Культура поведения ребенка-дошкольника.
статья (подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

В недостаточности во многих ситуациях культуры поведения кроется основная часть проблем современного общества. И основы поведенческой культуры закладываются с раннего детства. Вот ручка младенца тянется к маминым волосам, чтобы дернуть за них. Казалось бы, мелочь – но одна мама улыбнется милой забаве, а другая – мягко перехватит крошечную ручку, отвлечет. А вот малыш улыбается маме. Улыбнется та в ответ на его улыбку – и это также уже воспитание нравственности, дружелюбного отношения к миру. И так, по крупинкам, закладываются основы поведенческой культуры ребенка и дома, в своей семье, и в дальнейшем общении с другими людьми. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Не так то это просто - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Он ещё так мало знает об окружающем мире, а должен и хочет его познать. Чтобы чувствовать себя комфортно среди людей и развиваться, совершенствоваться, важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что поощряют, за что хвалят, за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Учить ребенка культуре общения необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Чем больше ребенок знает о чувствах окружающих, тем эффективнее будет его общение с ними. К концу дошкольного возраста большинство дошкольников овладевают столь необходимыми коммуникативными умениями, как умение слушать и слышать говорящего, участвовать в свободной беседе, проявлять внимание и к самому себе и окружающим, понимать чувства и настроения другого, осмысливать свои и чужие поступки. Поэтому, в дошкольном учреждении перед воспитателем стоит задача направленной организации общения детей, постоянного проявления внимания к манере общения детей друг с другом и взрослыми. Культуре мимики и жестов детей нужно учить на протяжении всего их пребывания в детском саду. Объяснять и показывать красоту одних жестов и неприглядность, недопустимость других. С помощью игровых упражнений следует учить детей с помощью пантомимы изображать то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением, мимикой, жестами, осанкой, позой. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Детей следует знакомить с разнообразием вариантов слов вежливого общения: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности , с их интонационной выразительностью, объяснять их важное значением в общении культурных людей. Посредством игровых упражнений необходимо побуждать дошкольников произносить слова вежливости с разной интонацией, настроением, подключая к этому уже известные им эмоции, жесты. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. Когда ребёнок научится правильно себя вести, важно поддержать хорошее поведение похвалой и разбором его результатов. В современных условиях работа по воспитанию культуры поведения у дошкольников должна предусматривать следующие направления: воспитание культуры проявления чувств и эмоций, культуры внешности, культуры еды, культуры общения, культуры поступков. Воспитание культуры чувств - это как раз начало формирования основ моральных качеств личности. Чувства помогают понять себя, сформировать положительную самооценку. Эмоциональная отзывчивость, чуткость к душевным устремлениям, сопереживание - все это признаки душевной культуры. Культура внешности - это развитие КГН, аккуратности, желание поддерживать чувство эстетического комфорта от своего внешнего вида у себя и окружающих. Культура еды - это не только развитие умения красиво выглядеть за столом, соблюдение условий приема пищи и правил поведения во время еды , но и уважение к сотрапезникам и тем, кто приготовил пищу. Задача педагога - помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает появление у детей достаточного запаса слов, овладение умением говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты. Культура поступков определяет вежливое поведение в быту, в гостях, в общественных местах, в природе. Культура поведения содержит в себе: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми, воспитатель может разного рода игровыми ситуациями побуждать их к оценке поступков сверстников и их собственных. Положительные и заметные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к личности каждого ребёнка. Следует учитывать, что нравственные проявления детей старшего дошкольников отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, инивидуального подхода. В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, сотрудничество педагога и родителей. Культура деятельности проявляется у ребёнка во время всей образовательной деятельности в течение дня, в играх и во всех режимных моментах. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него привычку завершать начатое, умение приводить в порядок место, где трудился или играл, бережно относиться к вещам, к результатам своего и чужого труда, рационально расходовать свое время, уметь регулировать деятельность и отдых, развивать интерес к выполненной работе, обеспечивать понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше. Первостепенное значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример воспитателя, именно на нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма. Воспитатель должен быть образцом культуры по всем направлениям. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создавая при этом все необходимые условия для усвоения детьми норм и правил поведения, а также формирования устойчивой привычки следовать им в повседневной жизни: Поэтому работу по воспитанию культуры поведения у дошкольников следует начинать с углубленного изучения психолого-педагогической литературы по этой теме.Реализация этой работы идет через беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение и рассказывание художественных произведений, взаимодействие в процессе сюжетно-ролевых игр, и все это возможно только при создании соответствующей развивающей среды. Крайне необходимо применять импровизацию, внимание к каждому детскому слову, чувству, стремлению и поступку. При формировании у дошкольников культурных навыков необходимо придерживаться принципов единства и целостности обучающего процесса, т. е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания и обучения. Такими принципами являются последовательность, систематичность в воспитании и обучении, повторность развивающих упражнений при формировании навыков и привычек при рациональном распределении их во время всей образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, а также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_rebenka_doshkolnika.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

В недостаточности во многих ситуациях культуры поведения кроется основная часть проблем современного общества. И основы поведенческой культуры закладываются с раннего детства. Вот ручка младенца тянется к маминым волосам, чтобы дернуть за них. Казалось бы, мелочь – но одна мама улыбнется милой забаве, а другая – мягко перехватит крошечную ручку, отвлечет. А вот малыш улыбается маме. Улыбнется та в ответ на его улыбку – и это также уже воспитание нравственности, дружелюбного отношения к миру. И так, по крупинкам, закладываются основы поведенческой культуры ребенка и дома, в своей семье, и в дальнейшем общении с другими людьми. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Не так то это просто - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Он ещё так мало знает об окружающем мире, а должен и хочет его познать. Чтобы чувствовать себя комфортно среди людей и развиваться, совершенствоваться, важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что поощряют, за что хвалят, за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Учить ребенка культуре общения необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Чем больше ребенок знает о чувствах окружающих, тем эффективнее будет его общение с ними. К концу дошкольного возраста большинство дошкольников овладевают столь необходимыми коммуникативными умениями, как умение слушать и слышать говорящего, участвовать в свободной беседе, проявлять внимание и к самому себе и окружающим, понимать чувства и настроения другого, осмысливать свои и чужие поступки. Поэтому, в дошкольном учреждении перед воспитателем стоит задача направленной организации общения детей, постоянного проявления внимания к манере общения детей друг с другом и взрослыми. Культуре мимики и жестов детей нужно учить на протяжении всего их пребывания в детском саду. Объяснять и показывать красоту одних жестов и неприглядность, недопустимость других. С помощью игровых упражнений следует учить детей с помощью пантомимы изображать то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением, мимикой, жестами, осанкой, позой. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Детей следует знакомить с разнообразием вариантов слов вежливого общения: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности , с их интонационной выразительностью, объяснять их важное значением в общении культурных людей. Посредством игровых упражнений необходимо побуждать дошкольников произносить слова вежливости с разной интонацией, настроением, подключая к этому уже известные им эмоции, жесты. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. Когда ребёнок научится правильно себя вести, важно поддержать хорошее поведение похвалой и разбором его результатов. В современных условиях работа по воспитанию культуры поведения у дошкольников должна предусматривать следующие направления: воспитание культуры проявления чувств и эмоций, культуры внешности, культуры еды, культуры общения, культуры поступков. Воспитание культуры чувств - это как раз начало формирования основ моральных качеств личности. Чувства помогают понять себя, сформировать положительную самооценку. Эмоциональная отзывчивость, чуткость к душевным устремлениям, сопереживание - все это признаки душевной культуры. Культура внешности - это развитие КГН, аккуратности, желание поддерживать чувство эстетического комфорта от своего внешнего вида у себя и окружающих. Культура еды - это не только развитие умения красиво выглядеть за столом, соблюдение условий приема пищи и правил поведения во время еды , но и уважение к сотрапезникам и тем, кто приготовил пищу. Задача педагога - помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает появление у детей достаточного запаса слов, овладение умением говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты. Культура поступков определяет вежливое поведение в быту, в гостях, в общественных местах, в природе. Культура поведения содержит в себе: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми, воспитатель может разного рода игровыми ситуациями побуждать их к оценке поступков сверстников и их собственных. Положительные и заметные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к личности каждого ребёнка. Следует учитывать, что нравственные проявления детей старшего дошкольников отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, инивидуального подхода. В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, сотрудничество педагога и родителей. Культура деятельности проявляется у ребёнка во время всей образовательной деятельности в течение дня, в играх и во всех режимных моментах. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него привычку завершать начатое, умение приводить в порядок место, где трудился или играл, бережно относиться к вещам, к результатам своего и чужого труда, рационально расходовать свое время, уметь регулировать деятельность и отдых, развивать интерес к выполненной работе, обеспечивать понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше. Первостепенное значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример воспитателя, именно на нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма. Воспитатель должен быть образцом культуры по всем направлениям. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создавая при этом все необходимые условия для усвоения детьми норм и правил поведения, а также формирования устойчивой привычки следовать им в повседневной жизни: Поэтому работу по воспитанию культуры поведения у дошкольников следует начинать с углубленного изучения психолого-педагогической литературы по этой теме.Реализация этой работы идет через беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение и рассказывание художественных произведений, взаимодействие в процессе сюжетно-ролевых игр, и все это возможно только при создании соответствующей развивающей среды. Крайне необходимо применять импровизацию, внимание к каждому детскому слову, чувству, стремлению и поступку. При формировании у дошкольников культурных навыков необходимо придерживаться принципов единства и целостности обучающего процесса, т. е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания и обучения. Такими принципами являются последовательность, систематичность в воспитании и обучении, повторность развивающих упражнений при формировании навыков и привычек при рациональном распределении их во время всей образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, а также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения ребенка дошкольника.

Изложены особенности  поведения  ребенка 3, 4, 5, 6 лет. Предложены советы по предупреждению нежелательных форм поведения малыша....

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

рекомендации «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка-дошкольника».

 Ведущая потребность - в общении, в уважении, в призна­нии самостоятельности ребенка.  Ведущая потребность - игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.  Ведущая...

Рекомендации родителям "Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка – дошкольника"

Краткий материал о поведении ребёнка 5-6 лет. Рекомендации по развитию психических процессов: воображение и мелкая моторика...

Поведение ребенка - дошкольника в коллективе.

Воспитание  ребенка  в  коллективе - важнейшее  условие всестороннего развития  его  личности и  раскрытие  ею  внутренних богатств....

Мотивы поведения ребенка-дошкольника и развитие нравственных представлений

Мотивы – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к...