Проект: «Сказки родной республики»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Введение
Чему учат сказки? В сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки - упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Через сказку, ребенку открывается малая родина, с ее культурными традициями, он учится уважать, гордиться землей, на которой живет, воспитывается патриотизм.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно народным сказкам родного края в формировании патриотических качеств детей.
Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к сказкам народов республики, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.
- Развивать интерес к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к сказкам народов родного края.
- Привлечь внимание детей к устному народному творчеству через сказки, загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
- Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
- Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, городу, краю.
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомятся со сказками народов проживающих на территории республики Татарстан. Сформируется правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края.
Повысится интерес детей и родителей к художественной литературе, возродится традиция домашнего чтения совместно с родителями.
Появиться устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.
Появиться ответственность за свои дела и поступки.
Появится и утвердиться определенный набор нравственных качеств:
- нравственных чувств (вера, долг, совесть, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие);
- нравственная позиция (способность к различению добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственное поведение (послушание, добровольность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чему учат сказки? | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 комбинированного вида»
Авиастроительного района города Казани
Проект:
«Сказки родной республики»
Выполнила воспитатель:
Сычева А.П.
Казань, 2021г.
Введение
Чему учат сказки? В сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки - упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Через сказку, ребенку открывается малая родина, с ее культурными традициями, он учится уважать, гордиться землей, на которой живет, воспитывается патриотизм.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно народным сказкам родного края в формировании патриотических качеств детей.
Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к сказкам народов республики, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.
- Развивать интерес к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к сказкам народов родного края.
- Привлечь внимание детей к устному народному творчеству через сказки, загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
- Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
- Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
- Развивать эмоционально-ценносное отношение к своей семье, дому, городу, краю.
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомятся со сказками народов проживающих на территории республики Татарстан. Сформируется правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края.
Повысится интерес детей и родителей к художественной литературе, возродится традиция домашнего чтения совместно с родителями.
Появиться устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.
Появиться ответственность за свои дела и поступки.
Появится и утвердиться определенный набор нравственных качеств:
- нравственных чувств (вера, долг, совесть, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие);
- нравственная позиция (способность к различению добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственное поведение (послушание, добровольность).
Принципы создания проекта:
- Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
- Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
- Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
- Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
- Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
- Принцип прочности полученных знаний.
- Воспитывающий характер обучения.
Методы и приёмы:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты;
2. Обьяснительно-иллюстративные;
3. Демонстративные;
4. Словесные;
5. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, беседы).
Формы организации детей:
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Образовательная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Игры
- Развлечения
- рассматривание иллюстраций и тематических альбомов
- Организация выставок поделок, выполненных совместно с родителями.
Интегрируемые познавательные области:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие».
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.
Длительность проекта: 1 месяц (25 дней)
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Поэтапное содержание проекта:
1 этап проекта – подготовительный:
- создание предметно-развивающей среды группы (подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; подбор дидактических игр, иллюстраций, художественной литературы).
- подбор материала для продуктивной деятельности.
- составление перспективного тематического плана.
2 этап проекта – основной:
- организация бесед с родителями.
- оформление информационных стендов.
- оформление альбома «Сказки Поволжья».
- чтение художественной литературы.
- дидактические игры, театрализованные игры и постановки сказок, развлечение по теме проекта.
- оформление папок передвижек, информационного уголка по теме проекта.
- составление картотек сказок, стихов, потешек, поговорок народов республики.
3 этап проекта заключительный:
- обобщение результатов работы.
- подведение итогов.
Перспективный план к проекту «Сказки родной республики»
Дата проведение/ Тема | Мероприятия |
1 день Марийская сказка «Добро лечит» | Чтение марийской сказки «Добро лечит» Беседа: Тот, кто в жизни делает добро, у того все болезни быстро проходят. Рассматривание иллюстраций к сказке Рисование по мотивам сказки Консультация для родителей: «Что сказки нам несут?» Марийская народная игра: «А мы просо сеяли» (Ма просым удена) |
2 день Марийская сказка «Почему заяц печален?» | Чтение сказки «Почему заяц печален?» Беседа: К трудным временам готовься заранее, а не то станешь, печален, как заяц. Рассматривание иллюстраций к сказке Лепка «Печальный зайка» Оформление выставки «Марийские сказки» Марийская народная игра: «Догони меня» (Шо, шо, мыньым поктен шо) |
3 день Марийская сказка «С зёрнышка до коня» | Просмотр мультфильма по мотивам сказки «С зернышка до коня» Беседа: Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье. Оформление папки передвижки для родителей «Читайте детям сказки!» Марийская народная игра: «Игра с платком» (Савыц дон мадмаш) |
4 день Марийская сказка «Чудесная мельница» | Чтение сказки «Чудесная мельница» Беседа: Наглостью и обманом счастья не добыть. Просмотр иллюстраций к сказке Чтение пословиц и поговорок про обман, обсуждение смысла пословиц Марийская народная игра: «Кот и мыши» (Коти дон калявла) Игра-викторина «Ох, и прелесть эти сказки» |
5 день Марийская сказка «Ёж и заяц» | Чтение сказки «Еж и заяц» Беседа: Чтобы достичь цели, можно не только бежать, но и стоять на месте. Просмотр иллюстраций к сказке Составление альбома «Марийские сказки» Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Ёж и заяц» Марийская народная игра: «Дедушка, что ты делаешь?» (Ой, тьоти, мамыштет?) |
6 день Татарская сказка «Камыр-батыр» | Чтение татарской народной сказки «Камыр-батыр» Беседа: Если ты правильно выбираешь друзей – то с их помощью можно даже жениться на байской дочери. Просмотр иллюстраций к сказке Рисование: «Лучший друг» Татарская народная подвижная игра «Серый волк» (Соры буре) |
7 день Татарская сказка «Козел и баран» | Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Козёл и баран» Беседа: «Хитрость и смекалка помогут победить любых врагов. Ну, и не помешает найденная на дороге волчья голова». Консультация для родителей: «Что читать детям» Подвижная игра «Займи место» (Буш урын) |
8 день Татарская сказка «Убыр-Таз» | Чтение татарской народной сказки «Убыр-Таз» Беседа: Тот, кто добр и честен, всегда остаётся в выигрыше. А вор и обманщик будет наказан, по справедливости. Чтение поговорок о добре и зле Рисование по мотивам сказки Татарская народная игра: «Лисички и курочки» (Толке heм тавыклар) |
9 день Татарская народная сказка «Шомбай» | Чтение татарской народной сказки «Шомбай» Беседа: Обещания надо выполнять, а за работу – платить. Иначе можно стать объектом недоброй шутки. Просмотр иллюстраций к сказке Оформление уголка татарской сказки с помощью родителей Татарская народная игра «Угадай и догони!» (Куып тот!) |
10 день Татарская народная сказка «Шүрәле» | Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Шурале» Беседа: Хитёр лесной дух и на проказы горазд – а татарский батыр всё равно хитрее. Изготовление поделок на тему «Как батыр Шурале перехитрил» (из природного материала) Викторина «Татарские сказки» |
11 день Чувашская народная сказка «Лиса и дятел» | Чтение чувашской народной сказки «Лиса и дятел» Беседа: Как ни хитри, как не обманывай, а наказание всегда настигнет. А может так случится, что подведёт тебя собственный хвост. Изготовление иллюстраций к сказке совместно с родителями. Оформление консультации для родительского уголка «Сказки учат доброте» Чувашская народная игра: «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ) |
12 день Чувашская народная сказка «Тощий Волк» | Чтение сказки «Тощий волк» Беседа: Выбирай себе еду по зубам. А ещё лучше – вырасти или заработай. Просмотр иллюстраций к сказке Чувашская народная игра: «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель) Игра-викторина: «Книга сказок» |
13 день Чувашская народная сказка «Дружок-Петушок» | Чтение сказки «Дружок-петушок» Беседа: Нельзя доверять первому встречному – учит нас сказка. Хотя и у злодея судьба может сложиться печально. Просмотр иллюстраций к сказке Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Дружок-петушок» Чувашская народная игра: «Кого вам?» (Тили-рам?) |
14 день Чувашская народная сказка «Золотой мешочек» | Чтение сказки «Золотой мешочек» Беседа: Отнятое силой, обманом, как и ворованное, никогда не принесёт счастья. Расплата обязательно настигнет, а обманутый заживёт припеваючи. Просмотр иллюстраций к сказке Составление альбома «Чувашские сказки» (совместно с родителями) Чувашская народная игра: «Лесничий» (Вăрман хуралçиллĕ) |
15 день Чувашская народная сказка «Маленькая Птичка» | Чтение сказки «Маленькая птичка» Беседа: Гордыня и заносчивость могут оказать плохую услугу. Тем более, если в дело вмешиваются высшие силы. Просмотр иллюстраций к сказке Лепка из пластилина по мотивам сказки «Маленькая Птичка» Чувашская народная игра: «Ручейки» (Юхан шывсем) |
16 день Мордовская сказка (эрзянская сказка) «Медведь и лиса» | Чтение мордовской народной сказки «Медведь и лиса» Беседа: Большой зверь медведь, но важнее в жизни ум и смекалка, как у лисы. Рисование иллюстраций к сказке Мордовская народная игра: «В журавлей» (Каргиняса) |
17 день Мордовская сказка (эрзянская сказка) «Сестрица и братец» | Чтение сказки «Сестрица и братец» Беседа: Хоть и страшна лесная ведьма, а обхитрить её можно. Просмотр иллюстраций к сказке Консультация для родителей «Сказки народов Поволжья» Мордовская народная игра: «В платочки» (Руцяняса) |
18 день Мордовская сказка (эрзянская сказка) «Лиса и кот» | Чтение сказки «Лиса и кот» Беседа: При опасности не теряйся, действуй быстро – и выйдешь победителем. Просмотр иллюстраций к сказке Театральная постановка по мотивам сказки «Лиса и кот» Мордовская народная игра: «В курочек» Сараскесэ) |
19 день Мордовская (мокшанская) сказка «Лиса и журавль» | Чтение сказки «Лиса и журавль» Беседа: Умнее всех тот, кто своим умом не хвастает, но друга из беды выручает. Чтение пословиц и поговорок о труде Мордовская народная игра: «Круговой» (Мячень кунсема) Викторина: «Добрым молодцам урок!» |
20 день Мордовская (мокшанская) сказка «Катитесь сюда, санки мои» | Чтение сказки «Катитесь сюда, саночки» Беседа: Если слушает дикий зверь весёлые песенки, может попасть в ловушку. Просмотр иллюстраций к сказке Мордовская народная игра: «Горшочек» (Чакшкинесэ) Оформление уголка мордовской сказки совместно с родителями |
21 день Удмуртская народная сказка «Алый цветок» | Чтение сказки «Алый цветок» Беседа: Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами. Рассматривание иллюстраций к сказке Рисование по мотивам сказки «Алый цветок» Удмуртская народная игра: «Слепой баран» (Сукыр така) |
22 день Удмуртская народная сказка «Облик луны» | Чтение сказки «Облик луны» Беседа: Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла. Изготовление иллюстраций к сказке, оформление альбома «Сказка Облик луны» Удмуртская народная игра: «Поймай коня за хвост» (Валэз быжтӥз кут) |
23 день Удмуртская народная сказка «Нюлэсмурт и медведи» | Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Нюлэсмурт и медведи» Беседа: Случается так, что даже леший бывает добр к людям. Чтение поговорок и пословиц о семье, дружбе Удмуртская народная игра: «Собираю ягоды» (Узы-боры бичасько) |
24 день Удмуртская народная сказка «Индюк, утка и другие» | Чтение сказки «Индюк, утка и другие» Беседа: Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности. Просмотр иллюстраций к сказке Театральная постановка по мотивам сказки «Индюк, утка и другие» Удмуртская народная игра: «Водяной» (Вумурт) Викторина «Сказки я люблю давно» |
25 день Удмуртская народная сказка «Умный козёл» | Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Умный козел» Беседа: Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности. Оформление уголка «Удмуртские народные сказки» Удмуртская народная игра: «Горшок с маслом» (Вӧй горшок) Консультация для родителей «Народные игры в саду и дома» |
Список используемой литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf - 2017, - 67 с.
- Абаев А.Г. Поликультурное образование в современном обществе /А.Г. Абаев. – Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2012. – С. 3-5 .
- Баяндина З.К. Полилингвальное обучение в качестве одного изфакторов полной социализации в современном мире / З.К. Баяндина, Ж.С.Нурмагамбетова// Международный журнал прикладныхфундаментальных исследований. – 2014. – №8. – С. 142.
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Васильева, М.А, Гербова, В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва: Мозаика–синтез, 2017.
- Веракса, Н.Е., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования. От рождения до школы – Москва: Мозаика-синтез, 2017.
- Галаова Б.Н. Управление процессом взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в условиях полилингвального образования / Б.Н.Галаова. –Владикавказ: СОГПИ, 2014. – С. 51-55.
- Гурович, Л.М. Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. Ребенок и книга - Москва, 1999.
- Жуковская, Р. К. Чтение книги в детском саду. - Москва, 1955.
- Колесникова, О.И. Заметки о языке поэзии для детей / О.И. Колесникова // Русский язык в школе. - 2015. - № 4.
- Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах/ С.Л. Новоселова.– Москва: Айресс Пресс, 2017. – 119 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
- Протасова Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте. Книга для преподавателей и родителей. / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –144 с.
- Расскажи мне сказку / сост.Э.И. Иванова. М.: Изд. « Просвещение», 1993.-464с.
- Садыков Ш.Ф. Поликультурное образование в системедошкольных учреждений республики Татарстан / Ш.Ф. Садыков //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием / редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра,2016. – С. 68-72.
- Сахипова, З.Г. Читаем детям / З.Г. Сахипова. – Ленинград: Просвещение, 1987.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
- Солдатова Г.У. Практикум по диагностике и исследованию толерантности личности / Г.У. Солдатова. – М.: МГУ, 2003. – С. 4-13.
- Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
- Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatarstan.ru/
- Деятельность и развитие личности ребенка http://psihologija.biz/kat
- Педагогическая библиотека по дошкольному образованию http://www.pedlib.ru
- Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми http://www.detskiysad.ru/igra/565.html
- .Всё для детского сада. Методические разработки. http://www.moi-detsad.ru
- Развивающие игры для детей http://www.baby.com.ua/igr.html
- Форум родителей http://www.zayka.net/index
- Сказки Поволжья http://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/story/chuv
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя родная Республика Бурятия
Презентация о нашей родине!...
Башкортостан - моя родная республика.
Методическая разработка НОД по нравтсвенно патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ....
«Мой край родной! Республика моя!»
Итоговое мероприятие проектной деятельности «Знакомство дошкольников с писателями и поэтами Республики Татарстан»Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ув...
конспект НОД по патриотическому воспитанию детей "Татарстан - моя родная Республика"
Чувство Родины у ребенка начинаетя с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная приро...
Материал для родителей по окружающему миру тема : «Мордовия - моя родная республика»
Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину,толерантное отношение к людям разных национальностей, патриотические чувства.Знакомить детей с национальной символикой республики Мор...
«Башкортостан – моя родная республика» Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы
«Башкортостан – моя родная республика» Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы ...
Проект " Мой край родной Республика Башкортостан"
Актуальность проекта Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности ...