План-конспект родительского собрания в форме ток-шоу «Модный приговор» по теме: «Роль сказки в жизни современного ребенка»
материал
План-конспект родительского собрания
в форме ток-шоу «Модный приговор»
по теме: «Роль сказки в жизни современного ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modnyy_prigovor_dlya_roditeley.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 города - курорта Кисловодска
План-конспект родительского собрания
в форме ток-шоу «Модный приговор»
по теме: «Роль сказки в жизни современного ребенка»
Подготовила Воспитатель
Молоток Е.М.
г. Кисловодск, 2021 г.
Цель:
Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями.
Задачи:
- раскрыть значение сказки в развитии ребенка дошкольного возраста;
- расширять представления родителей о роли книг и сказок в воспитании ребёнка;
- дать рекомендации родителям по выбору сказок для чтения детям;
- раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания; стимулировать самообразование родителей.
Оборудование: проектор, экран, фонограмма заставки телевизионного ток-шоу «Модный приговор», презентация
Предварительная работа: анкетирование родителей на тему: «Сказки в жизни Вашего малыша»
Ход собрания:
- Вводная часть.
Воспитатель – ведущий:
Уважаемые родители, рада приветствовать вас на нашем ток-шоу «Модный приговор».
Несколько дней назад было проведено анкетирование на тему «Сказки в жизни Вашего малыша». По итогам анкетирования родители, разделились на 2 группы: те, у кого сказка входит в круг семейного чтения и чуть ли не ежедневно присутствует в жизни и вторая группа тех, в чьих семьях избегают этого, на их взгляд, устаревшего жанра.
Поэтому закономерно, что сегодня на нашей встрече мы обсудим Сказку и её роль в жизни современного ребенка.
Не секрет, что в разные эпохи существовала мода на чтение. Во времена А.С.Пушкина дамы зачитывались французскими романами, чуть позже в моду вошла английская литература, были волны увлечения детективами и фантастикой. Но во все времена дети любили слушать сказки. Что же могло произойти? Как случилось, что сказка стала исчезать из жизни современных детей?
Итак, объявляю ток-шоу «Модный приговор» открытым.
Обвиняется Сказка. Обвиняемая производит впечатление пережитка прошлого, потеряла свою актуальность, не способна заинтересовать современного ребенка.
Обвинители – группа родителей, которые считают сказку устаревшей.
Защитник – учитель-логопед Манжосова Г. В.
Независимый эксперт – педагог- психолог детского сада Балабанова Е. С.
Группа поддержки - родители, в чьих семьях все еще отдают дань сказкам разного рода и вида.
- Основная часть
- Ведущий:
- Слово предоставляется стороне обвинения. Уважаемые родители, в своих анкетах Вы указали, что сказки не входят в круг чтения в ваших семьях. Аргументируйте, пожалуйста, свою точку зрения.
Возможные ответы на основе данных анкетирования:
- В наше время книги отошли на второй план, их заменили телефоны, планшеты, компьютеры, что экономит время родителей, более мобильно и многофункционально, чем книга.
- Некоторые персонажи народных сказок могут испугать малыша, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Особенно если ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас достаточно много.
- Первоначально сказки вовсе не предназначались для детей и рассказывали их друг другу взрослые.
- В народных сказках зачастую просматривается торжество лени, коварства, глупости, хитрости, направленной к достижению какой-либо корыстной цели.
- Сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет длительное время продолжать переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще».
- Практически отсутствуют сказки про метро, компьютер, интернет, мобильный телефон, сказки, описывающие ситуации, в которые ребёнок попадает ежедневно в современной жизни. Другой язык, другие взгляды, другая энергетика. Мир изменился до неузнаваемости, поэтому классическая народная сказка безнадежно устарела.
- Ведущий:
- Слово предоставляется группе поддержки обвиняемой. Уважаемые родители. В своих анкетах вы указали, что сказка является неотъемлемой частью вашей жизни. Вы услышали аргументы стороны обвинения. Приведите, пожалуйста, контраргументы по доказательствам противоположной стороны. И по возможности, обоснуйте свою точку зрения.
Возможные ответы и контраргументы на основе анализа анкет:
- Читая сказку, важно акцентировать детское внимание в нужных моментах, чтобы ребенок прочувствовал ваше отношение и научился различать добро и зло. Спросите, хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша, понравилась ли ему сказка, и уточните, чем именно. Подобные беседы учат детей рассуждать и анализировать чужие и собственные поступки.
- Текст сказки должен быть понятен детям. При чтении отвечайте на их вопросы, заменяйте устаревшие слова на знакомые или объясняйте их значение.
- Многие любят страшные истории. Психологи объясняют «страсть» к ужастикам так: человек, переживает услышанное опосредованно и избавляется от реального страха. Кроме того, и доброго, и теплого, и справедливого в наших сказках хватает.
Ведущий: Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом по приобщению детей к сказкам
Возможные советы и рекомендации:
- Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они наскучили. Любимую сказку дети готовы слушать множество раз, переживая снова и снова за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете, чем привлекает вашего малыша именно эта сказка, то вы сможете лучше постигнуть его внутренний мир.
- Читайте детям сказки с картинками разных художников – иллюстраторов. Это поможет ребенку принять то, что его взгляд на мир может не совпадать с другими. Обратите внимание малыша на мелкие детали. Это научит детей наблюдательности. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему самому нарисовать иллюстрации к сказке.
- Если вдруг ваш ребенок не любит народные сказки — для начала предложите ему авторскую сказку, по сюжету его любимого мультфильма.
- Читая детям длинную сказку, разделите ее на несколько подходов. Делайте остановки в самых напряженных моментах. Это вызовет дополнительный интерес ребенка.
- Перед тем, как прочитать окончание сказки, спросите у малыша, чем на его взгляд сказка может закончиться. Пусть малыш проявит фантазию, смекалку.
- Ведущий:
Слово предоставляется защите.
Сообщение учителя-логопеда об исторической роли сказки:
Народные сказки – всегда относились к самым популярным и самым любимым детьми жанрам. Возникнув в незапамятные времена, словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому.
Каждая эпоха создавала свои сказки, отражая особенности исторических моментов. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений.
Народные сказки — это уникальное творение искусства. Ведь в таких, казалось бы, простых выдуманных историях содержится острый социальный смысл и вся мудрость жизненных наблюдений народа. Сказки сохранили самобытную красоту и богатство народной разговорной речи.
Сказки сопровождают нас в течение всей жизни, сменяя мамины колыбельные, с которыми кроха успокаивался и сладко засыпал. Малыш подрастает, и мы берём в руки книгу со сказками, чтобы помочь ребёнку легко и полноценно усвоить родную речь; сформировать в маленьком сердце понимание истинной любви: любви и уважения к родителям, своему отечеству и его истории, другим людям. Это понимание дети пронесут через много-много лет, и в их семьях будут царить забота, верность, уважение, внимание и нежность. Общеизвестно, что дети познают мир через игру. Сказка, как элемент устной игры в слова, обогащает активный словарь, развивает фантазию и эмоциональный интеллект ребёнка.
- Ведущий:
Слово предоставляется независимому эксперту. Как профессиональный психолог, развейте, пожалуйста опасения стороны обвинения о том, что старинная народная сказка может нанести вред неокрепшей психике ребенка.
Сообщение педагога-психолога о влиянии сказки на психическое развитие детей дошкольного возраста:
Согласно наблюдениям специалистов, младшие дошкольники, которым с раннего детства был доступен мир сказок, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских учреждениях. Именно эти дети быстрее находят общий язык с другими людьми разных возрастов, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали жизнь позитивно, легко принимали уроки судьбы, чтобы радовались удачам и настойчиво шли к своей цели - читайте и рассказывайте им сказки. Делайте это как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это один из самых мощных инструментов, гармоничного развития детей.
Важным условием является правильный выбор времени для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, но не перевозбужден, в таком состоянии его фантазия и воображение смогут работать без помех.
Эмоционально-телесный контакт, который возникает между родителями и ребенком в момент чтения сказок обеспечивает: близость и доверительные отношения с ребёнком; уверенность ребёнка в вашей любви и защите; уменьшение у малыша тревожности, плаксивости, возбудимости; снижение агрессивности.
Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека". Это очень пригодится в дальнейшей жизни.
Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
- Ведущий :
На основе всего вышесказанного можно вывести следующие требования к обвиняемой, чтобы она в полной мере соответствовала современным условиям развития ребенка:
Современная сказка должна быть учебником жизни.
Сказка должна иносказательно объяснить ребенку, что плохо, а что хорошо,
Сказка должна научить ребенка думать,
Сказка должна играть роль посредника при восприятии детьми воспринимают новых вещей, отношений, обстоятельств.
Уважаемые родители, вы выслушали своих оппонентов и мнения независимых экспертов. Сейчас вам предоставляется возможность ощутить себя частичкой народа и сочинить свою народную сказку, основываясь на собственных представлениях о том, какой она может быть – модная современная народная сказка.
В помощь вам предлагаю Технологию составления сказочных текстов , разработанную авторским дуэтом Сидорчук Т.А. и ХоменкоН.Н на основе методов и приемов ТРИЗ технологии.
Краткий обзор технологии составления сказочных текстов конфликтного типа.
Вы, конечно, знаете хотя бы несколько сказок, в которых остро конфликтуют добро и зло. Посредником в имеющемся споре является чаще всего волшебный предмет или животное.
Это взаимодействие можно обозначить треугольником, вершины которого – герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.
Например: в сказке «Волшебное кольцо» взаимодействие Мартына, Принцессы и Волшебного кольца, которое исполняет желания.
Основой составления сказки по данной технологии является взаимодействие двух объектов. Усиление одной из составляющих (у одного из персонажей появляется поддержка, помощник) или ослабление свойств (волшебный предмет потерял свою силу) ведет к обострению противодействия сторон в сказочном сюжете.
Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с ярко выраженным конфликтом, это необходимость творчески подходить к сохранению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.
Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.
Базовый алгоритм
1. Выбирается место, в котором будет разворачиваться действие.
2. Выбираются положительный и отрицательный герои.
3. Обозначаются качества и поступки этих героев. Например, кто-то все украшал, а кто-то все разрушал.
4. Определяется Волшебство. Например, Волшебная Палочка, Дудочка и т.д.
5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за
обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: одному нужна была Волшебная дудочка, чтобы все ломать, а другому - чтобы все восстанавливать
6. Противодействие разрешается средствами самих героев.
7. Придумывается название сказочного текста.
При составлении текстов сказочного содержания важно придерживаться побуждающих мотивов, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные персонажи, так и отрицательные. Например, найти потерянное или похищенное, установить истину, восстановить справедливость, помочь, освободить, вылечить, привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться.
Сочинение и зачитывание сказок группами /подгруппами родителей
- Подведение итогов
Ведущий:
Итак, на суд представлены сказки, каждую из которых вы – любящие родители сочинили, основываясь на собственных представлениях о том, что важно и интересно для ваших детей.
Эти сказки мы прочитаем в группе с детьми. Затем дети нарисуют иллюстрации к наиболее понравившейся сказке. И по выставке работ вы сможете узнать, какой же вариант сказки оказался победителем.
Благодарю всех за совместное творчество. И напоследок хотелось бы высказать предположение о том, что если вы ежедневно будете читать своим детям сказки, то ваша семья приобретёт замечательную и душевную традицию. Пронеся ее через годы, ваши дети одушевят ею и свой дом, и свою собственную семью.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
консультация для педагогов "Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)"
«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам...
План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».
Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля...
Родительское собрание в младшей группе на тему: «Роль сказки в жизни и развитии детей дошкольного возраста»
Родительское собрание...
Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры «Счастливый случай» на тему «Роль этикета в воспитании детей».
Деловая игра "счастливый случай"...
Родительское собрание. Тема: «Роль сказки в жизни ребенка».
Родительское собрание Тема: «Роль сказки в жизни ребенка» Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и полн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания
Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...