Паспорт проекта "Мой дом, моя семья"
методическая разработка (средняя группа)

Елена Владимировна Карая

Познавательно-творческий, среднесрочный проект, в котором представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Проведение данного проекта позволяет совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьей, вырабарывать нравственное отношение к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, обучать разбираться в родственных связях, воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мой дом, моя семья"49.47 КБ
Файл moy_dom_moya_semya.pptx512.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №12

Карой Елены Владимировны

средний дошкольный возраст

Паспорт проекта

«Мой дом, моя семья»

Провела с октября 2020 г. по март 2021 г.

Петергоф

2020 г.

Информационная карта проекта:

Пояснительная записка

        Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

        Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

        В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 Полное название проекта: «Мой дом, моя семья»

Автор и руководитель проекта: воспитатели 2 средней группы Карая Елена Владимировна и Шутова Маргарита Леонидовна.

Участники: педагоги ГБДОУ № 12, воспитанники, родители, социальные партнеры (детская библиотека).

Место проведения: ГБДОУ детский сад № 12. Петергоф, Бульвар Разведчика, дом 14 корпус 5 лит. А

Тип проекта (продолжительность): Познавательно-творческий, средней длительности 3 месяца (октябрь-март 2020 г.)

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия для проживания. Формировать осознанное понимание, значимости в жизни ребенка семьи, родного дома; воспитание у детей чувства долга перед семьей.

Задачи проекта:

Образовательные: Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьей. Формировать у детей представление о семье, нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, обучать разбираться в родственных связях. Продолжать знакомить детей с родным городом. Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях. Закрепить умение соблюдать правила дорожного движения.

Дифференцировать понятия: домашний адрес и адрес детского сада.

Развивающие: Активизировать словарный запас по заданной теме, познавательный интерес. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей, творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 

Воспитывать у детей чувство любви к своему городу, дому, семье

Тип проекта: творческий, групповой, семейный. 

Срок реализации проекта: долгосрочный (с октября 2020г. по март 2021 г.).

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 4 лет, родители.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Воспитатели:

Опрос детей и анкетирование по заданной теме.

Определение цели и задач.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с/р, дидактических и развивающих игр.

Подборка литературы.

Сотрудничество с родителями: Беседы и консультации с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап

  1. Беседа на тему: «Мой домашний адрес».
  2. Запоминание домашнего адреса.
  3. Беседа на тему «Улица, на которой я живу».
  4. Рассматривание иллюстраций на тему «Город», «Улица», «Транспорт».
  5. Чтение художественной литературы о семье, загадки, пословицы, поговорки по заданной теме.
  6. НОД «Беседа о домашних адресах»; «Улица, на которой я живу»; «Улицы вокруг детского сада»,  «Генеалогическое дерево семьи»; «Мамочка любимая моя»; «Профессии моих родителей», «Достопримечательности родного города».
  7. Сюжетно -  ролевые игры: «Детский сад», «Мы идем в гости к…», «Водители», «Магазин», «Больница», «Семья», «Дочки – матери».
  8. Составление план-схемы от дома до детского сада «Путь от дома до садика».
  9. Совместно с родителями рисование «Мой дом – моя улица» для закрепления знаний детей своего домашнего адреса, подъезда, этажа.
  10. Экскурсия по улицам ближайшего окружения.
  11. Оформление альбома совместно с родителями «Моя семья, профессии моих родителей».
  12. Консультация «Что такое генеалогическое дерево?».
  13. Выставка «Генеалогическое дерево семьи».
  14. Создание папки-передвижки «Тайна имени».
  15. Выставка детского рисунка «Моя семья».
  16. Памятка для бабушек и дедушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка».
  17. Закрепление знаний правил дорожного движения.
  18. Досуг по «ПДД».

Заключительный этап

  1. Викторина «Моя семья»
  2. Обработка результатов по реализации проекта.

Предположительные результаты

Расширяться знания детей о семье, о взаимоотношениях между людьми.

Пополнится словарный запас.
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
 
Вместе с родителями будут рассматривать семейные альбомы, узнают больше о своей семье, своих предках.
Укрепятся детско-родительские отношения.
Дети станут более добрыми, отзывчивыми,  станут
 более бережно относятся к своей семье, своим родственникам.
В группе будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с семьей.  

Форма презентации проекта: творческий отчет

Итоговый продукт:

  • викторина «Моя семья»
  • выставка фотографий «Моя семья»
  • выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • выставка рисунков «Моя семья»
  • папка-передвижка «Тайна имени»
  • альбом  «Моя семья, профессии моих родителей»

Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 4-8 лет»

Этап

Формы работы, название мероприятия

Задачи

Сроки

    1

Обсуждение реализации проекта детьми и родителями

Мотивация детей  и родителей к деятельности и изучению предложенной темы

октябрь

    1

Беседа: «Что я знаю о семье»

Выявление уровня знаний детей о семье

октябрь

    2

Беседа: «Мой домашний адрес»

Закрепление знаний детей своего домашнего адреса

октябрь

    2

Оформление уголка книги (подбор книг о семье)

Систематизация наработанного материала

октябрь

    2

Продумывание дидактических пособий, картотек о семье 

Систематизация наработанного материала

октябрь

    2

Консультация для родителей

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Расширение представлений родителей о совместном отдыхе с детьми

ноябрь

    2

Беседа: «Выходной день в моей семье»

Расширение представлений детей о совместном отдыхе с родителями

ноябрь

    2

Беседа: «Улица, на которой я живу»

Закрепления знаний детей своего домашнего адреса

ноябрь

    2

Совместно с родителями рисование «Мой дом – моя улица»

Закрепления знаний детей своего домашнего адреса, подъезда, этажа

ноябрь

    2

Составление плана-схемы от дома до детского сада  «Путь от дома до садика»

Совместная деятельность родителей и детей

ноябрь

    2

Экскурсия по улицам ближайшего окружения

Закрепления знаний детей улиц  вокруг детского сада

ноябрь

    2

Досуг по «ПДД»

Закрепление знаний детей о правилах ПДД

ноябрь

    2

Беседа: «Как я помогаю дома» Рассматривание иллюстраций о семейных отношениях

Уточнить представления о семье, активизировать словарный запас детей.

декабрь

    3

Сбор материалов для выставки совместных работ детей и родителей рисунки  «Моя семья»

Совместная деятельность родителей и детей

январь

    3

Выставка рисунков  «Моя семья»

Совместная деятельность родителей и детей

январь

    3

Оформление папки-передвижки

«Тайна имени»

Расширить представления детей и родителей  о своих именах

февраль

    3

Беседа: ««Родственные отношения»

Уточнить представления о детей о семейных отношениях

январь

    3

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Уточнить представления о семье

январь

    3

Рассматривание сюжетных картин, семейных фотографий,  иллюстраций на тему «Город», «Улица», «Транспорт»

Уточнить представления о семье, активизировать словарный запас детей.

январь

    3

Беседа «Кто они такие бабушка и дедушка»

Воспитать бережное отношение к своим родным

февраль

    3

Памятка для бабушек по воспитанию внуков

«Мои любимые бабушка и дедушка»

Расширить представления старшего поколения в семье о воспитании внуков

февраль

    3

Ознакомление с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки, загадки о семье)

Приобщение к народному фольклору, развитие речи

на протяжении проекта

    3

Разучивание стихов и песен о семье

Привитие навыков внимательно слушать литературный текст, развивать память.

на протяжении проекта

    3

Двигательная деятельность Подвижные игры: «Гуси-гуси, га, га, га…», «Перешагни – не наступи», «С пенька - на пенек»,  «Найди свой домик», «Ручеек»,  «Птичка в гнездышке»                

Развивать двигательную активность, координацию движений, физические качества.

на протяжении проекта

2

Разучивание пальчиковых игр: «Моя семья»,  «Дружная семья», «Три весёлых братца», «Бабушкины пирожки» 
Дид. Игр:  «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Исправь Незнайку», «Кто младше?», «Кто старше?», «Сложи картинку», «Кем быть»

Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей

на протяжении проекта

2

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы) ЧХЛ «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Синяя чашка» М. Матвеева,  «Тёплый хлеб» К. Паустовский,

«Сказка об умном мышонке»,

«Дедка и репка», «Цветик -  семицветик», «Пых», «Мамина работа», «Как пахнут ремесла»  

Д. Родари, «Мамина дочка» В. Белов, «Косточка»

 К. Ушинский, «Старый дед и внучок» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил», «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский, «Похищенное имя»

Т.А. Шарыгина

 


Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы

на протяжении проекта

2

Театрализация по сказкам

 «Сказка об умном мышонке»

«Дедка и репка»,

«Маша и медведь»

Активизировать словарный запас детей, развивать речь и  театральные способности детей

декабрь январь февраль

3

Творческое рассказывание белорусской сказки «Пых», «Моя семья»

Активизировать словарный запас детей, развивать речь

декабрь январь февраль

3

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Мы идем в гости к…», «Водители», «Магазин», «Больница», «Семья», «Дочки – матери».

Воспитывать желание сопереживать и помогать членам своей семьи

на протяжении проекта

3

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты о семье

Привлечение детей к самостоятельной деятельности

на протяжении проекта

3

Беседа: «Кем работают твои родители»

Расширение представлений о труде и профессиях взрослых

февраль

3

Оформление альбома совместно с родителями «Моя семья, профессии моих родителей»

Взаимодействие с родителями

февраль- март

3

Продуктивная деятельность  лепка «Цветы маме», рисование «Моя семья», «Мама», аппликация «Подарок бабушке и дедушке».

Развитие творческих способностей детей через передачу впечатлений об увиденном и прочитанном

на протяжении проекта

3

Сбор материалов для выставки совместных работ детей и родителей «Генеалогическое древо семьи»

Расширить представления детей о семье.

февраль

3

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Взаимодействие с родителями

февраль

3

Викторина «Моя семья»

Закрепление знаний детей о семье

март

3

Игровое развлечение совместно с районной детской библиотеке «Моя семья»

Закрепление знаний детей о семье

март

3

Подведение итогов в реализации проекта

Творческий отчет

март


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка для бабушек по воспитанию внуков

Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.

• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.

• помогайте всем, чем только можно деньги - наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.

• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.

• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.

• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.

• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Родители, желаем Вам успехов!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Генеалогическое древо семьи.

     Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. 
    Давайте же вместе с ребенком составим свое генеалогическое дерево. Это будет интересно не только ему, но и Вам! 

   Генеалогическое дерево – это родословная семьи. Ребенка дошкольника 4-6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. 

     На схеме каждое поколение располагается на определенной ступени. Это развитие рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеиваются фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение. 
    От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол» (его можно изобразить, нарисовав дерево). 
От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени – бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников, род их занятий, место где родились, то, как прошло детство. 
     Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и пр.), аудио-видеозаписи. После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т.е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тете есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению, соответственно эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком.   Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться в «глубь веков». Генеалогическое дерево можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи. 

     Можно поместить панно в специальную рамку или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого манускрипта или древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже». «Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора марганцовокислого калия, чая или кофе. Их наносят кисточкой, ватным тампоном или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно, если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые погрешности в окраске также помогут создать впечатление старины. 
     Генеалогическое дерево, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой – будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с проводимой ранее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его. 
Подчеркну еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и документами. Так постепенно будет оформляться летопись семьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Картотека сюжетно-ролевых игр
«Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

«Больница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки. 
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья. 
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) 
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. 

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал:  весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультации для родителей на тему "Что такое семья", "Роль семьи в формировании здорового образа жизни", «История моей семьи».

Что такое семья?
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

– Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь»,

как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

Цели:

Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых.

 

Задачи:

Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в собственном темпе.

 Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

 Помочь эмоционально сблизится всем участникам образовательного процесса,  в неформальной обстановке.

 Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Учить заботливому отношению к родным и близким людям, сверстникам, старшему поколению.

 Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях.

 

Ресурсы кадровые: воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.

материально-технические: фотоаппарат, музыкальный центр, мультимедийная доска.

Оборудование: четыре листа А3, краски, кисти, баночки, толстые фломастеры, 2 мольберта, картинки с изображением членов семьи, мяч, два стула, два обруча, теннисные мячи,  маски к сказке «Теремок».

Предварительная работа:

Анкетирование родителей.

С детьми сделать маски к игре «Теремок» в технике оригами.

Выучить стихи с детьми, танцы, песню.

Научить детей делать массаж «Неболей-ка».

Чтение сказки «Теремок».

Сделать с детьми памятные медали для родителей «За родительскую активность и отзывчивость».

Распечатать памятки «Воспитывайте детей успешными».

Разработка хода собрания.

Подбор литературы.

 

Предполагаемый результат: родители научатся общаться с детьми в необычной обстановке, радоваться успехам своего малыша, между взрослыми и детьми складываются доверительные отношения. Формируются ценные качества личности детей: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. 

 

Ход собрания «Семью семь».

 

В: Уважаемые родители и дети, сегодня у нас семейный спортивно – познавательный праздник «Семью семь».

Дети читают стихи.

1-й  реб. Праздник наш сегодня не простой –

                 Будем веселиться всей семьёй.

                Ловкость и таланты вам покажем,

                 Мамы папы выступают даже.

2-й реб.  Надо нам сдержать своё волнение,

                 Чтоб отличным было выступление.

                 Пусть команда победит любая -

                 Дружба наша крепкая такая.

3-й реб.   Мамы, папы дорогие!

                 Знаем, что у вас забот не счесть,

                 Но сегодня вам докажем,

                 Что не зря у вас мы есть.

4-й реб.   Ваши дочки и сыночки

                 Очень любят пап и мам.

                  Пусть от нашей дружбы крепкой       

                  Станет легче в жизни вам!

 

Дети под руководством музыкального руководителя поют песню «Наша дружная семья» и садятся.

В: О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга уже есть. А называется она «Семью семь», потому что в ней семь страниц. И у каждой страницы есть в названии цифра семь. Ведь семья – это семь Я. Давайте полистаем страницы этой книги и сможем узнать что-то интересное о своей семье.

 

Воспитатель предлагает родителям и детям сесть на палас большим кругом, и начинает листать страницы семейной книги.

 

1-я страница «Мой дом – моя крепость».

Двум семьям предлагается нарисовать дом своей мечты.

2-я страница «Седьмое колено».

Воспитатель предлагает родителям вспомнить, как называют женщин (мужчин) в семье (тёща – мать жены, золовка – сестра мужа, шурин – брат жены, деверь – брат мужа, свекровь – мать мужа).

Вопросы для детей: бабушка – мама папы и мамы, дядя – брат папы и мамы, дедушка – папа мамы и папы.

3-я страница «Семь вёрст до небес».

Воспитатель предлагает родителям вспомнить детство и поиграть вместе с детьми в подвижную игру «Мышеловка».

4-я страница «За семью печатями».

Воспитатель сообщает родителям о том, что их дети настоящие волшебники и могут вылечить от любой болезни.

Дети делают массаж родителям.

Массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело,

Чтоб не кашлять, не чихать,

Будем носик растирать.

Лобик тоже разотрём,

Ладонь поставим козырьком.

Вилку пальчиками сделай,

Ушко ты погладь умело.

Знаем, знаем – да, да, да –

Нам простуда не страшна!

В: Теперь нам точно никакая простуда не страшна, отправляемся дальше.

Под руководством музыкального руководителя танцуют танец «Полька»

5-я страница «Семеро одного не ждут».

Воспитатель предлагает родителям и детям поделиться на две команды и принять участие в семейной эстафете.

1.   «Общая картина».  Воспитатель ставит перед командами задание — написать картину: моя семья. Каждый участник должен добежать до «мольберта», нарисовать одну деталь образа и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой представит свой «шедевр».

 

2.   «Меткие стрелки». На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.

 

3.   «Тачанка». Папа одевает на себя обруч, а за него держится ребёнок, таким образом они бегут до пенька огибают его, возвращаются обратно и передают обруч следующему

 

4.   «Передай мяч». Первому, стоящему в колонне, даётся мяч. По сигналу он начинает передавать его назад. Побеждает та команда, в которой мяч быстрее окажется у последнего игрока.

 

6-я страница «Семимильными шагами».

Инсценировка сказки «Теремок»  детьми и родителями. Дети заранее изготавливают маски к сказке. Взрослые становятся в круг, изображая теремок.  Дети в масках заселяют его.

 

7-я страница «Семь нот».

Общий танец детей и родителей «Разноцветна игра».

 

Воспитатель благодарит детей и родителей. Вместе с детьми вручает памятные медали, сделанные руками их детей,  «За родительскую активность и отзывчивость»,  памятки «Воспитывайте детей успешными».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЯ СЕМЬЯ» Для детей младшего дошкольного возраста Воспитателя ГБДОУ детский сад №12 Петродворцового района Санкт-Петербурга КАРОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 2019 год

Слайд 2

Э Т О М О Й Д О М

Слайд 3

Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? С Е М Ь Я!

Слайд 4

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… М А М А

Слайд 5

Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш … П А П А

Слайд 6

Кто всю жизнь работал, Окружал заботой. Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш… Д Е Д

Слайд 7

Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша … Б А Б У Ш К А

Слайд 8

Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка — Моя старшая … С Е С Т Р А Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… С Е М Ь Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Моя дружная семья"

Социально-коммуникативное развитие...

Паспорт проекта "Наша дружная семья"

Паспорт проекта для средней группы...

Паспорт педагогического проекта Тема: «Семья и семейные традиции»

Девиз проекта:«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»...

Паспорт мини – музея «Моя семья» 2-младшая группа «Пчелки» Воспитатель Ткаченко Е.Ю

Паспортные данные: Актуальность.        Говорят, что семья - самое теплое место на Земле. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается осла...

Паспорт педагогического проекта "Моя семья"

Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочнос...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА И ЕГО СЕМЬИ

Социальный паспорт воспитанников содержит основные сведенияо ребенке и его семье....

Паспорт педагогического проекта "Моя семья"

Паспорт педагогического проекта "Моя семья"для детей подготовительной к школе группыАктуальность. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственникам...