Роль ИКТ в образовании дошкольников с особыми потребностями
статья (средняя группа)
ИКТ предоставляет безграничные возможности обучения в течение всей жизни, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями. ИКТ предоставляют таким детям большую независимость, дают возможность получения образования наравне с другими детьми и тем самым способствуют их включению в социум в качестве ценных, уважаемых членов общества, вносящих свой вклад в его жизнь. Для некоторых из них технологические решения — единственный способ заявить о своих потребностях, высказать свои мнения и взгляды и единственная надежда на участие в жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ikt_v_obrazovanii_doshkolnikov_s_osobymi_potrebnostyami.docx | 19.69 КБ |
rol_ikt_v_obrazovanii_doshkolnikov_s_osobymi_potrebnostyami.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ИКТ в образовании дошкольников с особыми потребностями
Понятие «дети, имеющие особые образовательные потребности» охватывает тех, кто по разным причинам (умственным, физическим, социальным, психологическим) испытывает трудности в обучении, более существенные, чем проблемы, с которыми сталкивается большинство учеников того же возраста. Трудности в обучении могут быть постоянными, недавно приобретенными, периодическими или обусловленными обстоятельствами. При обучении такие дети нуждаются в особой помощи педагогов.
Современные тенденции в международном образовании и социальной политике направлены на интеграцию в общество тех, кто рискует быть исключенным из него. Таким людям предоставляется доступ к качественному среднему образованию. Необходимо всецело содействовать тому, чтобы люди с особыми потребностями посещали обычные дошкольные учреждения и школы. Это расширит их образовательные возможности через общение со сверстниками и будет способствовать их участию в жизни общества.
ИКТ предоставляет безграничные возможности обучения в течение всей жизни, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями. ИКТ предоставляют таким детям большую независимость, дают возможность получения образования наравне с другими детьми и тем самым способствуют их включению в социум в качестве ценных, уважаемых членов общества, вносящих свой вклад в его жизнь. Для некоторых из них технологические решения — единственный способ заявить о своих потребностях, высказать свои мнения и взгляды и единственная надежда на участие в жизни общества.
ИКТ помогут и поддержат вовлечение детей с особыми потребностями в учение и игру, преодолевая последствия их дефектов и барьеры, возникающие при традиционных образовательных технологиях. Благодаря специальным инструментам ИКТ (а такие инструменты разнообразны) главными направлениями поддержки образовательного процесса для детей с особыми потребностями являются следующие:
1.Выявление предварительного уровня личного развития (опыта и навыков), т.е. исходной точки обучения ребенка.
2.Помощь личному развитию путем формирования новых или совершенствования уже имеющихся навыков.
3.Расширение доступа к информации.
4.Адаптация задач к индивидуальным навыкам и способностям ребенка.
5.Предоставление учащемуся большей автономии.
6.Выявление скрытых возможностей у детей, имеющих коммуникативные проблемы.
7.Повышение мотивации детей с особыми потребностями к обучению, коммуникации и т.д
Учитывая упомянутые выше тенденции применения ИКТ в образовании лиц с особыми потребностями, подчеркнем, что существует особая сфера использования этих технологий как инструментов, способствующих доступу к информации и выполняющих компенсаторные функции. Все устройства, системы или функции, которыми могут пользоваться люди с ограниченной трудоспособностью (или правоспособностью) в повседневной жизни, можно назвать вспомогательными технологиями (ВТ). В образовательной сфере технологии, поддерживающие детей с особыми потребностями, все более означают устройства, связанные с компьютером.
Быстрый рост мощностей и возможностей компьютеров позволяет производителям предлагать средства ИКТ, которые дают пользователям все более широкий доступ к информации и более полно удовлетворяют их потребности в обучении. За последние несколько лет компьютер превратился в ценный ресурс, позволяющий детям преодолевать разнообразные трудности, с которыми они могут сталкиваться в процессе обучения. ИКТ расширили сферу ВТ, придав ей новые измерения, открывающие новые двери, расширяющие горизонты и дающие многим людям с особыми потребностями большую степень свободы.
С точки зрения развития ребенка особую важность для маленьких детей имеют действия с предметами и использование инструментов. Таким образом, вспомогательные устройства, позволяющие ребенку осуществлять те или иные действия, оказываются ключевыми в развитии ребенка.
В очень раннем возрасте (до 2 лет) ВТ полезны тем, что позволяют ребенку использовать предметы как орудия для достижения желаемого результата. Позднее (в возрасте 2–6 лет) ВТ конструируют и используют таким образом, чтобы дети могли действовать с предметами более символически. Дети постарше (в возрасте 7–11 лет) используют ВТ более разнообразно, поскольку в этом возрасте они уже применяют логические операции к конкретным проблемам. Наконец, ВТ-устройства, сконструированные для подростков, могут быть основаны на решении задач и принятии решений, но допускать и реальную деятельность. Изучена важная роль, которую играют ВТ в поддержке игр и когнитивного развития детей с нарушением моторных функций.
Мотивация — очень важный фактор поддержки эффективного использования ВТ. Поэтому необходимо внимательно определять цели потенциального пользователя ВТ для того, чтобы устройство имело смысл для индивидуума и мотивировало его. Использование высокотехнологичных ВТ-устройств в образовательной деятельности позволяет детям с особыми потребностями становиться незаменимыми членами в группах сверстников и участвовать в учении и играх.
Вспомогательные технологии дают возможность доступа к образованию, в том числе к ДО, на адекватном уровне, обеспечивающем возможности для обучения и стимулы к нему. Например, благодаря использованию правильно выбранных ВТ-устройств, подходящего программного обеспечения и соответствующей методологии образования дети, не способные держать карандаш, могут тем не менее рисовать и писать. Аналогично, дети, не способные говорить, получают возможность речевого общения с помощью компьютера.
Основная цель применения ВТ при обучении лиц с недостатками физического развития —предоставление им возможности общаться (в письменной или устной форме). Это достигается с помощью разнообразных устройств ввода данных и инструментов, которые поддерживают письменную речь, чтение, рисование.
Для удовлетворения потребностей детей с нарушениями зрения применяются незрительные формы коммуникаций, в которых используют слух и тактильные ощущения. Следует также учитывать особенности визуального восприятия у людей с пониженным зрением: остроту зрения (определение величины рассматриваемого предмета), дальность зрения (поле зрения), зрительное слежение (способность следить за передвижениями объекта) и зрительное сканирование (обнаружение конкретного визуального объекта среди нескольких объектов).
Существуют различные методы использования ВТ для оказания помощи лицам с нарушениями слуха, проявляющимися в устном общении. Один из них —обеспечение ответной реакции, визуальной либо тактильной, на речевые шаблоны лиц с нарушениями слуха. Такая ответная реакция должна соотносить эти шаблоны с обычной речью. Другой подход —обеспечение альтернатив устному общению, таких как текст на экране.
Для удовлетворения потребностей учащихся с нарушениями языка и речи созданы различные ВТ-решения. Методология дополняющей и альтернативной коммуникации ориентирована на прагматику коммуникации: алфавитные устройства поддерживают коммуникации пользователя с помощью букв алфавита; устройства, использующие символы, основаны на коде символов или изображений. Существуют и программные продукты, помогающие пользователю создавать свое собственное поле общения с помощью индивидуального алфавитного кода или кода символов.
Компьютер может стать хорошей отправной точкой для мотивации к учебе детей с когнитивными нарушениями. Компьютер поддерживает процесс обучения, приобретения базовых навыков, повышения мотивации и самооценки. Можно найти различные ВТ-решения для преодоления замедленности и неточности координации движения глаз и рук, трудности в формировании стимулов, развитии памяти и движений.
Для развития внимания, мышления и памяти в дошкольном образовании разработано специализированное программное обеспечение, направленное на профилактику нарушения способности читать, писать, считать и т.д. Детям с такими нарушениями необходимо оказывать помощь не только в обучении, но и в организации материала, в частности, на рабочем столе компьютера.
Впрочем, применение ИКТ не решают всех проблем специального образования. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями участвовать в жизни общества.
Предварительный просмотр:
Роль ИКТ в образовании дошкольников с особыми потребностями
Понятие «дети, имеющие особые образовательные потребности» охватывает тех, кто по разным причинам (умственным, физическим, социальным, психологическим) испытывает трудности в обучении, более существенные, чем проблемы, с которыми сталкивается большинство учеников того же возраста. Трудности в обучении могут быть постоянными, недавно приобретенными, периодическими или обусловленными обстоятельствами. При обучении такие дети нуждаются в особой помощи педагогов.
Современные тенденции в международном образовании и социальной политике направлены на интеграцию в общество тех, кто рискует быть исключенным из него. Таким людям предоставляется доступ к качественному среднему образованию. Необходимо всецело содействовать тому, чтобы люди с особыми потребностями посещали обычные дошкольные учреждения и школы. Это расширит их образовательные возможности через общение со сверстниками и будет способствовать их участию в жизни общества.
ИКТ предоставляет безграничные возможности обучения в течение всей жизни, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями. ИКТ предоставляют таким детям большую независимость, дают возможность получения образования наравне с другими детьми и тем самым способствуют их включению в социум в качестве ценных, уважаемых членов общества, вносящих свой вклад в его жизнь. Для некоторых из них технологические решения — единственный способ заявить о своих потребностях, высказать свои мнения и взгляды и единственная надежда на участие в жизни общества.
ИКТ помогут и поддержат вовлечение детей с особыми потребностями в учение и игру, преодолевая последствия их дефектов и барьеры, возникающие при традиционных образовательных технологиях. Благодаря специальным инструментам ИКТ (а такие инструменты разнообразны) главными направлениями поддержки образовательного процесса для детей с особыми потребностями являются следующие:
1.Выявление предварительного уровня личного развития (опыта и навыков), т.е. исходной точки обучения ребенка.
2.Помощь личному развитию путем формирования новых или совершенствования уже имеющихся навыков.
3.Расширение доступа к информации.
4.Адаптация задач к индивидуальным навыкам и способностям ребенка.
5.Предоставление учащемуся большей автономии.
6.Выявление скрытых возможностей у детей, имеющих коммуникативные проблемы.
7.Повышение мотивации детей с особыми потребностями к обучению, коммуникации и т.д
Учитывая упомянутые выше тенденции применения ИКТ в образовании лиц с особыми потребностями, подчеркнем, что существует особая сфера использования этих технологий как инструментов, способствующих доступу к информации и выполняющих компенсаторные функции. Все устройства, системы или функции, которыми могут пользоваться люди с ограниченной трудоспособностью (или правоспособностью) в повседневной жизни, можно назвать вспомогательными технологиями (ВТ). В образовательной сфере технологии, поддерживающие детей с особыми потребностями, все более означают устройства, связанные с компьютером.
Быстрый рост мощностей и возможностей компьютеров позволяет производителям предлагать средства ИКТ, которые дают пользователям все более широкий доступ к информации и более полно удовлетворяют их потребности в обучении. За последние несколько лет компьютер превратился в ценный ресурс, позволяющий детям преодолевать разнообразные трудности, с которыми они могут сталкиваться в процессе обучения. ИКТ расширили сферу ВТ, придав ей новые измерения, открывающие новые двери, расширяющие горизонты и дающие многим людям с особыми потребностями большую степень свободы.
С точки зрения развития ребенка особую важность для маленьких детей имеют действия с предметами и использование инструментов. Таким образом, вспомогательные устройства, позволяющие ребенку осуществлять те или иные действия, оказываются ключевыми в развитии ребенка.
В очень раннем возрасте (до 2 лет) ВТ полезны тем, что позволяют ребенку использовать предметы как орудия для достижения желаемого результата. Позднее (в возрасте 2–6 лет) ВТ конструируют и используют таким образом, чтобы дети могли действовать с предметами более символически. Дети постарше (в возрасте 7–11 лет) используют ВТ более разнообразно, поскольку в этом возрасте они уже применяют логические операции к конкретным проблемам. Наконец, ВТ-устройства, сконструированные для подростков, могут быть основаны на решении задач и принятии решений, но допускать и реальную деятельность. Изучена важная роль, которую играют ВТ в поддержке игр и когнитивного развития детей с нарушением моторных функций.
Мотивация — очень важный фактор поддержки эффективного использования ВТ. Поэтому необходимо внимательно определять цели потенциального пользователя ВТ для того, чтобы устройство имело смысл для индивидуума и мотивировало его. Использование высокотехнологичных ВТ-устройств в образовательной деятельности позволяет детям с особыми потребностями становиться незаменимыми членами в группах сверстников и участвовать в учении и играх.
Вспомогательные технологии дают возможность доступа к образованию, в том числе к ДО, на адекватном уровне, обеспечивающем возможности для обучения и стимулы к нему. Например, благодаря использованию правильно выбранных ВТ-устройств, подходящего программного обеспечения и соответствующей методологии образования дети, не способные держать карандаш, могут тем не менее рисовать и писать. Аналогично, дети, не способные говорить, получают возможность речевого общения с помощью компьютера.
Основная цель применения ВТ при обучении лиц с недостатками физического развития —предоставление им возможности общаться (в письменной или устной форме). Это достигается с помощью разнообразных устройств ввода данных и инструментов, которые поддерживают письменную речь, чтение, рисование.
Для удовлетворения потребностей детей с нарушениями зрения применяются незрительные формы коммуникаций, в которых используют слух и тактильные ощущения. Следует также учитывать особенности визуального восприятия у людей с пониженным зрением: остроту зрения (определение величины рассматриваемого предмета), дальность зрения (поле зрения), зрительное слежение (способность следить за передвижениями объекта) и зрительное сканирование (обнаружение конкретного визуального объекта среди нескольких объектов).
Существуют различные методы использования ВТ для оказания помощи лицам с нарушениями слуха, проявляющимися в устном общении. Один из них —обеспечение ответной реакции, визуальной либо тактильной, на речевые шаблоны лиц с нарушениями слуха. Такая ответная реакция должна соотносить эти шаблоны с обычной речью. Другой подход —обеспечение альтернатив устному общению, таких как текст на экране.
Для удовлетворения потребностей учащихся с нарушениями языка и речи созданы различные ВТ-решения. Методология дополняющей и альтернативной коммуникации ориентирована на прагматику коммуникации: алфавитные устройства поддерживают коммуникации пользователя с помощью букв алфавита; устройства, использующие символы, основаны на коде символов или изображений. Существуют и программные продукты, помогающие пользователю создавать свое собственное поле общения с помощью индивидуального алфавитного кода или кода символов.
Компьютер может стать хорошей отправной точкой для мотивации к учебе детей с когнитивными нарушениями. Компьютер поддерживает процесс обучения, приобретения базовых навыков, повышения мотивации и самооценки. Можно найти различные ВТ-решения для преодоления замедленности и неточности координации движения глаз и рук, трудности в формировании стимулов, развитии памяти и движений.
Для развития внимания, мышления и памяти в дошкольном образовании разработано специализированное программное обеспечение, направленное на профилактику нарушения способности читать, писать, считать и т.д. Детям с такими нарушениями необходимо оказывать помощь не только в обучении, но и в организации материала, в частности, на рабочем столе компьютера.
Впрочем, применение ИКТ не решают всех проблем специального образования. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями участвовать в жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями
Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...
Статья "Дошкольное образование для детей с особыми потребностями и возможностями в оздоровительной группе ДОУ".
Данный материал будет интересен руководителям и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. В статье представлены особенности организации образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей, стр...
Статья "Роль ИКТ в образовании дошкольников с особыми потребностями"
ИКТ предоставляет безграничные возможности обучения в течение всей жизни, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями. ИКТ предоставляют таким детям большую независимость, дают ...
Консультация для родителей "Роль ИКТ в образовании дошкольников"
Консультация для родителей "Роль ИКТ в образовании дошкольников"...
Чек лист "Роль экологии в образовании дошкольников"
Природа таит в себе боьшие возможности для многостороннего развития детей. Хорошо обдуманная организация обучения, прогулок, наблюдений развивает их мышление, предоставляет возможность видеть и чувств...
Консультация для родителей "Роль ИКТ в образовании дошкольников"
Консультация для родителей "Роль ИКТ в образовании дошкольников"...
Роль ЭСО в образовании дошкольников
Электронные средства обучения вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи ко...