Научная статья "Человек часть природы"
статья (старшая группа)

Ушакова Виктория Александровна

Научная статья "Человек часть природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._chelovek_chast_prirody.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Невского района                     Санкт-Петербурга

Воспитатель: Ушакова В.А.

Конспект НОД

с детьми старшего возраста.

Тема: "Человек – часть природы".

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область: «Познание».

ТЕМА: "Человек – часть природы".

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать,  какой сложный человеческий организм создала  природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является  частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.

Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Экскурсии  в парк, по улицам города.
  2. Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
  3. Работа с загадками, пословицами.
  4. Чтение художественных произведений:

А. Дорохов "Про самого себя",

К. Ушинский "Четыре желания",

В. Бианки "Синичкин календарь",

Сухомлинский "Что же лучше?", "Я хочу сказать свое слово", "Вечер  ясен и тих",

Снегирев "Любопытные",

Суриков  "Зима" (отрывок),

Смольников "Не бойся  пурги",

русская народная  сказка "Мороз, солнце, ветер".

  1. Уход за растениями и животными в уголке природы.
  2. Проведение опытов с неживой природой: воздух,  вода, дым, снег,  ветер.
  3. Практические работы по нахождению  и прощупыванию своих  органов.
  4. Проведение цикла занятий по  ознакомлению с окружающим миром:

"Что такое окружающий мир?".

"Из чего что сделано?".

"Про воздух и воду".

"Жизнь растений".

"Жизнь животных".

"Природа и люди".

  1. Дидактические игры:

"Природа и человек" (по Бондаренко).

"Есть ли у человека помощники?" (по Сорокиной).

"Поиски добрых слов" (по Сорокиной).

"Замри" (по Венгер).

"Поможем художнику" (по Венгер).

"Никогда не унывай" (по Артемовой).

  1. Беседы на темы:

"Мир вокруг нас".

"Труд и здоровье человека".

МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета "Мир вокруг нас". Схемы к игре "Замри". Посылка с загадками.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам  вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).

Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.

Попробуем отгадать?

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.

Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет  ничего? (Звезды на небе)

Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.

Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).

Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и  клюва.

Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)

Дети: Рыбки, потому что у них  чешуя похожа на монетки.

Воспитатель: 5. Кто  в году  четыре раза переодевается? (Земля).

Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.

Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).

Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они  похожи на пуговки.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?

Дети: Эти загадки о природе.

Воспитатель: Природа бывает какая?

Дети: Природа бывает живая  и неживая.

Воспитатель: А неживая  природа -  это что?

Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.

Воспитатель: А что относится к живой природе?

Дети: Это растения и животные.

Воспитатель: Обратите внимание на  этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем  шепчутся ваши листья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?

Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно,  безжизненно, умерли бы все люди.

Воспитатель: А почему же люди умрут?

Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.

Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?

Дети: Человеку нужен  воздух, вода, как и растениям. Ему  нужна  пища, как  и  всем  животным.

Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными,  но ведь он и отличается  от животных. А вы знаете чем?

Дети: Человек может говорить, а животные нет.

Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.

Человек может  построить многоэтажные  дома, ракету, самолет, а животные нет.

Человек умеет  думать,  у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.

II часть.

Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле.  А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.

Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим  органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть,  слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.

Воспитатель: а  какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?

Дети:  Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.

Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.

Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в  сосуды кровь,  которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по  всему организму.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?

Дети: Заниматься спортом,  бегать, бережно относиться  друг  к другу.

Воспитатель: Назовите главную часть своей "внутренней кухни".

Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.

Воспитатель: А что помогает желудку  переваривать пищу?

Дети: Желудочный сок и слюна.

Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?

Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не  попали микробы.

Воспитатель:   Вот как сложно  устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?

Викторина "Что, зачем?"

Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.

Игра "Замри".

Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:

Почему человек оглядывается назад? (На затылке  нет  глаз).

Почему человек никогда не пройдет? (По потолку).

Зачем у человека во рту язык?  (За зубами).

Почему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),

Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).

III  часть.

Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты   - это ее страница, в  центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы  думаете,   почему человек грустный?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг  человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него  мы жить не можем. (Воздух).

Дети: Это воздух.

Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?

Дети: Это микробы.

Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?

Дети: Они вызывают болезни.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?

Дети: Чаще  мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть  много в группе, дома, на улицах нашего города и мы  должны беречь деревья, цветы, кустарники.

Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек  обязательно улыбнется.

Следующая страница -  синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?

Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не  унести, и в руках не удержать? (Воду).

Дети: Эта страничка о воде.

Воспитатель:  Чтобы напиться и умыться  какая нужна вода?

Дети: Вода  должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была  чистая?

Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.

Воспитатель: (убирает грязные пятна  на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.

Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?

Дети: Потому, что на нашей земле много  растений.

Воспитатель: А растения  - это основа природы.

(читает стихотворение)

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым  бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям синицей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Всегда ли человек  относится  к природе, как к другу?

Дети:  Нет, иногда человек  приносит и вред природе.

Игра "Польза-вред".

Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести  себя в природе?

Дети: Да, не рвать  цветы, не ломать  деревья, не  жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать  даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.

Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).

Какое красивое зеленое поле.

Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?

Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

Дети: О человеке, о растительном и животном  мире.

Воспитатель: А вы  знаете, что кроме растительного и животного мира, существует  еще и рукотворный мир? Мир  удивительный и разнообразный.  В следующий раз  мы  поговорим с вами  о рукотворном мире.

(Благодарит детей)

Сейчас  мы с вами  пойдем на прогулку,  какую пользу  мы с вами можем принести  природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

и ты и я как часть природы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №23 Малыш»       Конспект открытой непосредственной образовательной...

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"

Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"...

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...

Презентация проекта мини – музея природы «Частичка природы на ладони»

Музей –     научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее  комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культу...