Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей в возрасте 2-3 лет».
методическая разработка (младшая группа)
Отчет по самообразованию:
«Сенсорное развитие детей в возрасте 2-3 лет».
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
- Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет».
- Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Подготовить и провести работу с родителями по теме: « Сенсорное развитие детей 2-3 лет».
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
- Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
- Первая аппликация как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
- Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
- Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека).
- Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
- Дидактическая игра по сенсорике для детей разновозрастной группы.
- Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей 2-3 лет.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
- С.Теплюк. Первая аппликация. // Дошкольное воспитание.2006 №10.
- Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2004.
- Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
- Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-Пресс», СПб.: 2005.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.
- Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт.сост.С.В.Чиркова.-М.:ВАКО,2012. (Дошкольники:учим,развиваем,воспитываем)
- Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008.
На практическом этапе:
- подготовила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
- Мною были изготовлены следующие игры для детей:
Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ»
Цель: закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,
учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей.
Д/И «БУСЫ»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
«Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку», «Подбери по цвету», «Пирамидка из фетра», «Коробочка на тактильные ощущения», «Рассыпушки», «Цветные ленточки», «Домик в деревне», сшиты сенсорные куклы и сумочки, платочки и многое другое.
Провела работу с родителями:
- Привлечение к изготовлению дидактической игры «Волшебный слоник» для работы с мелкой моторикой
Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности, развитие внимания, творческих способностей, закрепление навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики рук.
- рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
- папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире. Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей 2-3 лет являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, ОД.
Для того чтобы дидактические игры, ОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
- Доступность - предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким.
- Наглядность - использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальной систем.
- Последовательность и систематичность - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
- Осознанность и активность - предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
Предметная среда помогает нам решать следующие задачи сенсорного воспитания детей:
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);
• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
Для решения данных задач придерживаюсь следующих принципов:
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
•принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
При организации предметно – развивающей среды необходимо соблюдение следующих правил:
- используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям;
- материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей
- комфорт и безопасность.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Стараюсь, чтобы детей окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие коробочки, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. В группе есть разные конструкторы, мозаика, разнообразные и изобразительные материалы (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей 2-3 летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_posamoobrazovaniyu.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрация города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
(МАДОУ Детский сад «Теремок»)
Отчет по самообразованию
«Сенсорное воспитание детей»
Составила:
Огнивенко Анастасия Юрьевна
воспитатель
г. Лабытнанги 2019
Отчет по самообразованию:
«Сенсорное развитие детей в возрасте 2-3 лет».
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
- Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет».
- Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Подготовить и провести работу с родителями по теме: « Сенсорное развитие детей 2-3 лет».
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
- Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
- Первая аппликация как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
- Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
- Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека).
- Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
- Дидактическая игра по сенсорике для детей разновозрастной группы.
- Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей 2-3 лет.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
- С.Теплюк. Первая аппликация. // Дошкольное воспитание.2006 №10.
- Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2004.
- Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
- Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-Пресс», СПб.: 2005.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.
- Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт.сост.С.В.Чиркова.-М.:ВАКО,2012. (Дошкольники:учим,развиваем,воспитываем)
- Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008.
На практическом этапе:
- подготовила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
- Мною были изготовлены следующие игры для детей:
Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ»
Цель: закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,
учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей.
Д/И «БУСЫ»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
«Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку», «Подбери по цвету», «Пирамидка из фетра», «Коробочка на тактильные ощущения», «Рассыпушки», «Цветные ленточки», «Домик в деревне», сшиты сенсорные куклы и сумочки, платочки и многое другое.
Провела работу с родителями:
- Привлечение к изготовлению дидактической игры «Волшебный слоник» для работы с мелкой моторикой
Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности, развитие внимания, творческих способностей, закрепление навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики рук.
- рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
- папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире. Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей 2-3 лет являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, ОД.
Для того чтобы дидактические игры, ОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
- Доступность - предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким.
- Наглядность - использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальной систем.
- Последовательность и систематичность - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
- Осознанность и активность - предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
Предметная среда помогает нам решать следующие задачи сенсорного воспитания детей:
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);
• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
Для решения данных задач придерживаюсь следующих принципов:
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
•принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
При организации предметно – развивающей среды необходимо соблюдение следующих правил:
- используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям;
- материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей
- комфорт и безопасность.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Стараюсь, чтобы детей окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие коробочки, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. В группе есть разные конструкторы, мозаика, разнообразные и изобразительные материалы (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей 2-3 летнего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
Отчет по самообразованию Работая над темой: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».1.Изучила литературу:а) Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"...
Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деят...
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, на...
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....
Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».
Повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста....
Отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем....
Отчет по самообразованию «Сенсорному развитию детей 2-3 лет через дидактические игры»
Отчет по самообразованию «Сенсорному развитию детей 2-3 лет через дидактические игры»...