Цветотерапия - как инновационный метод работы в детском саду.
статья (старшая группа)
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы является метод цветотерапии. Использование элементов цветотерапии на практике показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического, но и физического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya_v_detskom_sadu.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветотерапия - как инновационный метод работы в детском саду.
«Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер.
Метод цветотерапии интересен и очень эффективен, с успехом применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет составить портрет личности ребенка и определить его психофизиологическое состояние.
Современная наука цветотерапия подтвердила положительное влияние цвета на мозг ребенка, благодаря которому можно достичь значительных результатов в коррекции поведения детей, а также помочь им в управлении своими эмоциями. Цвет, при умелом его использовании, является мощным стимулятором полноценного развития дошкольника. Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что в целом его окружает. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка, как «спасательный круг» в любых критических ситуациях.
Он предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое, он динамичен и любознателен. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия помогает вернуть его в радостный мир детства. Каждый ребенок по-своему индивидуален, но выбор цвета определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша.
В целях обеспечения эмоционального благополучия детей в ДОУ необходимо создать комфортные условия для раскрытия личностной индивидуальности ребёнка, а также организовать каждому из них благоприятное общение в среде сверстников.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения с окружающими. Поэтому вся работа в данном направлении строится на основе игры. Применяются следующие цветотерапевтические игры:
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.
«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
"ЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА" Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые "свойства" и может быть использована для настроения детей.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально рискованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада
Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....
Консультация "Эффективные формы и методы работы в детском саду с детьми и родителям"
Предлагаю Вашему вниманию формы и методы работы, которые позволили мне добиться замечательных успехов в моей работе с детьми и родителями дошколят....
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"
Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"...
Мультипликация, как инновационная форма работы в детском саду.
Мультипликация, как инновационная форма работы в детском саду....
"Год культурного наследия народов России. Инновационные формы работы в детском саду".
2022 год - Год культурного наследия народов России (Указ № 745 от 30.12.2021). Согласно документу, Год культурного наследия народов России провдится &quo...
Фокус группа и проекты как инновационная форма работы в детском саду
Представлены разные формы работы с родителяит и детьми с ОВЗ в условиях детского сада...