Приобщение детей к истокамстаршего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Проект "Приобщение детей к истокам старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23_proekt_priobshchenie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_k_istokam.docx | 45.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 Умка» |
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам
русской народной культуры»
(старший дошкольный возраст, сентябрь 2019г.- май 2020г.)
Руководитель:
Габдрахманова А.М, старший воспитатель
Ларина О.Ф., воспитатель
г.Мегион,2019
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди другихнародов, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своемкультурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи…Национальныеотличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не толькопередачей знаний».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, отношение к окружающему.
В дошкольном детстве, когда начинается процесс развития художественной культуры и формирования основ личности, особенно важным является воздействие народного искусства, близкого и понятного детям.
Необходимо, чтобы дети знали: существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае Новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т.д.); каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать; жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Мне кажется, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Это губительно для нас и нашего Отечества. Мне небезразлично будущее России, и, так как я занимаюсь воспитанием и обучением подрастающего поколения, я считаю эту тему необходимо возрождать. Возрождать национальный дух, национальную культуру и традиции, духовные ценности и самоуважение народа.
Знакомство детей с русским народным бытом способствует развитию представлений детей о человеке в истории и культуре; формированию основ нравственности, развитию патриотических чувств. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Цель проекта:приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачипоекта:
Образовательные:
- познакомить детей с предметами русского быта
- познакомить детей с традицией русского гостеприимства
- познакомить детей с народными праздниками
- учить детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры
- учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.
Развивающие:
- развитие интереса у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;
- развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора
Воспитательные:
- формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и воспитание высокой духовности через приобщение детей к народной культуре
- воспитывать культуру общения, навыки этикетного поведения
- воспитывать интерес к малым фольклорным формам
- воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.
Тип проекта:долгосрочный,практико - ориентированный
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 года - май2020года
Этапы проекта:
аналитический(сентябрь)
основной (октябрь-март)
заключительный (апрель-май)
Участники проекта:
- воспитанники группы«А» обще развивающей направленности для детей 5-6 лет;
- родители воспитанников (законные представители);
- воспитатели группы
Предполагаемый результат:
1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Создать макет «Русская изба».
11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
12.Дети совместно с родителями покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Теремок».
13.Итогом проекта альбомы «Я и моя семья».
Продукт проекта:
- Театрализованная деятельность совместно с родителями по русской народной сказке «Теремок».
- Альбом «Я и моя семья»(семейное древо)
Планреализации проекта
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы. Поиск информации в сети Интернет. Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений города. | сентябрь |
Постановка цели и задач проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | ||
Составление плана работы по реализации проекта«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» | ||
Групповое родительское собрание с целью информирования родителей о реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в течение 2019-2020 учебного года (анкетирование родителей) | ||
Подбор необходимого дидактического материала и оборудования для реализации проекта | ||
Создание картотек: беседы, обучающих дидактических игр | ||
Работа с детьми | ||
Беседа об истории русского народа | октябрь | |
Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» | ||
ООД «Слава русской старине» Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. | ||
Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания» | ||
Совместная деятельность:познакомить детей с прялкой и веретеном. | ||
Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено. | ||
Хоровод «Как на тоненький ледок» | ||
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) | ноябрь | |
ООД: Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. | ||
Загадывание загадок и рассказывание потешек | ||
Игра: «Приглашение к столу» | ||
Взаимодействие с родителями:совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве. | ||
Беседа о дымковской игрушке. | декабрь | |
Знакомство детей с народными художественными промыслами | ||
Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). | ||
Лепка из соленого теста дымковской игрушки. | ||
Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). | ||
Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла | январь | |
ООД: «Украшение узором игрушки-матрёшки» | ||
Совместная деятельность: украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана | ||
Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания» | ||
Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок» | февраль | |
ООД: Театрализованная постановка «Теремок» | ||
Аппликация « Терем-теремок». | ||
Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания» | ||
Этюд – драматизация « Терм-теремок» (под музыкальное сопровождение | ||
Беседа об обычаях и традициях русского народа. | март | |
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр | ||
Экскурсия в «Русскую избу» при детском садике. | ||
Беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие | ||
Пополниться предметно-развивающая среда в группе. | Апрель- май | |
Разрисовывают в альбомах для рисования «Радость послушания» | ||
Работа с родителями | ||
Консультации по подготовке к проведению ярмарки. | ||
Выставка «Дары природы» | ||
Совместные выставки «Дары природы», «Вязаные вещи», «Генеалогическое древо»; | ||
Познакомить с предметами русского быта. | ноябрь | |
Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители). | ||
Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой» | декабрь | |
Консультация для родителей «Игры детей с матрешками» | январь | |
Выставка «Вязанные игрушки» | ||
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместного спектакля с участием детей, родителей) | февраль | |
Индивидуальные беседы и консультации по пополнению предметно- развивающей среды | март | |
Заключительный этап | Дети совместно с родителями покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Теремок». | апрель - май май |
Итогом проекта альбомы «Я и моя семья». |
Праздники народного календаря | |||
Осень | Осенины. Посиделки. Праздники Урожая. «Капустники». | Развлечение | Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств. |
Зима | Рождество Христово | Театрализованное представление | Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в театрализованные представления. |
Крещение | Посещение Храма | Познакомить детей с устройством храма; рассказать детям о поведении в храме. | |
Масленица | Фольклорный праздник | Создать детям радостное, праздничное настроение. | |
Весна | Вербное воскресенье | ООД | Познакомить детей с традициями празднования Вербного воскресения. |
Пасха | Праздник | Дать представление детям о традициях празднования праздника Пасхи. |
Список использованной литературы:
1. БурухинаА.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.
3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004г.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"
В первой статье представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР, игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (возраст 4-5 лет)
Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полны...
Проект по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению"Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке"
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ/ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Представляю форму перспективного планирования, применяемую в нашем ДОУ...
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...