СЕМИНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Силиченко Наталья Валерьевна

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_na_temu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

                                                  Подготовила воспитатель Силиченко Н.В.

                                                                                           МАДОУ №124.

г.  Калининград

2012год.

Этнокультурная осведомленность – это не просто представление об истории и  культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся следующие:

  1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно – изобразительную, музыкальную, игровую и другую – на основе единого содержания.
  2.  Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
  • жизнедеятельности детей в семье, при общении с родственниками, т.е. мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается в том числе и этнокультурной спецификой;
  • наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсий, досугов и т.п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения;
  • образовательной работой, прежде всего обобщающих (итоговых) бесед, цель которых – суммирование, уточнение и систематизация знаний детей.

3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время (чаще во вторую половину дня);

4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Данная форма работы может быть построена как на «мономатериале» (например, участие детей в празднике «Масленица», сценарий которого отражает традиции его отмечания русским и другими славянскими народами), так и на основе материала, отражающего специфику какого – либо праздника, на пример Нового года, у разных народов. Эти действа,  непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Данные формы работы могут организовываться как с участием педагогов, детей и их родителей, так и путем привлечения любительских и профессиональных художественных коллективов города и края. Концерты (песни танцы, игра на музыкальных инструментах) могут быть посвящены одной теме (например, празднования календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии  театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок  или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику.

6. Целевые прогулки, экскурсии. Задачи данного вида деятельности – активизировать имеющиеся знания, побуждать ребенка устанавливать связь между  новой этнокультурной информацией, полученной из повседневной жизни, обогатить этнокультурный опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях, и их культуре в не НОД, т.е. на целевых прогулках и экскурсиях. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждения поговорки, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений. Экскурсии, посвящение выставок музеев способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных средств, об особенностях уклада жизни, культуры  других народов.

В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первое представление о культуре своего народа. Использование потенциала семьи осуществляется путем:

  • Привлечения родителей к проведению НОД.
  • Участие родителей в выставках семейного творчества.
  • Предоставление родителями фотографии, видиоматерьялов предметов быта и исскуства хранящихся в семье,
  • Совместного с детьми участия в фольклорном концерте с этнокультурной тематикой.
  • Ведения вмести с детьми исследовательской деятельности (метод проектов).

               Методы и приемы активизации прессов в формировании этнокультурной осведомленности детей. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Их достоинства заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием. Игровой опыт для школьников включает народные игры, считалки, фольклорные прибаутки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"

Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

«Формы и методы формирования психологического здоровья детей».

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом....

Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...

Формы и методы формирования этнокультурного самосознания у детей.

Дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря ...

ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у ребёнка дошкольного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....