Родительское собрание на тему: "Готовность детей к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания и подготовки детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект собрания | 25.52 КБ |
презентация к собранию | 489.36 КБ |
анкета для родителей | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Готовность детей к школе»
Здравствуйте, мы рады видеть вас сегодня на собрании. Хотим вас еще раз поздравить с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро и ваши как еще казалось малыши отправятся в первый класс.
Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать, узнаем немного погодя, а пока несколько слов о диагностике. (в тетради).
- Что должен знать ребенок на конец года (выступление)
- Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к школе.
А что значит готовность ребенка к школе? Вот об этом мы сейчас немного поговорим. Готовность к школе включает в себя 3 компонента.
- Физиологическая готовность.
Она подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. (к 7 годам завершается формирование коры головного мозга; повышается общая выносливость организма; продолжается окостенение хрящей кистей руки, необходимых для способности удерживать длительное время карандаш или ручку).
Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
- Уровень физического развития.
- Уровень биологического развития.
- Состояние здоровья.
- Педагогическая готовность
Она подразумевает наличие навыка счета, чтения, рисования, письма печатными буквами, хороший словарный запас, умения развернуто ответить на вопрос и т. д.
- Психологическая готовность.
Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
- Мотивационная готовность – положительное отношение к школе и желание учиться.
- Умственная или познавательная готовность – достаточный уровень развития внимания, мышления, памяти, знаний об окружающем мире, развития речи, мелкой моторики (в общем, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков).
- Волевая готовность – Достаточно высокий уровень развития произвольного поведения (способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).
- Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
- Интеллектуальная готовность (умственная)
Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета и чтения. ЭТО ОШИБКА!
Да, начальные навыки должны быть, но главное здесь совокупность целого ряда умений, навыков и факторов, которые формируют базовые представления ребенка об окружающем мире.
Под интеллектуальной готовностью подразумевается пройденный этап подготовки, который помог сформировать ребенку определенный кругозор и запас начальных знаний, научил понимать и представлять действие некоторых закономерностей.
В результате пройденной подготовки должна быть хорошо развита любознательность, которая лежит в основе работы всего интеллекта. Ребенку должно быть интересно узнавать что-то новое, в противном случае занятия в школе будут для него малозначимы, а показатели успеваемости очень низкими.
Интеллектуально готовый к занятиям ребенок должен иметь высокий уровень сенсорного развития, обладать хорошей памятью, иметь развитое образное представление и четкую речь. Социальное развитие ребенка тоже должно быть на уровне. Оно входит не только в психологическую готовность, но и в интеллектуальную, является неотъемлемой частью знаний ребенка об окружающем его мире.
К перечню таких знаний, определяющих социальную сторону подготовки для детей в возрасте 6-7 лет, относятся:
- знания о месте проживания – город, адрес, в идеальном варианте – номер телефона родителей или домашний;
- информация о ближайшем социальном окружении – имя и отчество родителей, своих близких, а также их место работы и профессия;
- ориентация в календарном цикле – различие времен года и знание их последовательности и признаков, знание дней недели и месяцев;
- знания об окружающем мире – базовые знания основных видов деревьев, животных, растений и птиц, которые окружают ребенка;
- хорошо развитая для своего возраста пространственно-временная ориентация.
Всего этого можно добиться по мере прогулок и наблюдений, во время которых родители должны достаточно времени и внимания уделять окружающей среде и воспитанию ребенка.
За счет наблюдений за природой и событиями, происходящими в жизни, у детей формируется логическое мышление, они учатся находить пространственно- временные отношения и причинно-следственные связи. С ходом времени дети должны научиться делать выводы и уметь обобщать полученные знания.
Желание знать новое и проявление интереса к новым событиям и явлениям. он должен уметь сосредотачиваться на выполнении различных задач – например, на том же правописании букв. у ребенка должна быть развита речь, сенсорное восприятие для которой имеет немало значения, так как большинство слов и их произношение воспринимаются именно на слух.
Звуковая культура речи ребенка включает в себя как эмоциональную сторону и умение говорить с определенной интонацией, так и само произношение звуков, которое должно быть достаточно четким. Очень важно, чтобы у ребенка был развит фонематический слух. В противном случае вместо слов «рыба» и «лев» получатся – «лыба» и «рев». Это же приведет и к ошибкам в грамматике, пропуску слов во время письма.
Невыразительная монотонная речь или говорение себе под нос станут причиной не запоминания знаков препинания и плохому усвоению, и чтению стихов.
Первым необходимым элементом произвольного внимания, является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу!!! А вот если ребенок 6-7 лет не может сосредоточиться на необходимой, но неинтересной деятельности 5-10 минут – это должно вызывать тревогу.
Если говорить о памяти, то для ребенка 6-7 лет доступно такое задание, как запомнить 10 слов, не связанных между собой по смыслу. В первый раз он может повторить 2-5 слов. Можно повторить слова еще несколько раз и после 3-4 раза он запоминает более половины слов. А вообще сам процесс формирования произвольного запоминания к 7 годам можно считать завершенным.
К 6-7 годам совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). НАПРИМЕР, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты и с помощью схематических изображений групповой комнаты, могут найти спрятанную игрушку (дома игры «Найди клад»; «Лабиринты»).
Мотивационная готовность
Это наличие у детей желания учиться. Вы почти все сразу ответите, что ваши дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. НО! Это не совсем так! ЖЕЛАНИЕ ПОЙТИ В ШКОЛУ И ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга! Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
КАК ПОМОЧЬ ребенку адаптироваться к школе?
- Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в школе
- На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка
- Воспитывайте интерес к содержанию занятий и получению новых знаний
- Воспитывайте произвольность, управляемость поведением
- Никогда не говорите, что в школе не интересно, что это напрасная трата сил и времени
- ВОЛЕВАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ
Необходима для нормальной адаптации к школьным условиям. И здесь речь идет не столько об умении ребят к ним подстроиться (хотя это тоже иногда необходимо), сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ведь ученику надо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения.
НЕМАЛОВАЖНОЕ значение имеют навыки САМООБСЛУЖИВАНИЯ
- Умеет ли он убирать постель, игрушки
- Привести себя в порядок (шнурки, застежки; следить за своим внешним видом)
- Может во время еды вести себя как полагается (использование ложки, вилки, разговоры во время еды с набитым ртом, пальцы в тарелку)
ИМЕННО ЭТИ УМЕНИЯ БУДУТ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.
Очень важен для школы уровень координации пальцев, кисти, всей руки. Развитию тонких двигательных координаций способствуют
- Рисование
- Штриховка,
- Раскрашивание
- Нанизывание бусинок
- Лепка
- Определение «вслепую» формы предметов («Чудесный мешочек»).
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок сердится, не умеет правильно оценить свое поведение, то ему будет трудно привыкать к школе.
ДЕФЕКТЫ речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху (если не отработать звук, то ребенок его не услышит в слове, следовательно, не напишет в слове).
ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЮТ дети, не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли, объяснять то, или иное явление.
ТАКЖЕ трудно тем детям, которым родители все позволяют, которым приходится постигать значения слов «надо», «нельзя» в школе.
- КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Педагогами и психологами давно подмечено. Что дети быстрее и легче адаптируются к школьному процессу, если умеют общаться.
НА ЧТО также следует обратить внимание
- Умение слушать собеседника, не перебивая его.
- Говорить только после того, как собеседник закончил свою мысль.
- Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей (НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ).
Необходимость в этих вышеперечисленных навыках также велика!
ЧТО ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ?
В последний год перед школой нужно нам ВСЕМ ВМЕСТЕ постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка в школе.
ВНИМАТЕЛЬНО наблюдайте как ребенок играет со сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, учите ребенка для нахождения информации пользоваться разными источниками, подавайте правильный пример во время еды за столом, в гостях, в общественных местах…
И ЕСЛИ все будет сделано правильно, то в школу пойдет ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК, с характеристикой которого мы только что познакомились.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний (к 7 годам завершается формирование коры головного мозга; повышается общая выносливость организма; продолжается окостенение хрящей кистей руки, необходимых для способности удерживать длительное время карандаш или ручку )
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Наличие навыков : - ЧТЕНИЯ ; - ПИСЬМА ; - РИСОВАНИЯ ; - ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ (ЧИСТАЯ РЕЧЬ); - УМЕНИЯ РАЗВЕРНУТО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС; - ХОРОШИЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; ХОРОШАЯ ОБЩАЯОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ;
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ ; РАЗВИТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ; ХОРОШАЯ ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ; РАЗВИТОЕ НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ (УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННОЕ В ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ , А ТАКЖЕ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ИХ, ВИДЕТЬ СХОДНОЕ И ОТЛИЧНОЕ );
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК ; ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ ; РАЗВИТА РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ; ПРЕДПОСЫЛКИ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ; СТРЕМЛЕНИЕ ОСВОИТЬ РОЛЬ ШКОЛЬНИКА ; ПРИНЯТИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ ШКОЛОЙ И УЧИТЕЛЕМ.
КАК ПОМОЧЬ ребенку адаптироваться к школе? Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в школе На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка Воспитывайте интерес к содержанию занятий и получению новых знаний Воспитывайте произвольность, управляемость поведением Никогда не говорите, что в школе не интересно, что это напрасная трата сил и времени
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ; - СОХРАНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО УРОКА И В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ; ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВНИМАНИЯ ; УМЕНИЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ СВОИ ИМПУЛЬСЫ ; УМЕНИЕ ПРОДЛИТЬ ДЕЙСТВИЕ, ПРИЛОЖИВ К ЭТОМУ ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
ЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ; УМЕНИЕ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЕМ ; СОХРАНЕНИЕ ЧУВСТВА ДИСТАНЦИИ ; УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТ СО СВЕРСТНИКАМИ; УМЕНИЕ ВОЙТИ В ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В НЕМ ; УМЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ; УМЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ РАВНОПРАВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.
В итоге? ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКА
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
Уважаемые родители!
Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1.Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу?____________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? ________________________________________
- Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:
- ребенок знает буквы и цифры;
- умеет читать;
- умеет писать;
- знает много стихотворений;
- ребенок хорошо развит физически;
- умеет находить контакт со сверстниками;
- достаточно легко вступает в общение со взрослым;
- способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;
- проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;
- много говорит о предстоящей учебе в школе;
- проявляет желание скорее пойти в школу;
- другое _________________________________________________________________
- Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как?___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему вы больше уделяете внимание и почему:
- покупке школьных принадлежностей;
- обучению ребенка иностранным языкам;
- обучению чтению;
- обучению счету;
- физическому развитию;
- развитию памяти, воображения, внимания, речи;
- развитию любознательности;
- развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т. д.)
- развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);
- развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;
- умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- ориентироваться в пространстве;
- другое _________________________________________________________________
- Как часто вы разговариваете с ребенком о школе? __________________________________
- Как часто он задает вопросы о школе? ____________________________________________
- Чем интересуется ваш ребенок больше всего? _______________________________________
_____________________________________________________________________________
- Какие кружки или секции посещает?______________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности?___
- Приведите примеры.____________________________________________________________
- Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок? _______________________________
- Есть ли у вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе? _____________________________________________________________________________
- Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Готовность ребенка к школе"
Родительское собрание включает в себя анкету, памятку, тест и педагогические ситуации для родителей...
Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе"...
Сообщение к родительскому собранию на тему: "Готовность ребенка к школе".
Многие родители считают, что если их ребенок ноучился читать и писать, то можно его отдавать в школу. Умения считать, писать и читать являются признаками умственного развития детей, но не являют...
Родительское собрание на тему: "Готовность детей к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родителей с критериями готовности детей к школе, проблемами первоклашек и их родителей, способами их решения....
Программка проведения родительского собрания на тему "Готовность ребёнка к школе" (из опыта МБДОУ № 30)
данный материал будет полезен тем, кто собирается или уже проводит родительские собрания в нетрадиционном стиле...
Родительское собрание на тему: «Готовность ребенка к школе».
Из опыта работы по проекту "Я хочу в школу"...
Родительское собрание на тему: «Готовность ребенка к школе»
План выступления:Аспекты готовности ребенка к школе.Анкетирование «Психологическая и социальная готовность к школе.Памятка родителям «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в ш...