«Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»
план-конспект занятия (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна

(воспитатель высшей квалификационной категории)

                                                                     

2017 – 2018 учебный год

с. Акатьево

Цели: 

Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания.

Задачи: 

- Закреплять и расширять представление о России.

- Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России.

- Способствовать формированию у детей интереса к народам России.

- Познакомить с особенностями разных народных культур.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- Расширять активный словарь детей.

- Развивать композиционное умение ритмично располагать одинаковые формы в ряд; использовать полученные умения и навыки при выполнении коллективной аппликации; поощрять проявление творчества.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народы России», «Народные промыслы народов России», «Народные костюмы», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, башкирские, карельские, татарские, нанайские, чукотские, дагестанские, якутские, эвенские и т.д.)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н. и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и.), «Тимербай» (татарская н. и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России.

Оборудование и пособия:  ноутбук; интерактивная доска; презентация к занятию, запись народных мелодий, тюбетейка для игры «Тимербай», материал для продуктивной деятельности, угощение.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, игровые приемы, беседа, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Ход ОД:

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями.) ( Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, давайте через ладошки передадим тепло наших сердец друг другу.  Чувствуете, как это тепло согревает наши руки, распространяется по всему телу,  наполняя его добром и хорошим настроением. Сохраните его в своем сердце.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать? Для этого надо разгадать кроссворд. (Интерактивная доска.) (Слайд 2) Слушайте загадки:

1) Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит? (Река)

2) На одном конце чудак - на другом конце - червяк. (удОчка)

3) Всё кружатся и летают, а, присев на руку, тают. (Снежинки)

4) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (чаСы)

5) Умная, но не живая. Учит, но немая. (кнИга)

6) Когда он нужен - его выбрасывают, а когда не нужен - поднимают. (Якорь)

Воспитатель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Ответы детей.) Правильно - Россия, название нашей Родины. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Ребенок:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки красивые в пламени синем

Тебя по-славянски назвали - Россия.

(Дети садятся на стулья. Рассматривание карты России.) (Слайд3)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

1. Наша страна называется … (Россия).

2. Наша страна очень … (большая, огромная).

3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна - это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, мордва, чеченцы и др.

Воспитатель (показывает на карте): Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары живут в средней полосе России. Чукчи, нанайцы, эвенки - на севере, осетины, ингуши - на юге страны.

    Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, религию. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои игры, песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия. (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем с вами в татарскую народную игру «Тимербай».

Физкультминутка. Татарская народная игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. На голову водящего надевается тюбетейка. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. (Фоном идет музыка данного народа.) (Слайд 5)

    Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди... чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая и удобная, ведь на севере так холодно! Как вы думаете? из чего должна быть сделана одежда жителей Севера? (ответы детей) Правильно, она сделана из оленьих шкур. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. (Слайд 6) Народный промысел чукчей - это резьба по кости, шитьё одежды из меха. (Слайд 7) Любимое блюдо - строганина - блюдо из замороженной рыбы или оленины. (Слайд 8) Традиционные праздники - праздник «Байдары», праздник «Оленя», праздник «Кита». У народов Крайнего севера очень острое зрение, ведь им приходится охотиться и гонять стада оленей по бескрайним просторам тундры. Они постоянно тренируют свои глаза. Давайте мы тоже попробуем это сделать.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Самый многочисленный народ в России – это люди русской национальности. Давайте рассмотрим национальную одежду русского народа. Какие основные элементы  русского костюма у женщин и мужчин вы можете назвать? (Слайд 9)

Дети: сарафан,  фартук, рубашка, кокошник, платок у женщин, рубаха, пояс, штаны, сапоги у мужчины.

Воспитатель: Русские люди очень трудолюбивый народ и никогда «не сидели, сложа руки», не бездельничали. Какие русские народные промыслы вы знаете? (Слайд 10)

Дети: Дымовские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская, городецкая посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.

Воспитатель: Какие национальные русские блюда вы знаете, и наверняка любите? (ответы детей). Любимым национальным блюдом русского народа являются  щи, пироги, блины, пельмени. (Слайд 11)   А какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Осенины». (Слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, это татарский национальный костюм. (Слайд 13) Одежда мужчин и женщин состоит из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевается безрукавный камзол. На голове у мужчины тюбетейка, у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. На ногах - кожаные сапоги с мягкой подошвой. (Слайд 14) На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство, кожаная мозаика, ткачество, валяльно-войлочный промысел. (Слайд 15) У татарского народа есть праздник Сабантуй - это праздник окончания посевных работ. (Слайд 16) На празднике принято готовить плов, эчпомчак, кузикмяки, вкусные сладости, например чак - чак.

Воспитатель: А какой красивый мордовский национальный костюм. (Слайд 17) У женщин - рубаха без воротника, которая красиво украшается. Она подпоясывается красивым поясом - пулайем. Сверху надевается сарафан. На голове – высокая шапочка, украшенная бисером и вышивкой. На ногах лапти. Мужской костюм схож с костюмом русских молодцев, по-простому - рубаха и штаны. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а просто подпоясывали.  Пояс украшается пряжкой из металла и камней. К поясу прикрепляется оружие. (Слайд 18) У мордвы и русских праздники одинаковые.  Есть еще у мордовского народа праздник «Балтай». Все обращается за помощью к главному господину леса – Медведю. (Слайд 19) Любимые блюда мордвы – это пшеничные блины, пирог с мясом, молочная каша, пампушки. (Слайд 20) В Мордовии женщины любят работать с бисером, вышивать, делать кукол, мужчины занимаются резьбой по дереву.

    Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Почему?

Дети: Потому что русский - государственный язык России.

Воспитатель: Правильно. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

    Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?

Дети: В сказках добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: Какие народные сказки вы знаете? (Слайд 21)

Дети: 

- «Матти - весельчак» - карельская сказка

- «Перя - богатырь» - Коми;

-  «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

- «Тюляк, сын  Сари - Маркаса» - башкирская сказка;

-  «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

-  «Как собака друга искала»- народы севера;

- «Кит и олень» - чукчи;

- «Девушка - хвощина» - якутская сказка;

- «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

-  «Айога» - нанайская сказка.

Воспитатель: Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом, не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

    Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете? (Слайд 22)

Дети:

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех, и все за одного.

4. Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

7. Дружба – самое, дорогое сокровище.

8. Дружба  дороже денег.

9. Без друга в жизни туго.

10. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Воспитатель: Ребята, а в нашем селе Акатьево проживают люди разных национальностей? (ответы детей). Все живут мирно и дружно независимо от своей национальной принадлежности и вероисповедания. А сейчас я предлагаю вам сделаем плакат «Дружба народов России».

Аппликация «Дружба народов России».

Воспитатель: Прежде, чем начать работу, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Народы России».

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.   (Руки вперед, пальцы соединить.)

Один – рыбак с рожденья,   (Ладони имитируют плаванье рыбки.)

Другой – оленевод                (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.)                                                                         

Одни кумыс готовит,           (Круговое поглаживание живота рукой.)

Другой готовит мед.            (Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень.             (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.)

Другим – милей весна.         (Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия.

У нас у всех одна.                 (Берутся за руки и делают «Домик».) 

Воспитатель: Ребята,   на столе лежат вырезанные вами заранее фигурки человека. Фигурки из цветной бумаги, что символизирует разнообразие народа нашей страны. Теперь давайте наклеиваем их на наш плакат так, чтобы фигурки держали друг друга за руки и располагались вокруг российского флага. (Работа детей.) 

Воспитатель: Посмотрите, какой дружный получился хоровод. (Показ плаката гостям.)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чем мы сегодня беседовали, и что нового вы узнали?

Дети: В России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов.

Воспитатель: Мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Ребенок:

За руки возьмемся

Встанем в круг

Каждый человек, человеку друг

За руки возьмемся

Пусть пойдет

По земле огромный хоровод.

Хоровод «Дружба».

Воспитатель: И в заключение нашей встречи, я хочу угостить вас, ребята, и наших гостей татарским национальным блюдом – «Чак – чаком» и дагестанской «Пахлавой». (Дети угощаются сами и угощают гостей.)                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях

В данной статье кратко описыны типы музыкальных занятий, направленных на развитие этнокультурной осведомленности дошкольников....

Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...

Сообщение «Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

Работа по поликультурному воспитанию старших дошкольников (из опыта работы)...

"Формирование экологической культуры посредством духовно-нравственного воспитания" педагогическая гостиная для воспитателей

На этом мероприятии воспитатели обсуждают, что экологическая культура  воспитанников формируется посредством духовно-нравственного их воспитания. Решают разные проблемные ситуации, и отвечают на ...

СЕМИНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознател...

Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...