Сообщение из опыта работы «Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сложились достаточно устойчивые формы работы с родителями, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Таким образом, вовлекать родителей в совместную деятельность необходимо, используя новые эффективные формы работы.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Давайте перечислим формы работы, которые позволяют привлечь родителей к активному участию в процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка:
- Родительские собрания
- Тестирование и анкетирование
3) Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время).
4) Консультации (Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.)
5) Праздники и развлечения, творческие мозаики, театрализованные представления, детско-родительские проекты.
6) Организация выставок
Нами было проведено родительское собрание в форме «Круглого стола» на тему: «Особенности конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет», в ходе которого обратили внимание родителей на основные понятия конструирования и конструктивной деятельности, конструктивно-технические умения и обобщенные умения, важные качества личности, которые формируются в процессе конструктивной деятельности.
Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру), у него формируются познавательные и практические действия. Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Конструирование — это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности. «Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения.
Специальные методики конструирования, созданные для малышей, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты, а использование соответствующих возрасту материалов помогает освоить несложные приемы конструирования быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша. Наиболее эффективная форма подачи материала – сюжетно-игровая: используются интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. Такой подход позволяет создать устойчивый мотив деятельности, побуждая малыша прилагать усилия и помогая ему добиться результата. Использование готовой картинки-основы для выполнения заданий по плоскостному конструированию облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки. Для других заданий требуются специальные материалы для конструирования – кубики и строительные наборы, счетные палочки и конструкторы.
Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Нужно обыграть постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить. Для обыгрывания построек необходимо приготовить: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров, кукольную посудку и т.д. Можно во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Необходимо подобрать и рассмотреть картинки с изображением домов, необычных архитектурных зданий, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т.д. Посмотреть и почитать с малышом детские книжки про строителей, разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями. При овладении конструированием могут происходить своего рода маленькие «открытия» - узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета. Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную (и затем сюжетную) игру. Например, на построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» в домиках. Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, к их видоизменениям, начаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в более старшем возрасте.
Необходимо почаще хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками. После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машинок, сказочный городок, большой необычный дом и т.д.). Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Подводя итоги можно сказать, что использование эффективных форм работы с родителями по ознакомлению с конструктивной деятельностью детей раннего возраста даёт положительные результаты. Родители убедились, что игра с конструктором – одно из любимых занятий детей. Для развития данного вида игр необходимо создавать дома условия, например: приобрести деревянный конструктор, либо конструктор «Лего», либо пластмассовый конструктор, а также мелкие игрушки для обыгрывания готовых построек.
Список использованной литературы.
1. Арнаутова Е.П. основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, -235с.
2. Доронова Т.Н. дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.- Москва: Педагогическое общество России, 2005.
4. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л.В. Куцакова. - М.: Сфера, 2010.- 240с.
5. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002. - 192с.
6. Разенкова, Ю.А. От игры в кубики к конструированию Ю.А. Разенкова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 37-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края»
Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное ...
Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности детей раннего возраста
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОУ"
В статье освещается опыт работы старшего воспитателя по созданию системы методической работы с разными категориями педагогов....
Презентация к сообщению из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию педагогического коллектива"
Презентация в формате PDF для сопровождения сообщения из опыта методической работы....
Консультация для педагогов на тему: Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края.
Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям ...
Из опыта работы "Эффективные формы взаимодействия с семьёй ребенка с задержкой психического развития в период самоизоляции"
тезисы содержат практический материал работы с семьёй ребенка с ЗПР в домашних условиях...
Сообщение из опыта работы "Моя система работы с родителями воспитанников по ФЭМП"
Выступление на районном методическом объединении....