Научная статья "Человек часть природы"
статья (старшая группа)
Научная статья "Человек часть природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._chelovek_chast_prirody.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Невского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Ушакова В.А.
Конспект НОД
с детьми старшего возраста.
Тема: "Человек – часть природы".
Направление: «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область: «Познание».
ТЕМА: "Человек – часть природы".
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.
Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.
Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Экскурсии в парк, по улицам города.
- Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
- Работа с загадками, пословицами.
- Чтение художественных произведений:
А. Дорохов "Про самого себя",
К. Ушинский "Четыре желания",
В. Бианки "Синичкин календарь",
Сухомлинский "Что же лучше?", "Я хочу сказать свое слово", "Вечер ясен и тих",
Снегирев "Любопытные",
Суриков "Зима" (отрывок),
Смольников "Не бойся пурги",
русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".
- Уход за растениями и животными в уголке природы.
- Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.
- Практические работы по нахождению и прощупыванию своих органов.
- Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:
"Что такое окружающий мир?".
"Из чего что сделано?".
"Про воздух и воду".
"Жизнь растений".
"Жизнь животных".
"Природа и люди".
- Дидактические игры:
"Природа и человек" (по Бондаренко).
"Есть ли у человека помощники?" (по Сорокиной).
"Поиски добрых слов" (по Сорокиной).
"Замри" (по Венгер).
"Поможем художнику" (по Венгер).
"Никогда не унывай" (по Артемовой).
- Беседы на темы:
"Мир вокруг нас".
"Труд и здоровье человека".
МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета "Мир вокруг нас". Схемы к игре "Замри". Посылка с загадками.
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?
Ответы детей:
Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).
Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.
Попробуем отгадать?
1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.
Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,
Глянули поутру, нет ничего? (Звезды на небе)
Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.
Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).
Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва.
Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)
Дети: Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки.
Воспитатель: 5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).
Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.
Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).
Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они похожи на пуговки.
Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?
Дети: Эти загадки о природе.
Воспитатель: Природа бывает какая?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: А неживая природа - это что?
Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.
Воспитатель: А что относится к живой природе?
Дети: Это растения и животные.
Воспитатель: Обратите внимание на этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши листья?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?
Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно, умерли бы все люди.
Воспитатель: А почему же люди умрут?
Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.
Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?
Дети: Человеку нужен воздух, вода, как и растениям. Ему нужна пища, как и всем животным.
Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными, но ведь он и отличается от животных. А вы знаете чем?
Дети: Человек может говорить, а животные нет.
Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.
Человек может построить многоэтажные дома, ракету, самолет, а животные нет.
Человек умеет думать, у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.
II часть.
Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле. А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.
Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть, слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.
Воспитатель: а какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?
Дети: Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.
Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.
Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в сосуды кровь, которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по всему организму.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?
Дети: Заниматься спортом, бегать, бережно относиться друг к другу.
Воспитатель: Назовите главную часть своей "внутренней кухни".
Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.
Воспитатель: А что помогает желудку переваривать пищу?
Дети: Желудочный сок и слюна.
Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?
Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не попали микробы.
Воспитатель: Вот как сложно устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?
Викторина "Что, зачем?"
Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.
Игра "Замри".
Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:
Почему человек оглядывается назад? (На затылке нет глаз).
Почему человек никогда не пройдет? (По потолку).
Зачем у человека во рту язык? (За зубами).
Почему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),
Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).
III часть.
Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты - это ее страница, в центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы думаете, почему человек грустный?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?
Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем. (Воздух).
Дети: Это воздух.
Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?
Дети: Это микробы.
Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?
Дети: Они вызывают болезни.
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?
Дети: Чаще мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть много в группе, дома, на улицах нашего города и мы должны беречь деревья, цветы, кустарники.
Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек обязательно улыбнется.
Следующая страница - синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?
Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не унести, и в руках не удержать? (Воду).
Дети: Эта страничка о воде.
Воспитатель: Чтобы напиться и умыться какая нужна вода?
Дети: Вода должна быть чистой.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была чистая?
Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.
Воспитатель: (убирает грязные пятна на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.
Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?
Дети: Потому, что на нашей земле много растений.
Воспитатель: А растения - это основа природы.
(читает стихотворение)
Жить в зеленом мире этом,
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Всегда ли человек относится к природе, как к другу?
Дети: Нет, иногда человек приносит и вред природе.
Игра "Польза-вред".
Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести себя в природе?
Дети: Да, не рвать цветы, не ломать деревья, не жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.
Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).
Какое красивое зеленое поле.
Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?
Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.
Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?
Дети: О человеке, о растительном и животном мире.
Воспитатель: А вы знаете, что кроме растительного и животного мира, существует еще и рукотворный мир? Мир удивительный и разнообразный. В следующий раз мы поговорим с вами о рукотворном мире.
(Благодарит детей)
Сейчас мы с вами пойдем на прогулку, какую пользу мы с вами можем принести природе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
и ты и я как часть природы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №23 Малыш» Конспект открытой непосредственной образовательной...
Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"
Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"
Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"...
«Природа и человек. Человек часть природы»
Разработка конспекта занятия ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...
Презентация проекта мини – музея природы «Частичка природы на ладони»
Музей – научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культу...