Приобщение детей к истокамстаршего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Габдрахманова Алина Мизхатовна

Проект "Приобщение детей к истокам старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 Умка»

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам

русской народной культуры»

(старший дошкольный возраст, сентябрь 2019г.- май 2020г.)

Руководитель:

Габдрахманова А.М, старший воспитатель

Ларина О.Ф., воспитатель

г.Мегион,2019


«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди другихнародов, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своемкультурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи…Национальныеотличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не толькопередачей знаний».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, отношение к окружающему.

В дошкольном детстве, когда начинается процесс развития художественной культуры и формирования основ личности, особенно важным является воздействие народного искусства, близкого и понятного детям.

Необходимо, чтобы дети знали: существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае Новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т.д.); каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать; жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Мне кажется, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Это губительно для нас и нашего Отечества. Мне небезразлично будущее России, и, так как я занимаюсь воспитанием и обучением подрастающего поколения, я считаю эту тему необходимо возрождать. Возрождать национальный дух, национальную культуру и традиции, духовные ценности и самоуважение народа.

Знакомство детей с русским народным бытом способствует развитию представлений детей о человеке в истории и культуре; формированию основ нравственности, развитию патриотических чувств. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Цель проекта:приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачипоекта:

Образовательные:

- познакомить детей с предметами русского быта

- познакомить детей с традицией русского гостеприимства

- познакомить детей с народными праздниками

- учить детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры

-  учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.  

Развивающие:

- развитие интереса у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;  

- развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора

Воспитательные:

- формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и воспитание высокой духовности через приобщение детей к народной культуре

- воспитывать культуру общения, навыки этикетного поведения

- воспитывать интерес к малым фольклорным формам

- воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.

Тип проекта:долгосрочный,практико - ориентированный

Срок реализации проекта: сентябрь 2019 года - май2020года

Этапы проекта:

аналитический(сентябрь)

основной (октябрь-март)

заключительный (апрель-май)

Участники проекта:

  • воспитанники группы«А» обще развивающей направленности для детей 5-6 лет;
  • родители воспитанников (законные представители);
  • воспитатели группы

Предполагаемый результат:

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

10.Создать макет «Русская изба».

11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

12.Дети совместно с родителями покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Теремок».

13.Итогом проекта альбомы «Я и моя семья».

Продукт проекта:

  1. Театрализованная деятельность совместно с родителями по русской народной сказке «Теремок».
  2. Альбом «Я и моя семья»(семейное древо)

Планреализации проекта

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап

Изучение методической литературы. Поиск информации в сети Интернет. Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений города.

сентябрь

Постановка цели и задач проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Составление плана работы по реализации проекта«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Групповое родительское собрание с целью информирования родителей о реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в течение 2019-2020 учебного года (анкетирование родителей)

Подбор необходимого дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Создание картотек: беседы, обучающих дидактических игр

Работа с детьми

Беседа об истории русского народа

октябрь

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

ООД «Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания»

Совместная деятельность:познакомить детей с прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Знакомство  с произведениями        малых форм народного фольклора

( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

ноябрь

ООД: Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.

Загадывание загадок и рассказывание потешек

Игра: «Приглашение к столу»

Взаимодействие с родителями:совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.

Беседа о дымковской игрушке.

декабрь

Знакомство детей с народными художественными промыслами

Способствовать закреплению знаний о народных промыслах:

дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Лепка из соленого теста дымковской игрушки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).

Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки

 Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла

январь

ООД: «Украшение узором игрушки-матрёшки»

Совместная деятельность: украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана

Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания»

Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок»

февраль

ООД: Театрализованная постановка «Теремок»

Аппликация « Терем-теремок».

Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания»

Этюд – драматизация « Терм-теремок»  (под музыкальное сопровождение

Беседа об обычаях и традициях русского народа.

март

Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр

Экскурсия в «Русскую избу» при детском садике.

Беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие

Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

Апрель- май

Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания»

Работа с родителями

Консультации по подготовке к проведению ярмарки.

Выставка «Дары природы»

Совместные выставки «Дары природы», «Вязаные вещи»,

«Генеалогическое древо»;

Познакомить с предметами русского быта.

ноябрь

Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»

декабрь

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»

январь

Выставка «Вязанные игрушки»

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместного спектакля с участием детей, родителей)

февраль

Индивидуальные беседы и консультации по пополнению предметно- развивающей среды

март

Заключительный этап

Дети совместно с родителями покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Теремок».

апрель - май

май

Итогом проекта альбомы «Я и моя семья».

Праздники народного календаря

Осень

Осенины. Посиделки.

Праздники Урожая. «Капустники».

Развлечение

Способствовать развитию у детей музыкально

 - эстетического вкуса и чувств.

Зима

Рождество Христово

Театрализованное представление

Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в театрализованные представления.

Крещение

Посещение Храма

Познакомить детей с устройством храма; рассказать детям

 о поведении в храме.

Масленица

Фольклорный праздник

Создать детям радостное, праздничное настроение.

Весна

Вербное воскресенье

ООД

Познакомить детей с традициями празднования Вербного воскресения.

Пасха

Праздник

Дать представление детям о традициях празднования праздника Пасхи.


Список использованной литературы:

1. БурухинаА.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.

3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004г.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (возраст 4-5 лет)

Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полны...

Проект по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению"Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке"

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...