Проект: «Сказки родной республики»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Введение

Чему учат сказки? В сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки - упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Через сказку, ребенку открывается малая родина, с ее культурными традициями, он учится уважать, гордиться землей, на которой живет, воспитывается патриотизм.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно народным сказкам родного края в формировании патриотических качеств детей.

Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к сказкам народов республики, воспитание любви и привязанности к родному краю.

 

Задачи проекта:

  1. Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.
  2. Развивать интерес к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к сказкам народов родного края.
  3. Привлечь внимание детей к устному народному творчеству через сказки, загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  4. Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  6. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  7. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, городу, краю.

Ожидаемые результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомятся со сказками народов проживающих на территории республики Татарстан. Сформируется правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края.

Повысится интерес детей и родителей к художественной литературе, возродится традиция домашнего чтения совместно с родителями.

Появиться устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.

Появиться ответственность за свои дела и поступки.

Появится и утвердиться определенный набор нравственных качеств:

  • нравственных чувств (вера, долг, совесть, ответственность, гражданственность, патриотизм);
  • нравственный облик (терпение, милосердие);
  • нравственная позиция (способность к различению добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственное поведение (послушание, добровольность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Чему учат сказки?117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 комбинированного вида»

Авиастроительного района города Казани

Проект:

«Сказки родной республики»

Выполнила воспитатель:

 Сычева А.П.

Казань, 2021г.

Введение

Чему учат сказки? В сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки - упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Через сказку, ребенку открывается малая родина, с ее культурными традициями, он учится уважать, гордиться землей, на которой живет, воспитывается патриотизм.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно народным сказкам родного края в формировании патриотических качеств детей.

Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к сказкам народов республики, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  1. Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.
  2. Развивать интерес к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к сказкам народов родного края.
  3. Привлечь внимание детей к устному народному творчеству через сказки, загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  4. Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  6. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  7. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
  8. Развивать эмоционально-ценносное отношение к своей семье, дому, городу, краю.

Ожидаемые результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомятся со сказками народов проживающих на территории республики Татарстан. Сформируется правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края.

Повысится интерес детей и родителей к художественной литературе, возродится традиция домашнего чтения совместно с родителями.

Появиться устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.

Появиться ответственность за свои дела и поступки.

Появится и утвердиться определенный набор нравственных качеств:

  • нравственных чувств (вера, долг, совесть, ответственность, гражданственность, патриотизм);
  • нравственный облик (терпение, милосердие);
  • нравственная позиция (способность к различению добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственное поведение (послушание, добровольность).

Принципы создания проекта:

  • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
  • Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
  • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
  • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
  • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
  • Принцип прочности полученных знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Методы и приёмы:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты;

2. Обьяснительно-иллюстративные;

3. Демонстративные;

4. Словесные;

5. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, беседы).

Формы организации детей:

  1. Беседы
  2. Чтение художественной литературы
  3. Образовательная деятельность
  4. Продуктивная деятельность
  5. Игры
  6. Развлечения
  7. рассматривание иллюстраций и тематических альбомов
  8. Организация выставок поделок, выполненных совместно с родителями.

Интегрируемые познавательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.

Длительность проекта: 1 месяц (25 дней)

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Поэтапное содержание проекта:

1 этап проекта – подготовительный:

  • создание предметно-развивающей среды группы (подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; подбор дидактических игр, иллюстраций, художественной литературы).
  • подбор материала для продуктивной деятельности.
  • составление перспективного тематического плана.

2 этап проекта – основной:

  • организация бесед с родителями.
  • оформление информационных стендов.
  • оформление альбома «Сказки Поволжья».
  • чтение художественной литературы.
  • дидактические игры, театрализованные игры и постановки сказок, развлечение по теме проекта.
  • оформление папок передвижек, информационного уголка по теме проекта.
  • составление картотек сказок, стихов, потешек, поговорок народов республики.

3 этап проекта заключительный:

  • обобщение результатов работы.
  • подведение итогов.

Перспективный план к проекту «Сказки родной республики»

Дата проведение/ Тема

Мероприятия

1 день

Марийская сказка

«Добро лечит»

 Чтение марийской сказки «Добро лечит»

Беседа: Тот, кто в жизни делает добро, у того все болезни быстро проходят.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рисование по мотивам сказки

Консультация для родителей: «Что сказки нам несут?»

Марийская народная игра: «А мы просо сеяли» (Ма просым удена)

2 день

Марийская сказка

 «Почему заяц печален?»

Чтение сказки «Почему заяц печален?»

Беседа: К трудным временам готовься заранее, а не то станешь, печален, как заяц.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Лепка «Печальный зайка»

Оформление выставки «Марийские сказки»

Марийская народная игра: «Догони меня» (Шо, шо, мыньым поктен шо)

 3 день

Марийская сказка

«С зёрнышка до коня»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «С зернышка до коня»

Беседа: Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.

Оформление папки передвижки для родителей «Читайте детям сказки!»

Марийская народная игра: «Игра с платком» (Савыц дон мадмаш)

4 день

Марийская сказка «Чудесная мельница»

Чтение сказки «Чудесная мельница»

Беседа: Наглостью и обманом счастья не добыть.

Просмотр иллюстраций к сказке

Чтение пословиц и поговорок про обман, обсуждение смысла пословиц

Марийская народная игра: «Кот и мыши» (Коти дон калявла)

Игра-викторина «Ох, и прелесть эти сказки»

5 день

Марийская сказка

«Ёж и заяц»

Чтение сказки «Еж и заяц»

Беседа: Чтобы достичь цели, можно не только бежать, но и стоять на месте.

Просмотр иллюстраций к сказке

Составление альбома «Марийские сказки»

Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Ёж и заяц»

Марийская народная игра: «Дедушка, что ты делаешь?» (Ой, тьоти, мамыштет?)

6 день

Татарская сказка

«Камыр-батыр»

Чтение татарской народной сказки «Камыр-батыр»

Беседа: Если ты правильно выбираешь друзей – то с их помощью можно даже жениться на байской дочери.

Просмотр иллюстраций к сказке

Рисование: «Лучший друг»

Татарская народная подвижная игра «Серый волк» (Соры буре)

7 день

Татарская сказка

«Козел и баран»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Козёл и баран»

Беседа: «Хитрость и смекалка помогут победить любых врагов. Ну, и не помешает найденная на дороге волчья голова».

Консультация для родителей: «Что читать детям»

Подвижная игра «Займи место» (Буш урын)

8 день

Татарская сказка

«Убыр-Таз»

Чтение татарской народной сказки «Убыр-Таз»

Беседа: Тот, кто добр и честен, всегда остаётся в выигрыше. А вор и обманщик будет наказан, по справедливости.

Чтение поговорок о добре и зле

Рисование по мотивам сказки

Татарская народная игра: «Лисички и курочки» (Толке heм тавыклар)

9 день

Татарская народная сказка

«Шомбай»

Чтение татарской народной сказки «Шомбай»

Беседа: Обещания надо выполнять, а за работу – платить. Иначе можно стать объектом недоброй шутки.

Просмотр иллюстраций к сказке

Оформление уголка татарской сказки с помощью родителей

Татарская народная игра «Угадай и догони!» (Куып тот!)

10 день

Татарская народная сказка «Шүрәле»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Шурале»

Беседа: Хитёр лесной дух и на проказы горазд – а татарский батыр всё равно хитрее.

Изготовление поделок на тему «Как батыр Шурале перехитрил» (из природного материала)

Викторина «Татарские сказки»

11 день

Чувашская народная сказка

«Лиса и дятел»

Чтение чувашской народной сказки «Лиса и дятел»

Беседа: Как ни хитри, как не обманывай, а наказание всегда настигнет. А может так случится, что подведёт тебя собственный хвост.

Изготовление иллюстраций к сказке совместно с родителями.

Оформление консультации для родительского уголка «Сказки учат доброте»

Чувашская народная игра: «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ)

12 день

Чувашская народная сказка

«Тощий Волк»

Чтение сказки «Тощий волк»

Беседа: Выбирай себе еду по зубам. А ещё лучше – вырасти или заработай.

Просмотр иллюстраций к сказке

Чувашская народная игра: «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель)

Игра-викторина: «Книга сказок»

13 день

Чувашская народная сказка

«Дружок-Петушок»

Чтение сказки «Дружок-петушок»

Беседа: Нельзя доверять первому встречному – учит нас сказка. Хотя и у злодея судьба может сложиться печально.

Просмотр иллюстраций к сказке

Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Дружок-петушок»

Чувашская народная игра: «Кого вам?» (Тили-рам?)

14 день 

Чувашская народная сказка

«Золотой мешочек»

Чтение сказки «Золотой мешочек»

Беседа: Отнятое силой, обманом, как и ворованное, никогда не принесёт счастья. Расплата обязательно настигнет, а обманутый заживёт припеваючи.

Просмотр иллюстраций к сказке

Составление альбома «Чувашские сказки» (совместно с родителями)

Чувашская народная игра: «Лесничий» (Вăрман хуралçиллĕ)

15 день

Чувашская народная сказка «Маленькая Птичка»

Чтение сказки «Маленькая птичка»

Беседа: Гордыня и заносчивость могут оказать плохую услугу. Тем более, если в дело вмешиваются высшие силы.

Просмотр иллюстраций к сказке

Лепка из пластилина по мотивам сказки «Маленькая Птичка»

Чувашская народная игра: «Ручейки» (Юхан шывсем)

16 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Медведь и лиса»

Чтение мордовской народной сказки «Медведь и лиса»

Беседа: Большой зверь медведь, но важнее в жизни ум и смекалка, как у лисы.

Рисование иллюстраций к сказке

Мордовская народная игра: «В журавлей» (Каргиняса)

17 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Сестрица и братец»

Чтение сказки «Сестрица и братец»

Беседа: Хоть и страшна лесная ведьма, а обхитрить её можно.

Просмотр иллюстраций к сказке

Консультация для родителей «Сказки народов Поволжья»

Мордовская народная игра: «В платочки»

(Руцяняса)

18 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Лиса и кот»

Чтение сказки «Лиса и кот»

Беседа: При опасности не теряйся, действуй быстро – и выйдешь победителем.

Просмотр иллюстраций к сказке

Театральная постановка по мотивам сказки «Лиса и кот»

Мордовская народная игра: «В курочек» Сараскесэ)

19 день

Мордовская (мокшанская) сказка

«Лиса и журавль»

Чтение сказки «Лиса и журавль»

Беседа: Умнее всех тот, кто своим умом не хвастает, но друга из беды выручает.

Чтение пословиц и поговорок о труде

Мордовская народная игра: «Круговой» (Мячень кунсема)

Викторина: «Добрым молодцам урок!»

20 день

Мордовская (мокшанская) сказка

«Катитесь сюда, санки мои»

Чтение сказки «Катитесь сюда, саночки»

Беседа: Если слушает дикий зверь весёлые песенки, может попасть в ловушку.

Просмотр иллюстраций к сказке

Мордовская народная игра: «Горшочек» (Чакшкинесэ)

Оформление уголка мордовской сказки совместно с родителями

21 день

Удмуртская народная сказка «Алый цветок»

Чтение сказки «Алый цветок»

Беседа: Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рисование по мотивам сказки «Алый цветок»

Удмуртская народная игра: «Слепой баран» (Сукыр така)

22 день

Удмуртская народная сказка

«Облик луны»

Чтение сказки «Облик луны»

Беседа: Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла.

Изготовление иллюстраций к сказке, оформление альбома «Сказка Облик луны»

Удмуртская народная игра: «Поймай коня за хвост» (Валэз быжтӥз кут)

23 день

Удмуртская народная сказка

«Нюлэсмурт и медведи»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Нюлэсмурт и медведи»

Беседа: Случается так, что даже леший бывает добр к людям.

Чтение поговорок и пословиц о семье, дружбе

Удмуртская народная игра: «Собираю ягоды» (Узы-боры бичасько)

24 день

Удмуртская народная сказка

«Индюк, утка и другие»

Чтение сказки «Индюк, утка и другие»

Беседа: Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности.

Просмотр иллюстраций к сказке

Театральная постановка по мотивам сказки «Индюк, утка и другие»

Удмуртская народная игра: «Водяной» (Вумурт)

Викторина «Сказки я люблю давно»

25 день

Удмуртская народная сказка

«Умный козёл»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Умный козел»

Беседа: Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности.

Оформление уголка «Удмуртские народные сказки»

Удмуртская народная игра: «Горшок с маслом» (Вӧй горшок)

Консультация для родителей «Народные игры в саду и дома»

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf - 2017, - 67 с.
  2. Абаев А.Г. Поликультурное образование в современном обществе /А.Г. Абаев. – Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2012. – С. 3-5 .
  3. Баяндина З.К. Полилингвальное обучение в качестве одного изфакторов полной социализации в современном мире / З.К. Баяндина, Ж.С.Нурмагамбетова// Международный журнал прикладныхфундаментальных исследований. – 2014. – №8. – С. 142.
  4. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  5. Васильева, М.А, Гербова, В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва: Мозаика–синтез, 2017.
  6. Веракса, Н.Е., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа  Дошкольного образования. От рождения до школы – Москва: Мозаика-синтез, 2017. 
  7. Галаова Б.Н. Управление процессом взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в условиях полилингвального образования / Б.Н.Галаова. –Владикавказ: СОГПИ, 2014. – С. 51-55.
  8. Гурович, Л.М. Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. Ребенок и книга - Москва, 1999.
  9. Жуковская, Р. К. Чтение книги в детском саду. - Москва, 1955.
  10. Колесникова, О.И. Заметки о языке поэзии для детей / О.И. Колесникова // Русский язык в школе. - 2015. - № 4.
  11. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  12. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах/ С.Л. Новоселова.– Москва: Айресс Пресс, 2017. – 119 с.
  13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  14. Протасова Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте. Книга для преподавателей и родителей. / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –144 с.
  15. Расскажи мне сказку / сост.Э.И. Иванова. М.: Изд. « Просвещение», 1993.-464с.
  16. Садыков Ш.Ф. Поликультурное образование в системедошкольных учреждений республики Татарстан / Ш.Ф. Садыков //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием / редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра,2016. – С. 68-72.
  17. Сахипова, З.Г. Читаем детям / З.Г. Сахипова. – Ленинград: Просвещение, 1987.
  18. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  19. Солдатова Г.У. Практикум по диагностике и исследованию толерантности личности / Г.У. Солдатова. – М.: МГУ, 2003. – С. 4-13.
  20. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  21. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  22. Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9.
  23. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatarstan.ru/
  24. Деятельность и развитие личности ребенка http://psihologija.biz/kat
  25. Педагогическая библиотека по дошкольному образованию http://www.pedlib.ru
  26. Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми  http://www.detskiysad.ru/igra/565.html
  27. .Всё для детского сада. Методические разработки. http://www.moi-detsad.ru
  28. Развивающие игры для детей http://www.baby.com.ua/igr.html
  29. Форум родителей http://www.zayka.net/index
  30. Сказки Поволжья http://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/story/chuv

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя родная Республика Бурятия

Презентация о нашей родине!...

Башкортостан - моя родная республика.

Методическая разработка НОД по нравтсвенно патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ....

«Мой край родной! Республика моя!»

Итоговое мероприятие проектной деятельности «Знакомство дошкольников с писателями и поэтами Республики Татарстан»Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ув...

конспект НОД по патриотическому воспитанию детей "Татарстан - моя родная Республика"

Чувство Родины у ребенка начинаетя с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом,  и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная приро...

Материал для родителей по окружающему миру тема : «Мордовия - моя родная республика»

Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину,толерантное отношение к людям разных национальностей, патриотические чувства.Знакомить детей с национальной символикой республики Мор...

«Башкортостан – моя родная республика» Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

«Башкортостан – моя родная республика» Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы ...

Проект " Мой край родной Республика Башкортостан"

Актуальность проекта  Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности ...