СЕМИНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_na_temu.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Подготовила воспитатель Силиченко Н.В.
МАДОУ №124.
г. Калининград
2012год.
Этнокультурная осведомленность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся следующие:
- Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно – изобразительную, музыкальную, игровую и другую – на основе единого содержания.
- Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
- жизнедеятельности детей в семье, при общении с родственниками, т.е. мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается в том числе и этнокультурной спецификой;
- наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсий, досугов и т.п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения;
- образовательной работой, прежде всего обобщающих (итоговых) бесед, цель которых – суммирование, уточнение и систематизация знаний детей.
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время (чаще во вторую половину дня);
4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Данная форма работы может быть построена как на «мономатериале» (например, участие детей в празднике «Масленица», сценарий которого отражает традиции его отмечания русским и другими славянскими народами), так и на основе материала, отражающего специфику какого – либо праздника, на пример Нового года, у разных народов. Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Данные формы работы могут организовываться как с участием педагогов, детей и их родителей, так и путем привлечения любительских и профессиональных художественных коллективов города и края. Концерты (песни танцы, игра на музыкальных инструментах) могут быть посвящены одной теме (например, празднования календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику.
6. Целевые прогулки, экскурсии. Задачи данного вида деятельности – активизировать имеющиеся знания, побуждать ребенка устанавливать связь между новой этнокультурной информацией, полученной из повседневной жизни, обогатить этнокультурный опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях, и их культуре в не НОД, т.е. на целевых прогулках и экскурсиях. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждения поговорки, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений. Экскурсии, посвящение выставок музеев способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных средств, об особенностях уклада жизни, культуры других народов.
В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первое представление о культуре своего народа. Использование потенциала семьи осуществляется путем:
- Привлечения родителей к проведению НОД.
- Участие родителей в выставках семейного творчества.
- Предоставление родителями фотографии, видиоматерьялов предметов быта и исскуства хранящихся в семье,
- Совместного с детьми участия в фольклорном концерте с этнокультурной тематикой.
- Ведения вмести с детьми исследовательской деятельности (метод проектов).
Методы и приемы активизации прессов в формировании этнокультурной осведомленности детей. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Их достоинства заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием. Игровой опыт для школьников включает народные игры, считалки, фольклорные прибаутки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"
Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....
Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"
Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...
«Формы и методы формирования психологического здоровья детей».
Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом....
Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей
Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...
Формы и методы формирования этнокультурного самосознания у детей.
Дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря ...
ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....
Презентация «Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания»
Поликультурное воспитание: школа диалога культур...