«Мой край родной! Республика моя!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Куприянова Елена Владимировна

Итоговое мероприятие проектной деятельности «Знакомство дошкольников с писателями и поэтами Республики Татарстан»

Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, уважение к культурному наследию своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №17 «Василёк» ЗМР РТ

Итоговое мероприятие проектной деятельности

«Знакомство дошкольников с писателями и поэтами РТ»

«Мой край родной! Республика моя!»

(дети средней и подготовительной групп)

                                                             Подготовила и провела

                                                           воспитатель I кв. категории

                                         Куприянова Е.В.

                                                           

17 февраля 2017г.

Литературный досуг

«Мой край родной! Республика моя!»

Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, уважение к культурному наследию своего народа.
Задачи: 

1.Формировать чувство причастности к культурному наследию Татарстана, любовь к родному краю, интерес к его прошлому и настоящему.
2. Через художественное слово, музыку воспевать красоту родного края, чувство гордости, любовь и уважение к своей малой Родине.
3. Закреплять знания детей о литературных произведениях, писателей РТ.

Образовательные области: Художественная литература, коммуникация, познание.

Предварительная работа.        

Чтение произведений писателей  Габдуллы Тукая, Абдулы Алиша, Мусы Джалиля, Шауката Галиева, Рафиса Курбана; рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию произведений, литературный вернисаж «По прочитанным страницам». Знакомство с творчеством писателей РТ; просмотр мультфильмов по сказкам, театрализованные представления.

Методы и приемы.

Вопросы беседа, рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент. Узнай произведение по отрывку. Ответь быстро на вопрос.

Ход досуга.

Ведущая: Исәнмесез, кунаклар! Хәерле кон!

1 ребёнок. С книжками мы все дружны,

Любой из нас- читатель.

И конечно, знать должны,

Что пишет нам писатель.

2 ребёнок. На свете много есть профессий,

Но нет, пожалуй, интересней

Профессии писать стихами и

Монолог вести часами;

3 ребёнок. Словами душу обжигать.

Вы скажете, что это просто.

Попробуйте, ведь всё серьёзно….

Чтобы писать, ведь нужен дар,

Быть может, он им богом дан.

Слайд 1

Ведущая: Ребята, на экран мы видим портреты известных татарских писателей . Я предлагаю назвать их (дети перечисляют:  Габдулла Тукай, Абдула Алиш, Муса Джалиль, Шаукат Галиев, Рафис Курбан)

В своих произведениях они воспевают красоту родного края, призывают любить свой народ, родной язык, культуру и традиции.

Слайд 2  (Габдулла Тукай)

Ведущая: Поговорим о величайшем народном поэте Татарстана, литературном критике, публицисте, общественном деятеле и переводчике Габдулле Тукае. 

Ребёнок: Габдулла Тукай родился в татарской деревне Кушлауч в семье сельского муллы. Детство у него было очень трудное. Маленький Габдулла рано остался сиротой, жил у родственников. С деревенскими мальчишками бегал  в лес, на речку….Тукай прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет, но оставил нам много стихов и сказок.

Ведущая: Посмотрим на литературную мозаику по произведениям великого поэта.

1Ребёнок: Сказка «Шурале». Существует легенда о возникновении этого лесного чудища в родной деревне поэта-  Кырлай.

2Ребёнок:  Сказка «Водяная» учит не брать чужого (ребёнок читает отрывок из произведения)

3Ребёнок: Сказка «Коза и баран» учит нас быть смелыми, находчивыми и уметь выходить из трудных ситуаций.

4Ребёнок: Стих «Забавный ученик» призывает  нас учиться всем премудростям с малых лет (исполняют 2 ребёнка по ролям)!

5Ребёнок: Стих «Гали белән Кәҗә» (К. В. Закирова. Хрестоматия “ На поляне детства”.)

Слайд 3  (Абдулла Алиш)

Вед.  Ребята, это портрет человека, которого называли  «Человеком большого и доброго сердца».  
Ребёнок: Абдулла Алиш - известный татарский писатель. Любимым занятием Абдуллы Алиша было собирание книг, народных песен и пословиц. Мама Газиза апа была прекрасной сказительницей, писала бәетләр (короткие рассказы) и сочиняла стихи. Видимо у Абдуллы Алиша талант от мамы.

Вед: Предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубок» и  вспомнить сказки Абдуллы Алиша   (дети называют известные им произведения: «Хвосты», «Храбрый котёнок», «Огненное яичко», «Ничкебиль», «Болтливая утка», «Путешественники», «Два петуха»)

Сейчас посмотрим театральную постановку «Два петуха»

(Автор, Бабушка, Белый петух, Чёрный петух )

Ведущая: давайте поаплодируем актёрам.

Слайд 4   (Муса Джалиль)

Ребёнок. Есть в созвездьи Татарстана,

Чей над миром яркий свет

Сеет радость неустанно,

Славный воин и поэт.

                 ***

Эта песня о Джалиле,

Подвиг чей не умалить.

 И о звёздной святой силе.

Нам её в себе растить.

Bедущий. Сегодня  мы не можем не вспомнить о великом подвиге народного героя Мусы Джалиля.

1 ребёнок. Свою жизнь Муса Джалиль посвятил любимой родине и борьбе за справедливость. С началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт.  Был ранен и попал в плен. За то, что отказался перейти на сторону фашистов, Муса Джалиль был казнён.

2 ребёнок. В тюрьме он написал более 100 стихов: о жизни, о войне, о родине, о природе, о тоске по матери, и многие другие. Эти стихи напечатали через 15 лет после гибели автора .  За сборник «Маобитские тетради»   Мусе Джалилю посмертно присудили  премию.

Bедущий. Самое яркое стихотворение из сборника «Маобитские тетради»  -

«Красная ромашка».

(звучит музыка, на экране слайды на военную тему, девочки в костюмах «ромашка» исполняют музыкальную композицию, автор читает стих  «Красная ромашка»)

Слайд 5 (Шаукат Галиев) (Звучит песня на слова Ш. Галиева, музыка И. Хисамова «Шалт, Мөхәммәтҗан!»)

В зал выбегает мальчик.

1 Ребёнок-  Шавали:

Исәнмесез, балалар!

   Bедущий:

     - Ты кто такой?

Шавали:

 Как, вы разве меня не узнали?  

« Я - Шавали», живу на страницах книг Шауката  Галиева, сделавшись любимым героем детворы.      

              Я - Шавали!

              Я - шаловлив,

                 Я - смел,

                 Я - ловок,

                 Я – сметлив!

                 Находчив я трудолюбив,

                    Не скрою я,

                 Что очень скромен - я!

Bедущий:

-Очень приятно, (лукаво) однако твоё имя нам пока не о чём не говорит.

Шавали:

- Ну, как же?

2 Ребёнок: стихотворение «Послушный мальчик» 

                         Шавали -  послушный мальчик,

                         Как мне кажется.

                         Если дать ему конфету,

                         Не откажется.

- Да... Скромным тебя не назовёшь, а знаешь ли ты, что может случиться, если есть конфеты?

3 Ребёнок: стихотворение Ш.  Галиева « Конфеты есть не буду..»

Слайд 6 (Рафис Курбан)

Bедущий: Посмотрите на следующий слайд.

1Ребёнок. Это портрет поэта- драмматурга  Рафиса Курбана. Его родина в Высокогорском районе республики Татарстан. Он часто приезжает в детские сады и школы, считается любимым гостем дошколят. Его стихи помогают познать мир, приносят радость и счастье открытия.

2Ребёнок. Р. Курбан написал ряд детских пьес: «Заяц, победивший страх», «Закинул я удочку», «Ёжик ищет друзей», «Царевна и певец». Спектакли по его пьесам идут в татарских драматических театрах.

Bедущий: Смотрим фрагмент его известной пьесы  «Ёжик ищет друзей»    ( видео)

Слайд 7 (цитата о родном  языке)

Bедущий: Ребята, 21 февраля - большой праздник «День родного языка» и Рафис Курбан посвятил этой знаменательной дате своё замечательное стихотворение:

«Родной язык» (чтец)

Bедущий: Великий татарский поэт Габдулла Тукай тоже написал замечательные слова о родном языке. Эти слова превратились в прекрасную песню, которая стала гимном татарского народа.

Споём её все вместе (звучит песня  «Туган тел»)

Bедущий: А сейчас мы приглашаем вас посетить нашу библиотеку  “Мин укырга яратам”

Литература:

  1. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова.   Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
  2. Р.К Шаехова. Региональная программа дошкольного образования -      Казань 2012
  3. Методик кулланма “Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе”  Казань 2013
  4. К. В. Закирова .  Хрестоматия для воспитателей дошкольно- образовательных учреждений и родителей  “ На поляне детства”. −Казань, 2011.
  5. К. В. Закирова .  Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия  “ Балачак аланы”. − Казан, 2011.
  6. Р. Курбан «Алмалы төн». - Казан, 2002
  7. Стихотворения: М. Джалиля, Р. Курбана, Г.Тукая, Ш. Галиева, Р. Батуллы, Р. Миннуллина и т. д .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника «Мый моткоч йӧратем –тиде шочмо элем!» (Люблю тебя, мой край, родной), посвященного 95 - летию образования Республики Марий Эл с детьми старших групп

Цель: воспитание патриотических чувств к родному краю, любви и бережному отношению к её природе, культуре марийского народа.Задачи: 1.     Обогащать знания детей о своей Республике...

Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"

Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...

Сценарий праздника к 100-летию Республики Марий Эл «Процветай, Республика моя! Славься край родной!»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.Задачи:1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства люб...

Презентация " Республика Мордовия- Мой край родной "

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой мордовского народа и  природой родного края....

Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан «Мой край родной».

Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан«Мой край родной».Цель: познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, воспитывать чувство гордости за с...

Проект " Мой край родной Республика Башкортостан"

Актуальность проекта  Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности ...