Формирование ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте: из личного опыта.
материал

Харина Татьяна Анатольевна

Формирование ответственного отношения к природе

в дошкольном возрасте: из личного опыта.

Есть одна планета-сад, 
В этом космосе холодном. 
Только здесь леса шумят, 
Птиц скликая перелётных, 

Лишь на ней одной цветут 
Ландыши в траве зелёной, 
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо… 

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! 

Я.Аким 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ответственного отношения к природе

в дошкольном возрасте: из личного опыта.

Есть одна планета-сад, 
В этом космосе холодном. 
Только здесь леса шумят, 
Птиц скликая перелётных, 

Лишь на ней одной цветут 
Ландыши в траве зелёной, 
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо… 

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! 

Я.Аким
 

  Одна из главных нравственных задач в ознакомлении детей с природой -  воспитание бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Достичь этого можно в том случае, если знакомя ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажем родных мест.

 Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Поддерживая и развивая интерес детей к природе, можно воспитать многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

 Ребенку нужно с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставлять его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленее, богаче.

 Взрослых экологических проблем детям  пока не решить, но кое-что дети уже могут сделать:  посадить деревья, подкармливать птиц, зверей, взять под защиту муравейник, полянку…

 Так например, совершая экскурсию осенью по участку, обращаю внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно; говорю о том, что старшие дети и взрослые затратили много труда, чтобы участок детского сада стал таким красивым и мы будем заботиться о красоте участка, охранять  все то, что уже сделано, выращивать цветы, деревья, ухаживать за ними.

  В зимнее время провожу занятие на тему «Кто живет в зимнем лесу». Зима – трудное время для птиц, и надо вовремя прийти им на помощь: повесить кормушки и насыпать туда каждый день корм. Полюбят птицы наш лес и прилетят  на следующий год. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

  С наступлением весны провожу занятие на тему: «Если ты пошел в гости». Во вступительной беседе говорю: «Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила поведения в гостях». Например, надо здороваться, нельзя громко кричать, перебивать других и т.д. правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь; как и тебе будет приятно, когда они придут к тебе. Но вот мы отправляемся на прогулку в лес. Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях; в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь тоже есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе. По каждому правилу провожу беседу. И уточняю, что выполняя эти правила, мы и будем беречь природу и умножать ее богатства.

  Рассказываю о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Подвожу детей к выводу: «Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

   Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется природа по времени года, устанавливают связи между живой и неживой природой; знакомятся с трудом людей по временам года.  Считаю, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться. Забота ребенка о маленьком растение, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое; бережное отношение к природе в целом.

  Процесс познания проходит намного активнее, когда затрагивается эмоциональная сфера личности ребенка. Непосредственное восприятие живой природы значительно острее, чем при чтении произведений.

  Совершая с детьми экскурсии в природу, учу их эстетическому восприятию. После  экскурсий, ребята с удовольствием делятся возникшими при общении с природой чувствами. Рассказывают об увиденном и услышанном:  об особенной тишине леса, о шуме деревьев, о красках природы.

Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделен не каждый. Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и мы, воспитатели дошкольного учреждения первые проводники детей в природу. В детском возрасте гораздо легче усвоить варварское отношение к природе в воспитании всегда будет успех, если семья работает вместе с детским садом. Какую бы цель я не поставила, всегда довожу ее до сведения родителей, обращаю внимание на то, чему я хочу научить детей.

На одном из родительских собраний рассказываю о воспитание бережного отношения к природе, чтобы родители знали чему учу детей, и продолжали дома начатую мной работу. Даю советы родителям, как помогать, заботиться о ней, быть друзьями детей, растить настоящих граждан. Объясняю родителям, как важно стать друзьями детей. Как передается по наследству из поколения в поколение все доброе и хорошее, что закладывается в детстве.

«Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность»

В.А. Сухомлинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра созвучна не только биологиче­ской природе ребенка, но и социальной, чрезвычайно рано возникаю­щей у него по...

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Формирование заботливого отношения к природе детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом,  в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об о...

Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.

Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста....

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте.

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте....

«Роль экологической сказки в формирование осознанно-правильного отношения к природе детей дошкольного возраста»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой....