Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Тема: «Путешествие в космос"
Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звезды, созвездия. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить называть числа в прямом и обратном порядке; ориентировке на листе бумаги; тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов; упражнять в умении расставлять знаки между двумя числами; развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, внимание, память.
Оборудование: Магнитофонная запись, созвездие, табличка с цифрами, звезды с задачами, многоугольники, уравнения.
Для детей: Блоки Дьеныша, лист, карточка, карандаш
Ход занятия.
Дети входят в комнату. Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их!
Давайте ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета.
И в прятки сыграть не сумеют ребята
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по космосу!
Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь!
А для начала, давайте проверим наши знания. Послушайте.
Голубая, круглая
В небе проплывает
На ней мы все живем
А как ее называют?
Дети: Земля.
Воспитатель: Правильно - это Земля.
Земля – это планета, она самая крупная из планет!
Среди поля голубого-
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит
Светит весело в оконце
Ну, конечно, это…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Солнце – это большая и горячая звезда, она находится к земле ближе всех.
Солнце согревает своим теплом все планеты, без его тепла жизнь на нашей планете была бы невозможна.
Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают?
Дети: Звезды.
Воспитатель: Ребята, а когда мы можем увидеть звезды?
Где они находятся?
Почему кажутся маленькими?
А вы когда-нибудь рассматривали звезды?
Если к рассматриванию звезд подойти творчески, то можно заметить, что некоторые звезды образуют узоры. Проведешь мысленно линию между несколькими яркими точками и получишь сказочные фигуры. Эти фигуры называются - Созвездиями.
Каждое, из которых имеет свое название.
А вы знаете какие-нибудь созвездия?
Дети: Рак, Скорпион, Бол. Медведица, Малая Медведица, Пегас.
Воспитатель: Посмотрите, у нас тоже есть звезды, давайте попробуем, получится ли у нас созвездие?
Дети подходят к мольберту.
Сколько у нас звезд?
Дети: 7.
Воспитатель: Возле каждой звезды стоит цифра. Для того чтобы получилось созвездие нужно соединить звезды линиями в таком порядке:1-2-3-4-1-5-6-7.
Ведем линию от 1 к 2.
Что делаем дальше?
Дети: ведем от 2 к 3,от 3 к 4, от 4 к 1,от 1 к 5, от 5 к 6, от 6 к 7.
Воспитатель: Посмотрите, у нас получилось созвездие! Это созвездие Малой Медведицы!
Когда мы смотрим на медведицу с Земли, то она похожа на ковш. В этом созвездии находится полярная звезда. Она самая большая и яркая.
Посмотрите на наше созвездие, как вы думаете какая это звезда по счету
Дети:7.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Молодцы! А теперь сядьте на свои места и на своих карточках попробуйте соединить звезды.
Молодцы! Сегодня мы с вами полетим в космос к звездам, планетам.
А как называется человек, который летит в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Скажите, а кто самый первый человек, который совершил полет в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Помните ли вы, кто из животных первый полетел в космос?
Дети: собака Лайка, Белка, Стрелка.
Воспитатель: Молодцы! Теперь можем смело отправляться в космическое путешествие!
Ребята, а на чем же мы полетим?
Дети: на ракете.
Воспитатель: Правильно! Давайте построим космические ракеты!
На столе у вас лежат «Блоки дьеныша» предлагаю из них построить ракеты!
Положите перед собой лист бумаги, постройте ракету в середине листа.
Из каких фигур вы построили ракеты?
Молодцы ребята у вас получились разные и интересные ракеты!
Можно отправляться в путь!
Приступаем к запуску ракеты! Сядьте по удобней! Внимание начинаем отсчет!
Считаем до 10, а потом обратно. Все вместе! 1,2,3,4…10 и 10,9,8,…1-0 Пуск! Дети считают.
Воспитатель: Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами, телами: В верхнем левом углу мы видим Солнце. Возьмите нужный блок и выполните задание на вашем листе.
Какие фигуры вы взяли?
Дети: Круглый блок.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Почему?
Дети: т.к. Солнце желтое.
Воспитатель: В правом нижнем появилась синяя планета - Земля. В левом нижнем углу красная планета - Марс.
А в верхнем правом углу какие-то неопознанные объекты. Кто бы это мог быть?
Воспитатель: Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из фигур!
Молодцы! Ребята вы представляете, нас инопланетяне приглашают в гости в математическую галактику!
Вы согласны туда полететь?
Вот мы приближаемся к далеким, неизвестным планетам!
Давайте выйдем из ракет и немного разомнемся.
Физкультминутка («Космонавты»)
Солнце в небе ярко светит.
Космонавт летит в ракете
А внизу леса, поля, расстилается земля.
По орбите он кружился
И на землю возвратился
Космонавтов ждет парад
И героям каждый рад. (2-3раза)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, куда же мы прилетели?
Дети подходят к планете №1.
Мы прилетели на планету задачек! Люди с этой планеты приготовили для нас странные задачки. Решим их? (На звездочках написаны задачки)
1.У бабушки Даши внучка, Маша.
Кот Пушок, собака Дружок!
Сколько у бабушки внуков?
Дети: 1.
2.Какое число задумал Зайчик, если оно на 1 больше 6 и на 1 меньше 8?
Дети: 7
3.9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один,
Вы ответьте на вопрос
Сколько он грибов принес?
Дети: 10
4.На дереве сидят 4 птицы:
2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон?
Дети: 2
Воспитатель: Молодцы решили все задачки. Отправляемся дальше.
Мы прибыли на планету «Многоугольников»
Воспитатель: Посмотрите, какая необычная фигура!
Посмотрите на фигуру. Сколько треугольников спряталось в этой фигуре?
Дети: 6
Воспитатель: Давайте посчитаем.
Воспитатель: Молодцы! Проследуем дальше.
Ребята это планета «Сравнений»
Жители этой планеты не умеют определять какое число больше, какое меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки «>» «<» «=».
Помогите им, расставьте вместо точек знаки и прочитайте числовые выражения.
8 * 10 6 * 6
5 * 5 6 * 5
7 * 6 1 * 0
3 * 4 9 * 6
Дети:8 < 10 6 = 6
5 = 5 6 > 5
7 > 6 1 > 0
3 < 4 9 > 6
Воспитатель: Молодцы ребята, жители этой планеты благодарны вам за помощь!
Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю!
Занять свои места!
Начинаем обратный отсчет!
Все вместе: 10,9,8,….1-0. Пуск!
Воспитатель: А пока мы с вами летим, чтобы вам не было скучно, мы с вами немножко пошутим.
Загадки-шутки.
1.Сколько в пустом стакане земляничек?
Дети: 0
2.Сколько ушей у 3 мышей?
Дети: 6
3.Сколько ног у 2-х котов?
Дети:8
4.Сколько ушек у 2-х старушек?
Дети:4.
5.Сколько носов у 3-х псов?
Дети: 3.
Воспитатель: Молодцы ребята все задания выполнили!
Мы приземляемся!
Давайте выйдем из ракеты.
Понравилось вам путешествовать?
Где вы были?
Какое задание показалось трудным?
Еще хотите полететь?
(ответы детей)
Молодцы! Инопланетянам было очень интересно и приятно с вами познакомиться. Они передали для вас небольшой сюрприз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».
Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...
"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений"
Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений....
Семинар-практикум для воспитателей Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Актуальность выбранной темы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми...
Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - ра...
«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»(из опыта работы)....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
В условиях детского сада и дома часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем ре...
Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .
В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...