесь развивать собранность и аккуратность, подбирая игры, которые требуют внимания.

- Делайте упор на конструирование, паззлы, моделирование, рукоделие. Контролируйте, довел ли ребенок дело до конца.

- Будьте в меру требовательны.

- Как можно больше поощряйте за нравственные поступки;

- Не стоит поддерживать в частой смене деятельности. Лучше помогите глубже изучить предмет, которым ребенок занялся. Дети порой боятся возникших препятствий и бросают увлечение.

- Поощряйте настойчивость, старательность и целеустремленность ребенка. Постепенно повышайте планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

- Контролируйте посещаемость занятий/секций, не позволяйте часто пропускать.

- Хвалите за каждый успех, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда ребенок еще больше продвинется в занятиях.

- Обсуждайте с ребенком его отношение с близкими людьми и сверстниками. Побуждайте задумываться о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих.

Меланхолик

Общая характеристика:

- Очень чувствителен, обидчив, насторожен ко всему новому, нуждается в поддержке и одобрении близких.

- Меланхолик не уверен в себе, ему трудно сделать выбор.

- Теряется в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна выбить из равновесия.

- Говорит негромко, редко спорит, чаще подчиняется мнению большинства. В делах часто опускает руки, если возникают трудности.

- А также, меланхолику свойственна глубина и устойчивость чувств. Склонен к самокопанию. Очень рассудителен, много мечтает и размышляет, старается найти всему объяснение. Любит уединение и спокойствие.

- Может производить впечатление замкнутого человека. Среди близких не много людей, с которыми откровенен, может поделиться переживаниями, мягок и добр. Разглашение тайн может стать травмой и заставить замкнуться в себе.

Ежедневные проблемы:

- На совершенно невинное замечание может отреагировать потоком слез и отчаянья. Можно услышать: «У меня ничего не получается, я ни на что не гожусь».

- Долго привыкает к новой среде, с недоверием присматривается к окружающим, тоскует.

- Некоторые задания может бросить даже не начав, объяснив тем, что все-равно ничего не выйдет.

- Может жаловаться на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок, скучных учителей.

Ошибки родителей:

- Не замечать переживания и проблемы, успокаиваясь тихим видом замкнутого меланхолика.

- Упреки в лени, пассивности и неспособности могут только усугубить неуверенность в себе и развить комплекс неполноценности.

Рекомендации:

- Помогайте ребенку включаться в игры, знакомиться со сверстниками. Меланхолик с трудом соглашается играть в коллективе, но преодолев себя, с удовольствием веселится с остальными.

- Убедите ребенка, что неудачи случаются у всех и, неудача не делает его хуже остальных.

- Чаще хвалите, меланхолику важно получать поддержку близких людей. Ищите позитивные моменты даже в неудачах. Хвалите хотя бы за то, что вообще решился заняться этим делом.

- Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку.

- Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь, радуйтесь за него.

- Напоминайте о прошлых успехах, подчеркивайте, что вы уверены в его силах, что он справится с задачей.

- Научите воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам. Спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз.

- Поручайте дела, с которыми ребенок наверняка справится, и результат которых смогут оценить окружающие. Это поможет набраться уверенности для решения более сложных задач.

- Обсуждайте ситуации, которые наблюдали, демонстрируйте, что вам интересно слушать его рассказы, мысли. Учите находить выход из конфликтных ситуация, отстаивать свое мнение, но без давления.

- Постарайтесь стать тем человеком, которому ребенок сможет доверить свои тайны.

Флегматик

Общая характеристика:

- Усидчивый, медлительный, внешне спокойный ребенок. Последователен и обстоятелен в своих занятиях.

- Не любит шум, беготню, играет с несколькими любимыми игрушками. Нельзя назвать фантазером, выдумщиком.

- Непривередлив, аккуратен, предпочитает знакомые нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения. Не конфликтен, но может долго хранить обиду.

- Способен устроить скандал, если нарушить его привычный распорядок дня.

- Флегматик вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

- Стремиться создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношения с окружающими. Стремление соблюдать правила, традиции и расчет приводят к успеху, но долгие раздумья и колебания, там, где необходима быстрая реакция, часто сводят старания к нулю.

Ежедневные проблемы:

- Достаточно медлительные действия в бытовых моментах и учебе. Это приводит к частым опозданиям.

-  Не любит неожиданности и эксперименты. Например, если заменить его любимый завтрак на что-то другое, можно нарваться на скандал.

- Может заставлять читать одну и ту же книгу долгое время, не позволяя заменить ни слово.

- Иногда нарочно двигается медленно, чтобы нетерпеливый родитель сделал все сам.

- Флегматику сложно сделать выбор, поэтому будет долго рассматривать предложенные варианты, и скорее всего так и не сможет определиться сам.

Ошибки родителей:

- Стараться ускорить процесс сборов или выполнения задания. Лучше делать все заранее.

- Навязывать занятия, полезные с вашей точки зрения.

- Упрекать в лени, медлительности, неуверенности. У ребенка может выработаться страх перед действиями.

Рекомендации:

- Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственный и основательный.

- Развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами.

- Научите ребенка понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных, героев мультфильмов/сказок.

- Старайтесь обсуждать так, чтобы ребенок мог формулировать свое мнение и защищать его.

- Учите ребенка терпимости. Помогите научится понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ПО ТИПУ ТЕМПЕРАМЕНТА.

-рассмотреть понятие "Темперамент"-изучить свойства темперамента-рассмотреть виды темперамента....

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с флегматическим типом темперамента

Родителям важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной...

Инновационный проект " Работа с родителями по типу их темперамента"

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Индивидуальнй подход к каждому родителю по типу их темперамента, вот что является актуальным для данного проекта....

Воспитание ребенка с учетом его темперамента (меланхолик)

Буклет содержит краткую информацио о темперамента, типах темперамента, особенностях воспитания ребенка -меланхолика....

Воспитание ребенка с учетом его типа темперамента (сангвиник)

Буклет раскрывает понятие темперамента,  типы темперамента, особенности воспитания ребенка -сангвиника....

Воспитание ребенка с учетом его типа темперамента (флегматик)

Буклет содержит информацию о темпераменте, типах темперамента, особенностях воспитания ребенка -флегматика....

Воспитание ребенка с учетом его темперамента (холерик)

Буклет содержит информацию о темпераменте, типах темперамента, особенностях воспитания ребенка -холерика....