"Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе формирования географических представлений"
методическая разработка (подготовительная группа)
Понятие «познавательная активность, познавательная инициатива» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinitsyna_a.a._publikatsiya_docx_-_kopiya.docx | 23.8 КБ |
sinitsyna_a.a._planirovanie_geografiya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе формирования географических представлений"
Синицына Анастасия Анатольевна
Старший воспитатель ГБДОУ
детский сад № 45
Пушкинского района
Понятие «познавательная активность, познавательная инициатива» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И. Савенкова, Н.А. Королевой, О.В. Дыбиной, я пришла к выводу, что экспериментирование и исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География», которая интегрирует практически все науки вместе.
География сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается география. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе детского сада, на улице. Ребенок в младшем возрасте познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».
Задача педагога – на отдельных темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».
Для этого необходимо занятия строить не в форме «урока», а форме партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи развития, я составила перспективные планы по ознакомлению дошкольников с пространством мира «Путешествие по карте», по ознакомлению с временными отношениями (представления об историческом времени) «Путешествие по «реке времени» и организовала работу по этому направлению — освоение причинно-следственных связей и отношений. Разрабатывая планы, я не преследовала цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» — символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также целостные образы истории через «метки» — символы материальной цивилизации.
Начинать работу с дошкольниками необходимо с формирования у них пространственных представлений, развития умения моделировать, читать схемы. Такая работа возможна уже со младшей группы, где исходной программной задачей является — научить малыша ориентироваться «на себе» и «от себя». Умение ориентироваться «на себе» — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Проведя диагностику в начале года и получив низкий уровень развития, я пришла к выводу, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных представлений. Во время умывания или одевания я, разговаривая с детьми, называла части тела и лица: «Вымой нос, подбородок, протри полотенцем лоб, щечки», «Надень на голову платок», «Завяжи на шею шарфик» и т.д. Важно в такие моменты самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. С этой целью организовывала дидактические игры «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку». Рассматривая с детьми игрушки, активно действуя с ними, я фиксировали их внимание на характерных деталях предмета (у машины спереди – кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние). Складывая изображение из кубиков и разрезных картинок, дети учились самостоятельно воссоздавать целое из частей, т.е. усваивали пространственные параметры объекта (вверху – внизу, спереди – сзади, с одной стороны – сбоку и с другой). Отличить правую и левую сторону объекта дети II младшей группы еще не могут. Это процесс сложный и длительный. В младшем дошкольном возрасте лишь частично усваивается понимание пространственной характеристики предмета (вперед-назад, вверх-вниз, направо — налево). В этом помогут игровые упражнения, такие как: «Куда показывает флажок?», «Куда покатился Колобок?», «Как пройти к зайке?» и т.д.
Выполняя такие игровые задания с помощью флажков, мячей, шаров у детей формируется первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраивается восприятие самого пространства.
В средней группе дети должны ориентироваться в пространстве от себя, элементарно представлять пространственную размещенность предметов «по отношению к себе». Эту задачу я реализовывала на занятиях по ФЭМП с помощью дидактических игр «Что изменилось?», «Где стоит матрешка?», «Что находится справа от мишки?», «Кто стоит слева от зайца?» и т.д.
Более сложная работа – учить детей моделировать действительность. Но и это доступно старшим дошкольникам. Во время прогулок и экскурсий я обращала внимание на то, что предметы, удаленные от нас на большое расстояние, кажутся нам маленькими. Например, самолет, летящий высоко в небе, кажется почти игрушечным. Маленькими кажутся птицы, парящие в небе, и любой предмет, который находится далеко. В процессе опытов и экспериментов, дети убеждались в существовании такого явления. На занятиях по рисованию с натуры дети рисовали предметы, которые видели перед собой. Они понимали, что эти предметы крупнее тех, которые они изображают. На занятиях по конструированию мы делали из бумаги дома, мебель, но тоже не в натуральную величину. Я обращала внимание ребят на это явление и говорила, что мы сделали модель дома, предмета и т.д. Параллельно изготовила вместе с детьми игру «Кукла Катя купила мебель», «У мишки новоселье».
Следующее направление в работе – умение «читать» и составлять схемы. На первом этапе я предложила детям нарисовать на бумаге нашу группу. Получился рисунок: стол похож на стол, шкаф – на шкаф. После знакомства с игрой «Кукла Катя купила мебель» дети поняли, что мебель можно не прорисовывать, а обозначать ее условно: прямоугольник – это шкаф, кроватка; квадрат – стол, стул. Важно здесь соблюсти пропорции и расположение предметов относительно друг друга. Для облегчения работы я составила план группы и участка детского сада. С помощью планов хорошо проводить игры в поисках клада «Найди ведерко», «Секреты», «Куда спрятался Мишка?». Такие игры развивают у детей пространственное представление, образное мышление, воображение.
Более высокий уровень развития детей 5-6 лет позволяет уделить больше времени развивающим занятиям. На которых решаются такие же задачи, что и в младшей группе: развитие представлений об окружающем мире и о себе, освоение различных форм приобретение опыта, развитие познавательной активности и творческих способностей.
Для занятий по ознакомлению с окружающим в качестве постоянного материала имеется глобус и физическая карта мира. В группе оборудован «Уголок путешественника», где помещена информация о разных странах, игрушки, видео-аудиокассеты, альбомы, макеты природных ландшафтов: «Пустыня», «Север», «Лес», «Озеро», «Луг», «Болото» и т.д. По ознакомлению детей с различиями и сходством живущих на Земле людей, помогают куклы разной расовой принадлежности. При работе с ними важно понять, зачем мы говорим детям о различиях между людьми, да затем, чтобы сформировать у них интерес и уважение ко всем людям, умение ценить другого за его самобытность и неповторимость. Различия между людьми обогащают нас, дают возможность узнать другую, не менее интересную, чем своя, культуру, особенности быта, обычаи. Неоценимую помощь в этом оказывает альбом «Все мы разные…», где помещены фотографии людей разных принадлежностей (культура, быт, внешние признаки). При рассматривании альбома задания могут быть разные, но задача преследуется одна — обратить внимание детей на главные различия между людьми (цвет кожи, волос, разрез глаз). После такой предварительной работы можно приступать к обобщающим беседам о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая. При работе с картой необходимо акцентировать внимание на то что, людей черной расы больше в жаркой Африке, а белой – в более холодных странах, где солнышко не так сильно греет. Важно формировать у детей представление о том, что люди плохие и хорошие, умные и не очень, трудолюбивые и лентяи могут быть представителями любой расы. Повышают интерес детей к географическим представлениям игровые моменты, дидактические игры «Географическое лото», «Угадай, где я живу», «Рассели животных», «Небо. Земля. Вода» и т.д., наглядный материал, стихи, загадки, знакомство с топографическими знаками.
Необходимо постоянно обновлять книжный уголок познавательной литературой (энциклопедии, журналы, буклеты). Можно составить картотеку подвижных игр народов разных стран. Играя в такие игры, дети знакомятся не только с обычаями и культурой другого народа, но и пополняют словарный запас географическими терминами.
Стремление детей познакомиться с окружающим миром безгранично. В детском саду оно постоянно поддерживается нами, педагогами. В семье же родители иногда не хотят заниматься своими малышами или просто не знают, как это делать. Чтобы компенсировать этот пробел, необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Проводить с ними консультации на темы: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме можно разместить на информационном стенде «География для малышей – это миф или реальность?». На родительском собрании познакомить с объемом знаний в области географии. Таким образом, вовлечение родителей в обучающий процесс, имеет колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень познания окружающего мира детьми, то есть конкретный результат.
Работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные задачи. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.
Список использованной литературы:
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.
4.Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова.- Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
5. «Географический атлас. Мир вокруг нас». Москва 1990г.
6. «Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников». Авторский коллектив А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва «Баласс» 2003г.
Предварительный просмотр:
«СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ по формированию географических представлений"
для детей старшего дошкольного возраста
№ | ТЕМА | Содержание программы (Цель и вид деятельности) | Материалы и оборудование ЭОР |
1 | «Что такое «География» | Выяснить с детьми кто такие «географы» и чем они занимаются -Познакомить с понятием «география». -Заинтересовать, приобщить к изучению географии. Дидактическая игра «Что? Где? Когда» | Электронная презентация, запись песни «Весёлый ветер», блокноты, цветные карандаши, раскраски. Подвижные игры детей мира Советский атлас для детей "Мир и человек" (1988 г) http://samoe-vazhnoe.blogspot.com/2014/03/mir-i-chelovek.html (крупные, яркие иллюстрации) |
2 | «Природные зоны» | Ознакомление детей с природно-климатическими зонами земли. Продолжать познакомить детей с климатическими зонами России (зона субтропиков, пустыня, степи и лесостепи, арктические пустыни, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, горы); формировать умение детей пользоваться географической картой; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы; закрепить названия животных и растений разных климатических зон; формировать системы элементарных знаний о природе России. | Разработка планирования занятий –практикумов по теме: |
3 | «Отправляемся в плавание по мировому океану» | Сформировать и систематизировать знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки). | Разработка тем, бесед, практических занятий. https://disk.yandex.ru/d/LfFSUBZ5n_jrjQ |
4 | «Вселенная. Космос». | Сформировать у детей понятия "космос", «Вселенная», выяснить, что есть в космосе; объяснить, что представляет собой Вселенная, ввести понятия "звезды", " планеты"; воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели. Д/И «Собери целое», «Узнай и назови»; Художественное творчество «Рисуем кометы и метеориты» | Разрезные картинки на космическую тему; изображение космических объектов; тонированные черным цветом листы бумаги формата А3; конфетти, клей, кисти для клея. |
5 | «Планета Земля» «Глобус – модель Земли». | Дать детям представление об уникальности Земли, научить активно мыслить, правильно произносить новые слова, видеть красоту Земли. Познакомить детей с глобусом, закрепить знания детей о том, что Земля имеет форму шара. Экспериментальная деятельность, Д/и « Цветовая гамма на глобусе», Дидактические игры «Ассоциация. На что похожа Земля?», «Найди ошибку в рассказе». | Глобус, настольная лампа без абажура; картина с изображением солнечной системы; белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, деревянные и пластмассовые предметы. Фото Земли из космоса, глобус, картинки инопланетян, иллюстрации «Древние представления о Земле». Видеоуроки для детей «Шишкина школа- География» https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbMVZDnE5YBEtOB5dLmN0Te |
6 | «Географическая карта» | Дать детям представления о географических картах – плоских рисунках Земли, показать уникальность карты в отличие от глобуса. Д/и «Собери карту», Художественное творчество «Рисуем карту», Создание макета… | Глобус, карты разных видов, макеты Настольная игра "Кругосветное путешествие" (журнал "Весёлые картинки"). http://samoe-vazhnoe.blogspot.com/2014/11/krugosvetnoe-puteshestvie.html |
7 | «Смена времен года» | Закрепить знания детей о названиях времен года, научить детей отличать времена года, углубить и обобщить представления о каждом времени года. Организация фенологических наблюдений в ДОУ (ежегодное создание фенокалендаря) Экспериментальная деятельность. Подвижная игра «Вокруг Солнца» | Незнайка (кукла), календарь природы, картинки с изображением разных времен года, цветные карандаши, индивидуальные задания на листе бумаги. https://disk.yandex.ru/d/dlaYxMVglvMOVg |
8 | «Путешествие по родному краю» | Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга; способствует развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию города. Игровой материал, реализуемый в данной игре, направлен на развитие познавательных умений: находить ассоциации, связанные с символикой города, сравнивать и сопоставлять; способствовать развитию умения выделять характерные для объекта признаки, связывая их с назначением объекта, историческими событиями, местоположением. Интерактивные игры Д/И «Узнай свой город» Создание коллажа «Мой любимый уголок в городе» | Различные карты, карты разрезанные на фрагменты г.Санкт-Петербурга, г.Пушкин презентации с опытом работы, мастер-класс для педагогов https://disk.yandex.ru/d/_FzMIPwPy6wqAA Mimio-игра, с методическими рекомендациями |
9 | «Берегите природу» | Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, - формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите, - дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу. Создание КНИГИ, Лэпбуков, уголка «Охраняем природу», дид.игра « Назови, птицу, животного»,чтение энциклопедий | Иллюстрации, презентации, памятки, Лэпбуки, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной активности в процессе формирования географических представлений"
Методические рекомендации для воспитателей детских садов (из опыта работы)...
Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».
Тема: «Путешествие в космос" Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе...
« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».
Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...
Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Игры должны иметь развивающий или познавательный характер...
Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений»
Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений» (в контексте ФГОС ДО)....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
В условиях детского сада и дома часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем ре...
методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"
В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....
- Мне нравится (1)